Дело № 5-49/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Республика Коми город Вуктыл 23 мая 2022 года
Судья Вуктыльского городского суда Республики Коми Сергеева Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Вуктылстройсервис», расположенного по адресу: 169570, Республика Коми, г. Вуктыл, ул. Комсомольская, д. 5,
УСТАНОВИЛ:
в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Вуктылстройсервис» (далее - ООО «Вуктылстройсервис») 12 мая 2022 года начальником миграционного пункта Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вуктылу Беликовой Н.Н., составлен протокол об административном правонарушении ВУ № по факту того, что с 14 октября по настоящее время ООО «Вуктылстройсервис» в нарушение требований пункта 2 приложения № 9 Приказа МВД РФ от 30 июля 2020 года № 536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» не выполнило обязанность работодателя об уведомлении в установленной форме в трехдневный срок территориального органа федерального органа исполнительной власти осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо в электронной форме с использованием информационно-коммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал, о заключении трудового договора с иностранным гражданином Республики Узбекистан ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовой договор с которым заключен 11 октября 2021 года.
Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Трудовой договор с ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен 11 октября 2021 года, уведомление по настоящее время не направлено, следовательно, ООО «Вуктылстройсервис» не выполнена обязанность работодателя по направлению уведомления.
Таким образом, ООО «Вуктылстройсервис» с 14 октября 2021 года по настоящее время нарушило действующее законодательство в части подачи уведомления о заключении трудового договора с иностранным работником в установленной форме на гражданина Республики Узбекистан ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовой договор с которым заключен 11 октября 2021 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный, государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным рабочим в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Законный представитель ООО «Вуктылстройсервис» будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Начальник миграционного пункта Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вуктылу Беликова Н.Н. надлежащим образом извещена судом о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело об административном правонарушении в ее отсутствие.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии с положениями ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «Вуктылстройсервис», суд приходит к выводу, что при вышеуказанных обстоятельствах в действиях ООО «Вуктылстройсервис» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ООО «Вуктылстройсервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается следующими материалами дела об административном правонарушении:
-протоколом об административном правонарушении ВУ № от 12 мая 2022 года;
-объяснением директора ООО «Вуктылстройсервис» Ананяна Г.С., законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в объяснениях данных начальнику миграционного пункта Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вуктылу Беликовой Н.Н. пояснял, что с обстоятельствами, указанными в протоколе об административном правонарушении ВУ № согласен. О том, что в трехдневный срок необходимо направить уведомление о заключении трудового договора в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Коми напоминал секретарю, которая в настоящее время в ООО «Вуктылстройсервис» не работает. В 2021 году в ООО «Вуктылстройсервис» не назначались должностные лица из числа работников, в чьи обязанности входит работа с иностранными гражданами, в частности отправка уведомлений о приеме на работу и увольнении иностранных граждан в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Коми. О том, что в отношении ФИО уведомление в УВМ МВД по Республике Коми не направлялось выяснилось, когда его затребовали в миграционном пункте Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вуктылу. Ответственность, что не проконтролировал выполнение своих требований с себя не снимает;
-объяснением инспектора отдела кадров ООО «Вуктылстройсервис» Серебренниковой Г.А.;
-копией свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения от 8 ноября 2013 года (ООО «Вуктылстройсервис»);
-копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 11 №, выданного 8 ноября 2013 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми (ООО «Вуктылстройсервис»);
-копией протокола от 21 октября 2013 года № 1 собрания участников (учредителей) ООО «Вуктылстройсервис»;
-копией Устава ООО «Вуктылстройсервис»;
-копией срочного трудового договора от 11 октября 2021 года №12, заключенного ООО «Вуктылстройсервис» с ФИО;
-копией паспорта гражданина Республики Узбекистан ФИО;
-копией патента, выданного ФИО;
-копией данных об иностранном гражданине ФИО;
-копией приказа (распоряжения) о приеме работника на работу от 24 января 2022 года № 3 - о приеме в ООО «Вуктылстройсервис» инспектором отдела кадров Серебренниковой Г.А.;
-копией приказа (распоряжения) о приеме работника на работу от 15 октября 2020 года № 23-к - о приеме в ООО «Вуктылстройсервис» секретарем ФИО;
-копией формы № 1П на Ананяна Г.С.;
-копией данных на физическое лицо Ананяна Г.С.;
-информацией начальника миграционного пункта Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вуктылу Беликовой Н.Н. от 12 мая 2022 года № 51.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Пункт 2 указанного федерального закона устанавливает, что работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 3 указанного федерального закона установлено, что заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, в том числе постоянно или временно проживающих в Российской Федерации.
Пунктом 4.1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан определяются статьями 13.2 - 13.7 настоящего Федерального закона.
Как следует из положений п. 8 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) утвержден Приказом МВД РФ от 30 июля 2020 года № 536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (приложение № 9).
В соответствии с п. 2 приложения № 9 к Приказу МВД РФ от 30 июля 2020 года № 536 работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина (лицо без гражданства), обязаны уведомлять территориальный орган на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Таким образом, действия лица, нарушившего установленный порядок и (или) форму уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку ООО «Вуктылстройсервис» нарушило положения законодательства - не подало уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином, в действиях ООО «Вуктылстройсервис» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 настоящего Кодекса) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица - ООО «Вуктылстройсервис» имелась возможность для соблюдения положений действующего законодательства, за нарушение которого ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Документы, содержащиеся в деле об административном правонарушении, соответствуют требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством, оснований не доверять им у суда не имеется.
Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения ООО «Вуктылстройсервис» от административной ответственности в силу характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, не имеется.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность в соответствии с положениями ст.ст. 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Вуктылстройсервис» судом не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
ООО «Вуктылстройсервис» внесено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по категории субъекта малого и среднего предпринимательства «малое предприятие» 1 августа 2016 года.
Административное правонарушение совершено ООО «Вуктылстройсервис» впервые, правонарушение не причинило и не могло причинить вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Имущественный ущерб отсутствует.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует в перечне исключений административных правонарушений, административное наказание в виде административного штрафа за совершение которых не подлежит замене на предупреждение.
Административное правонарушение выявлено при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.
При назначении административного наказания юридическому лицу ООО «Вуктылстройсервис», суд учитывает характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в связи с чем, приходит к выводу о целесообразности применения ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части замены административного наказания в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на предупреждение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Вуктылстройсервис» (ИНН 1102073761, КПП 110201001, ОГРН 1131102002041, юридический адрес: 169570, Республика Коми, город Вуктыл, улица Комсомольская, дом 5) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Вуктыльский городской суд Республики Коми.
Судья Е.Е. Сергеева