Решение по делу № 12-1059/2020 от 24.08.2020

УИД 28RS0004-01-2020-007923-23

производство № 12-1059/2020

РЕШЕНИЕ

09 декабря 2020 года                                  г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Вискулова В.В.,

при секретаре Духанине М.И.,

с участием защитника ОАО «Благовещенстрой» Огурцовой В.А., государственного инспектора труда Смагиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ОАО «Благовещенскстрой» Зиновенко К.В. на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Амурской области № 28/6-359-20-ПВ/12-4091-И/77-30 от 14.08.2020 года о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ОАО «Благовещенскстрой»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением № 28/6-359-20-ПВ/12-4091-И/77-30 от 14 августа 2020 года ОАО «Благовещенскстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ОАО «Благовещенскстрой» Зиновенко К.В. обратился в Благовещенский городской суд с жалобой, в которой просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением норм процессуального права, так как у государственного инспектора труда Смагиной Е.А. отсутствуют полномочия на составление в отношении юридических лиц протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27, ч.ч. 1 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Так, Приказом Роструда от 02.09.2015 года № 238 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Согласно указанному Перечню государственные инспекторы труда не наделены правом составлять в отношении юридических лиц протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.21. ч.ч. 1 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ (п. 2). Следовательно, государственный инспектор труда не являлся должностным лицом, уполномоченным на составление в отношении ОАО «Благовещенскстрой» протокола об административных правонарушениях от 14.08.2020 г. N №28/6-359-20-ПВ/12-4091-И77-30 по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом является нарушением требований ст. 28.3 КоАП РФ, влекущим признание его недопустимым доказательством.

Установленный законом 10-дневный срок подачи жалобы заявителем не пропущен.

В судебном заседании защитник ОАО «Благовещенстрой» Огурцова В.А. настаивала на жалобе.

Представитель Государственной инспекции труда в Амурской области Смагина Е.А. в судебном заседании указала на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

В судебное заседание генеральный директор ОАО «Благовещенскстрой» Зиновенко К.В. не явился, уведомлен надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы суду не представил, обеспечил явку защитника.

С учетом положения ст.25.1 КоАП РФ, суд определил, рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив с учетом требований ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

В силу п. 14 Раздела II Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 года № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ. Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ (п. 26 Раздела II Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 года № 290н).

Согласно п. 36 Правил по охране труда в строительстве, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 01.06.2015 года № 336н средства индивидуальной защиты должны предоставляться работникам в соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2009 г., регистрационный N 14742), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2010 г. N 28н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 марта 2010 г., регистрационный N 16530), приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284) и от 12 января 2015 г. N 2н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2015 г., регистрационный N 35962) (далее - Межотраслевые правила). Командированные лица, учащиеся образовательных организаций, прибывшие на производственную практику на строительный объект, и иные лица, участвующие в строительном производстве, должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты. Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению строительных работ не допускаются.

Согласно ст.419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Как следует из материалов дела, в целях планирования контрольных мероприятий строительных организаций по соблюдению трудового законодательства в сфере охраны труда и на основании п. 12 ч. 1 ст. 356 ТК РФ, Государственной инспекцией труда в Амурской области у ОАО «Благовещенскстрой» были запрошены сведения о работах, осуществляемых работниками общества на объекте строительства; сведения об организациях, работники которых осуществляют работы на объекте, с указанием перечня осуществляемых работ, ИНН организации, адрес регистрации, контактных номеров телефонов.

В адрес Государственной инспекцией труда в Амурской области поступил ответ.

Определением № 28/6-359-20-ПВ/12-3769-И/77-30 главным государственным инспектором труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Амурской области возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в связи с наличием информации, объективно свидетельствующей о том, что на объекте строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу литер 2 в квартале 165 г. Благовещенска работники осуществляют трудовую деятельность без применения средств индивидуальной защиты.

30 июля 2020 года в адрес государственной инспекции труда в Амурской области от генерального директора ОАО «Благовещенскстрой» Зиновенко К.В. поступило объяснение, согласно которому, работники, осуществляющие производственную деятельность на объекте строительства многоквартирного жилого дома обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 16.07.2007 года № 477, а также Типовыми нормами выдачи бесплатной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в ОАО «Благовещенскстрой», утвержденных Приказом № 14 от 17.02.2020 года.

Согласно объяснениям прораба ОАО «Благовещенскстрой» АА от 29.07.2020 года на объекте строительства все работающие люди (сварщики, каменщики, плотники-бетонщики) обеспечены индивидуальными средствами защиты. Рабочим выдана спецодежда, каски, монтажные пояса для работы на высоте. Рабочие работают в качках. В июле стояла жаркая погода, поэтому приходилось делать чаще перерывы на отдых. Возможно, в жаркое время кто-то у рабочих после отдыха не одел защитную каску.

Из имеющихся в материалах дела фотографиях усматривается, что работники при осуществлении строительства на строительном объекте не используют средства индивидуальной защиты.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ОАО «Благовещенскстрой» 12.08.2020 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении составлен главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Амурской области ОА, которая является должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Так, в соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27, частями 1 - 4 статьи 5.27.1, статьями 5.28 - 5.34, частью 1 статьи 14.54, статьей 15.34 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе (ч.2 ст. 23.12 КоАП РФ):

1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главные государственные инспектора труда, их заместители;

3) главные государственные инспектора труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;

4) руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда - главные государственные инспектора труда, их заместители;

5) главные государственные инспектора труда соответствующих государственных инспекций труда;

6) главные государственные инспектора труда;

7) старшие государственные инспектора труда;

8) государственные инспектора труда.

В силу ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и их территориальных органов - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 5 и 7 статьи 5.27, частью 5 статьи 5.27.1, статьей 13.19.4, частью 2 статьи 14.54, частью 1 статьи 19.4, частью 23 статьи 19.5, статьей 19.6 настоящего Кодекса (п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Приказом руководителя Государственной инспекции труда в Амурской области № 01-к от 18 января 2019 года ОА назначена на должность федеральной государственной гражданской службы ведущей группы должностей категории «специалисты» главным государственным инспектором труда (по охране труда) с 21 января 2019 года.

Смагина Е.А. является государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Амурской области согласно удостоверению № 0697 от 03.06.2016 г.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для признания протокола об административном правонарушении № 28/6-359-20-ПВ/12-4059-И/77-30 от 12 августа 2020 года ненадлежащим доказательством по настоящему делу.

Постановлением должностного лица Государственной инспекции труда в Амурской области, учреждение привлечено к административной ответственности, установленной указанной нормой.

Факт совершения учреждением данного административного правонарушения подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, а также установленных в ходе производства по делу обстоятельств и не могут являться правовым основанием к отмене обжалуемого акта.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено привлекаемому лицу в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.

Обстоятельств, которые в силу ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Амурской области № 28/6-359-20-ПВ/12-4091-И/77-30 от 14.08.2020 года о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ОАО «Благовещенскстрой» - оставить без изменения, жалобу генерального директора ОАО «Благовещенскстрой» Зиновенко К.В. - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья    Благовещенского

городского суда                             В.В. Вискулова

1версия для печати

12-1059/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ОАО Благовещенскстрой
Другие
Генеральный директор ОАО "Благовещенскстрой" К.В. Зиновенко
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Вискулова В.В.
Статьи

ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
26.08.2020Материалы переданы в производство судье
09.12.2020Судебное заседание
25.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее