Судья: Разумов А.В.
(дело № 2-6832/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 марта 2023 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шельпук О.С.,
судей: Мартемьяновой С.В.,
Занкиной Е.П.,
при помощнике: Ивановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ТСЖ «104-А» на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 23.12.2022, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к ТСЖ «104-А», удовлетворить частично.
Признать индивидуальные приборы учета с № (ГВС), № (ХВС), № (ГВС), № (ХВС) фактически введенными в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ТСЖ «104-А» принимать показания индивидуальных приборов учета квартиры, расположенной по адресу: <адрес> для расчета платы потребляемых коммунальных ресурсов.
Исключить из задолженности ФИО1 сумму произведенных доначислений по коммунальным платежам по квартире, расположенной по адресу: <адрес> в размере 52103,58 руб.
Взыскать с ТСЖ «104-А» в пользу ФИО1 расходы по оказанию юридических услуг в размере 20000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части требований, отказать…»,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шельпук О.С.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, обратился в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области с иском к ТСЖ «104-А» о признании ИПУ введенными в эксплуатацию, перерасчете платы за коммунальные услуги.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>.
На момент приобретения квартиры в ней были установлены приборы учета (ИПУ) заводской №, заводской №, заводской №, заводской №.
Свои обязательства по оплате потребленных коммунальных услуг он исполнял полностью, исправно подавал показания ИПУ, а ТСЖ «104-А» в свою очередь принимало его показания и производило расчет стоимости коммунальных услуг в соответствии с показаниями ИПУ.
В ДД.ММ.ГГГГ истец получил квитанцию от ответчика на оплату коммунальных услуг, в общей сумме: 57571 рубль 12 копеек. В обоснование своих действий ответчик руководствовался тем, что рассчитал потребленные услуги по средним тарифам, произвел доначисление за срок исковой давности (три года), так как у истца отсутствует акт ввода в эксплуатацию ИПУ.
Истец с данной позицией ответчика не согласен, поскольку основным аргументом председателя ТСЖ о завышенном начислении является отсутствие у истца, как собственника квартиры, акта ввода в эксплуатацию ИПУ и ссылка на пункт 81 Постановления Правительства РФ№ 354. В данном пункте указано, что ввод в эксплуатацию ИПУ осуществляется исполнителем, в том числе по заявлению собственника.
ЖСК «Жасмин-Дом» передало истцу квартиру с установленными ИПУ: № (ГВС), № (ХВС), № (ГВС), № (ХВС).
Жителям дома, расположенного по адресу: <адрес> известно о том, что счетчики установлены, опломбированы и были поставлены на коммерческий учет ЖСК самостоятельно, т.к. это является их обязанностью в соответствии с п. 7 ст. 11 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Поскольку ИПУ введены в эксплуатацию ЖСК, никакого отдельного акта ввода в эксплуатацию ИПУ у истца быть не может. Также, ИПУ прошли поверку, результаты которой были предоставлены в ТСЖ.
Производить доначисления за прошлые периоды предоставления коммунальных услуг ТСЖ не имеет право, так как прошлые периоды оплачены в полном объеме и при начислении использовались показания ИПУ, претензий по оплате прошлых периодов у ТСЖ ранее не возникало.
На основании изложенного, истца просил суд признать ИПУ установленные в его квартире введенными в эксплуатацию и обязать ТСЖ «104-А» принимать показания ИПУ; признать действия ТСЖ «104-А», при начислении платы за коммунальные услуги за № незаконными; обязать ТСЖ «104-А» произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг, исключив из задолженности сумму произведенных доначислений за отсутствие акта ввода ИПУ в эксплуатацию; взыскать с ТСЖ «104-А» в пользу истца: 28785 рублей 56 копеек в качестве штрафа в соответствии с п.6 ст.157 ЖК РФ; взыскать с ТСЖ «104-А» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере: 10 000 рублей; взыскать с ТСЖ «104-А» в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере: 40 000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ТСЖ «104-А» просит решение суда отменить и принять новое решение по делу, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неверное определение судом субъектного состава лиц, участвующих в деле, отсутствие доказательств, подтверждающих факт и дату ввода приборов учета в эксплуатацию, ненадлежащую оценку обстоятельств по делу – отказу истца предоставить доступ в квартиру, факту отсутствия пломб на ИПУ, противоречивость выводов суда процедуре ввода ИПУ в эксплуатацию, отсутствие расчета истца в части исключения какой-либо суммы из начислений, отсутствия фактов поверки ИПУ до ДД.ММ.ГГГГ. Ссылается не неверное применение норм материального права, отсутствие акта ввода ИПУ в эксплуатацию, противоречия фактического количества ИПУ указанным в акте приема-передачи квартиры. Кроме того, считает, что судом не мог быть применен закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», поскольку он не применим в отношении ТСЖ. Полагает, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам и сделаны без учета положения Правил №354, регламентирующих права и обязанности потребителя коммунальных услуг.
В судебном заседании представители ответчика ФИО6, действующая на основании устава, ФИО7, действующая на основании доверенности, поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца ФИО8, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Пункт 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), устанавливает, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В соответствии с ч.2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
- платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" в платежном документе должны быть указаны в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.
В соответствии с п. п. "в, з" п. 69 Правил в платежном документе на оплату коммунальных услуг указываются, в том числе указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
Согласно п «а» ст. 85 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Далее - ПП РФ № 354) исполнитель (УК) направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета.
Установлено, что ФИО1, и ФИО9, принадлежит на праве общей совместной собственности квартира, площадью 100,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (Том 1, л.д. 177).
Многоквартирным домом, в котором расположена квартира истца, управляет ТСЖ «104-А», что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
Указанная квартира передана собственникам ЖСК «Жасмин-Дом» на основании справки № от ДД.ММ.ГГГГ, о выплате паевых и иных дополнительных взносов за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Справка дана для предъявления в Главное управление федеральной регистрационной службы по самарской области (Том 1, л.д. 178).
Как следует из представленных в материалы дела копий паспортов ИПУ, установленных в квартире истца, два счетчика были выпущены ДД.ММ.ГГГГ, а два счётчика выпущены ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с представленным ответом завода производителя данных счетчиков «Бетар», средний срок службы – 12 лет не является максимальным сроком эксплуатации счетчиков воды типа СХВ, СГВ. Средний срок службы - 12 лет, который указан в паспорте на прибор, никак не связан с межповерочными интервалами, но он гарантирует безотказную работу счетчика в течении всего времени эксплуатации. Если счетчик воды успешно прошел очередную периодическую поверку, он может эксплуатироваться до срока очередной поверки без всякой замены на новый счетчик независимо от того, истек средний срок службы прибора или нет (Том 1, л.д. 122-126, Том 2 л.д. 143).
Также судом установлено, что истцом ДД.ММ.ГГГГ, была проведена очередная поверка приборов учета ХВС и ГВС, которая проведена ООО Предприятие «Эталон – Стандарт», по результатам которой были выданы: акт поверки № на прибор учета №; акт поверки № на прибор учета №, акт поверки №, на прибор учета №, акт поверки №, на прибор учета № (Том 1, л.д. 14-23).
О результатах проведенной поверки истцом сообщено в ТСЖ «104-А», результаты (сведения) проведенной поверки приняты ТСЖ «104-А», что также не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела.
Судом также установлено и подтверждено материалами дела, что ответчиком передаваемые истцом показания приборов учета принимались к учету, начисления за коммунальные услуги производились исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Платежи произведены потребителем в полном объеме, о чем свидетельствуют квитанции об оплате и начислениях, а также выписка по лицевому счету за ДД.ММ.ГГГГ г. (Том 1., л.д. 32-107; 182-251).
Однако, как следует из материалов дела, согласно квитанции за ДД.ММ.ГГГГ года, сумма оплаты за жилищно-коммунальные услуги, составила: 57571 рублей 12 копеек (Том 1, л.д. 146).
В ответ на обращение ФИО1, о разъяснении произведенного перерасчета, ТСЖ «104-А», сообщено ему о том, что ТСЖ «104-А», ДД.ММ.ГГГГ, поставило на коммерческий учет ИПУ расположенные в квартире истца ФИО1 Так как до ДД.ММ.ГГГГ, ИПУ на коммерческом учете не состояли, то начисления должны были производиться в соответствии с п. 42 Постановления Правительства № 354, т.е. по нормативу. После постановки на коммерческий учет, произведен перерасчет на основании п. 42 Постановления Правительства № 354 в рамках исковой давности (три года).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.211 года (далее – «Правила») установлены обязанности потребителя коммунальных услуг, в том числе потребитель обязан:
в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII настоящих Правил и прошедшие поверку (подпункт «г»);
обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (подпункт «д»);
допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время (подпункт «е»);
допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение или домовладение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, за исключением случаев, если установленный и введенный в эксплуатацию прибор учета присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) (подпункт «ж»);
своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «и»).
При этом Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, также предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета их ввод в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (абзац второй пункта 81).
Пунктами 56 и 56 (1) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальный услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещениях", установлено, что если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
Согласно п. 81 Правил, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (п. 81(12).
Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня.
Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении (П. 81(13).
Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил.
Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (П. 81(14).
В силу положений ч. 1 ст.9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 указанного Закона, средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В силу п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета воды, ввод установленных приборов учета воды в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю; установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета (абз. 2, 11 п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг).
<адрес> введен в эксплуатацию постановлением мэрии г.о. Тольятти от №-п/1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно обязанность по установке ИПУ и вводу их в эксплуатацию в силу вышеуказанных норм права лежала на застройщике ( ЖСК «Жасмин-Дом»).
В отсутствие ИПУ ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов не допускается.
Представленными в материалы дела доказательствами установлено, что ответчик в указанный период знал как об установленных в квартире истца индивидуальных приборах учета, так и о том, что расчет объема потребления коммунальных ресурсов происходит именно на основании передаваемых показаний, что прямо следует из выставляемых в течение всего периода квитанций, в которых отражены четыре заводских номера ИПУ, полностью совпадающих с актом приема-передачи квартиры от застройщика ЖСК «Жасмин-Дом» истцу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что на протяжении длительного времени информация о приборах учета у ответчика имелась, квитанции выставлялись на основании переданной потребителем информации о показаниях приборов учета, в том числе исходя из фактических нулевых показаний по двум счетчикам, что свидетельствует о согласии ответчика принимать показания ИПУ. Последующие действия ответчика по расчету всего объема потребленного коммунального ресурса по водоснабжению исходя из средних показателей судебная коллегия расценивает как противоречивое поведение, в связи с чем полагает возможным применить к спорным правоотношениям принцип «эстоппель».
Суд первой инстанции правильно указал на то, что отсутствие у истца акта ввода в эксплуатацию не может свидетельствовать о допущении истцом нарушений учета объема потребляемых коммунальных ресурсов, поскольку данный объем последовательно, в течение длительного времени принимался к учету ответчиком исходя из передаваемой истцом информации, претензий относительно недостоверности или недостаточности которой ответчиком не предъявлялось.
Принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств исполнения возложенных на него пунктом 82 Правил № 354 обязанностей по проведению проверок состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, а также недостоверности передаваемых показаний приборов учета за период с ДД.ММ.ГГГГ, само по себе непредставление истцом акта ввода в эксплуатацию приборов учета при фактически сложившихся правоотношениях (принятие ответчиком показаний приборов учета и расчет стоимости потребленного объема коммунальных ресурсов на протяжении длительного периода времени), не может являться основанием для возложения на истца такой меры ответственности как перерасчет объема потребления исходя из средних показаний и доначисление платы за весь период владения истцом указанной выше квартирой, ввиду отсутствия недобросовестных действий истца.
При этом, проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой приборов учета установлено, что приборы учета опломбированы, их номера соответствуют номерам, указанным в акте от ДД.ММ.ГГГГ., допустимость их использования и дальнейшая эксплуатация подтверждаются свидетельствами и актами о поверке, согласно которым следующий поверка должна быть проведена ДД.ММ.ГГГГ
Ответы Государственной жилищной инспекции Самарской области о том, что установленные в квартире истца индивидуальные приборы учета на холодное и горячее водоснабжение не введены в эксплуатацию, сами по себе не опровергают установленных по делу обстоятельств, поскольку данные ответы основаны на информации, предоставленной ТСЖ «104-А». Однако, при установленных выше обстоятельствах, отсутствие у ответчика акта ввода в эксплуатацию не может достоверно указывать на неисполнение истцом возложенных на него пунктом 81 Правил № 354 обязанностей.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что наличие пломб на приборах учета не подтверждено, поскольку данное указание не подтверждается объективными доказательствами. Ссылка ответчика на то, что истец отказывался предоставить доступ в квартиру также отклоняется, поскольку данные обстоятельства за спорный период не подтверждены объективными доказательствами, а возникшие правоотношения после спорного периода правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Само по себе отсутствие в ТСЖ Акта ввода ИПУ в эксплуатацию ( при наличии установленного факта непередачи прежним руководством ТСЖ всей документации в отношении спорного дома новому правлению ТСЖ) не свидетельствует об отсутствии самого факта ввода ИПУ в эксплуатацию, который помимо Акта передачи квартиры подтверждается и последующими действиями управляющей организации ( ТСЖ), на протяжении многих лет принимавшей показания ИПУ от собственников спорного жилого помещения для начисления оплаты за потребление коммунальных ресурсов.
При этом каких-либо Актов о несоответствии узла учета требованиям действующего законодательства, его неисправности, несогласии с его показаниями, невозможности принятия показаний данных приборов учета, предоставляемых истцом, ответчиком не составлялось.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что спорные приборы учета в рассматриваемый период являлись неисправными (некорректно фиксировали фактически потребленный объем воды), в материалах дела также не имеется, показания расчетных приборов учета ответчиком не опровергнуты.
Обеспечение надлежащего технического состояния, безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, исправности используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также соблюдение режима потребления энергии, по общему правилу, возложено на абонента (потребителя, собственника) (статьи 539, 543 ГК РФ, пункт 145 Правил N 442 - в редакции на момент проверки).
Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается соблюдением нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета (определенных законодательством об энергоснабжении, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов); правильностью установки приборов учета (место установки, схема подключения); допуском соответствующих приборов учета в эксплуатацию в установленном порядке; надлежащей эксплуатацией приборов учета; периодичностью поверки и соблюдением режима потребления энергии; целостностью и сохранностью прибора учета, а также средств маркировки/контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля (статья 9 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ), пункты 137, 144, 145, 147, 152, 154, 155 Правил N 442).
Факт прохождения поверки всеми приборами учета доказывает правильность и корректность их показаний и в отсутствие каких-либо опровергающих доказательств, оснований не доверять их показаниям, не имеется. Отсутствие показаний по двум приборам учета, зафиксированным в квитанции как ГВС № и ХВС № при последующем доказанном факте корректности их показаний, не является основанием для перерасчета стоимости потребленной услуги исходя из нормативов.
Доводы о том, что суд неверном применил ФЗ Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» поскольку он не применяется по отношению к ТСЖ, отклоняется, поскольку применение положений данного закона обусловлено правовой оценкой обстоятельств и оснований для учета объема потребления коммунальных ресурсов с использованием ИПУ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом верно установлены фактические обстоятельства по делу и дана им надлежащая правовая оценка, несогласие с которой основанием для отмены решения суда не является.
Ссылка на неверное определение суммы, подлежащей исключению из задолженности, отклоняется, поскольку судом указана данная сумма исходя из определенной самим же ответчиком задолженности по ГВС и ХВС. Судебная коллегия предлагала ответчику представить контррасчет, однако от реализации данного права ответчик отказался.
Доводы апелляционной жалобы о том, что к участию в деле не привлечена супруга истца ФИО9, также являющаяся собственником квартиры, отклоняются, поскольку лицевой счет, по которому производятся начисления, открыт на имя истца ФИО1, который обратился за перерасчетом, что является его правом. ФИО9 с апелляционной жалобой о том, что она не была привлечена к участию в деле, не обращалась, в свою очередь у ТСЖ «104-А» полномочия действовать в ее интересах отсутствуют. Принятое решение по мнению судебной коллегии не нарушает права и законные интересы ФИО9
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 23.12.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ «104-А» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: