Дело № 2-2592/2018 (№ 13-833/2022)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда
07 июня 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Шариповой Ю.Ф.,
рассмотрев заявление мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о предоставлении отсрочки исполнения решения суда,
у с т а н о в и л:
Мэрия города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, указав, что решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 05.12.2018 по делу № 2-2592/2018 на мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области возложена обязанность в срок до 31.03.2019 организовать мероприятия по ликвидации битумных ям и розлива битума на земельных участках, расположенных на северо-восток от земельного участка по адресу: ЕАО, г.Биробиджан, ул. Советская, д. 127, с координатами центров участков в соответствии с Публичной кадастровой картой: участок № 1- 48,762532,132,950024 и участок № 2- 48,761787,132,951041. Данное решение суда было исполнено силами подрядной организации РРР «Антэк-Груп», в январе 2020 года выполнила работы по ликвидации битума, путём извлечения его из почвы, а затем осуществила самовывоз битума для дальнейшей его переработки (утилизации), о чём сообщалось в природоохранную прокуратуру. После извлечения битума с порядной организацией ООО «Чистый город» был заключен договор № 25 от 14.04.2020 на выполнение работ по засыпке старых котлованов с битумом песко-гравийной смесью. Ранее проводились мероприятия по ограждению битумных ям. Самая большая яма полностью ликвидирована, засыпана и больше не представляет опасности для жизни и здоровья граждан. Участок с координатами 48,761787,132,951041 очищен от битума, его осталось засыпать только песко-гравийной смесью. После наступления положительных температур остатки битума стали проступать на поверхности земли. 16.05.2022 судебным приставом-исполнителем внесено требование исполнить решение суда в 7-дневный срок. Неисполнение решения суда обусловлено отсутствием финансовых средств, необходимых на указанные работы. Согласно части 1 решения городской Думы от 16.12.2021 № ПО «Об утверждении бюджета муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы» дефицит бюджета составляет 116 млн. 863,3 тыс. руб. При таких обстоятельствах, с учетом экономического положения, в условиях дефицита бюджета невозможно изыскать финансовые средства на производство комплекса работ, указанных в решении суда. Помимо изыскания финансовых средств для определения подрядной организации необходимо проведение конкурсных процедур. Бюджет муниципального образования является дотационным, дефицитным, имеется кредиторская задолженность (36 846,3 тыс. рублей), что препятствует исполнению решения суда в установленный срок, что подтверждается справкой об основных параметрах бюджета муниципального образования на текущий период. Отсрочка исполнения суда позволит избежать обременительных, крупных по размеру штрафных санкций в рамках исполнительного производства, которые существенно влияют на финансовое положение муниципального образования в целом. Ликвидация остатков будет возможна лишь с наступлением холодных температур, т.к. остатки битума будут «вырезаться» из почвы и затем утилизироваться. Стоимость услуг по ликвидации остатков битума с участка № 1- 48,762532, 132,950024 составляет 20860000 рублей. Участок № 2- 48,761787,132,951041 ликвидирован путём засыпки. Кроме того, утверждена муниципальная программа, в рамках которой выделены денежные средства на данное мероприятие, в 2022 году. Просят предоставить отсрочку исполнения решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 05.12.2018 по делу № 2-2592/2018 на срок до 31 декабря 2022 года.
В соответствии со ст. 203.1. ГПК РФ вопросы отсрочки или рассрочки исполнения решения суда рассматриваются судом без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Законодательство Российской Федерации не содержит перечня оснований для отсрочки исполнения судебного постановления, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
При этом основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников.
Из материалов дела следует, что решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 05.12.2018 по делу № 2-2592/2018 на мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области возложена обязанность в срок до 31.03.2019 организовать мероприятия по ликвидации битумных ям и розлива битума на земельных участках, расположенных на северо-восток от земельного участка по адресу: ЕАО, г.Биробиджан, ул. Советская, д. 127, с координатами центров участков в соответствии с Публичной кадастровой картой: участок № 1- 48,762532, 132,950024 и участок № 2- 48,761787,132,951041.
Решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу 11.01.2019.
На основании исполнительного листа ФС № 020147354 в отношении мэрии города 08.04.2019 судебным приставом исполнителем возбуждено исполнительное производство № 21084/19/27030-ИП.
В обоснование заявленных требований мэрия города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО ссылается на то, что часть работ по ликвидации битумных ям выполнена, что подтверждается материалами дела, однако в связи с отсутствием финансовых средств и необходимостью проведения конкурсных процедур для определения подрядной организации решение суда в оставшейся части не исполнено.
Так согласно справке об основных параметрах бюджета муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО за 2019-2022 гг. общий объём просроченной кредиторской задолженности бюджета по состоянию на 01.04.2022 составил 36 846,3 тыс. рублей. В соответствии с судебными решениями на мэрию города возложена обязанность по выполнению мероприятий на сумму более 3000 млн. рублей.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного гражданского права и международных договоров РФ», при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
По смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства», поэтому, при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Таким образом, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Как следует из пунктов 5 и 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Отсутствие достаточного финансирования и наличие иных финансовых обязательств не являются обстоятельствами исключительного характера и не могут служить безусловным основанием для отсрочки исполнения решения суда.
Иных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения в назначенный судом срок, заявитель не указал, доказательств этому не представил.
Из материалов дела установлено, что с момента окончания установленного судом срока (31.03.2019) для выполнения возложенных на администрацию обязательств, прошло более трёх лет. Доказательств того, что в указанный период принимались все необходимые меры по исполнению решения в полном объёме, в материалы дела заявителем не представлено. Также не представлено доказательств, что в течение периода, на который заявитель просит предоставить отсрочку (до 31.12.2022), решение суда будет исполнено.
С учётом фактических обстоятельств дела, суд полагает, что предоставление отсрочки исполнения решения суда приведёт ещё к более длительному неисполнению судебного акта и нарушению прав и охраняемых законом интересов неопределённого круга лиц, в интересах которых был заявлен прокурором иск.
Длительное неисполнение решения суда в установленный срок нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, что прямо противоречит требованиям статьи 42 Конституции РФ, статьи 13, части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, пункту 2 статьи 13 ЗК РФ.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 203, 224 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о предоставлении отсрочки исполнения решения суда оставить без удовлетворения.
На определение может быть подана частная жалоба в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Ю.Ф. Шарипова