Дело № 2-1167/2022
УИД: 18RS0011-01-2022-001744-41
Решение
Именем Российской Федерации
г. Глазов 26 мая 2022 года
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Чупиной Е.П.,
при секретаре Бушмакиной И.В.,
с участием представителя истца Колкунова С.Л., действующего на основании доверенности,
ответчика Кириллова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казенного учреждения Удмуртской Республики - Республиканский центр занятости населения» в лице филиала Республиканского ЦЗН «ЦЗН города Глазова и Глазовского района» к Кириллову Александру Алексеевичу о взыскании неосновательного обогащения (пособия по безработице),
установил:
Казенное учреждение Удмуртской Республики - Республиканский центр занятости населения» в лице филиала Республиканского ЦЗН «ЦЗН города Глазова и Глазовского района» обратилось в суд с иском к Кириллову А.А. о взыскании неосновательного обогащения (пособия по безработице). Свои требования мотивируют тем, что Кириллов А.А. ДД.ММ.ГГГГ лично обратился в Центр занятости населения г. Глазова в целях поиска подходящей работы, постановке на учет в качестве безработного и получения пособия по безработице. При подаче заявления каждый гражданин обязательно предупреждается об ответственности за дачу ложных сведений в центр занятости населения. При ежемесячной перерегистрации безработного гражданина сотрудник центра занятости всегда предупреждает его об ответственности за дачу ложных сведений и выясняет факт трудоустройства. Ответчик состоял на учете в Центре занятости в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ и приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о признании гражданина безработным, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии гражданина с регистрационного учета), и ему было назначено пособие по безработице приказом за № от ДД.ММ.ГГГГ,приказом № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения о продолжительности периода выплаты пособия по безработице, его размере и сроках выплаты. В ходе работы с личным делом Кириллова А.А. в июне 2020 была проведена проверка по информационным ресурсам на занятость гр-на Кириллова А.А. и было установлено, что Кириллов А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ (на дату выписки с ЕГРЮЛ) является учредителем и руководителем юридического лица (Председателем Совета Федерации) Общественной организации «Федерация волейбола города Глазова». Однако при личном обращении в Центр занятости населения г. Глазова в целях поиска подходящей работы, постановке на учет в качестве безработного и получения пособия по безработице и в период прохождения перерегистрации в октябре, ноябре, декабре 2019 года, январе, феврале, марте 2020 года ответчик данный факт занятости скрывал и получал пособие незаконно. В ходе проверки по выплатам пособия было установлено, что ответчик за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получил пособие по безработице обманным путем в сумме 180 735 руб.07 коп. ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кириллова А.А. по факту получения пособия по безработице обманным путем было направлено сообщение в Муниципальный отдел МВД России «Глазовский». Правоохранительными органами в возбуждении уголовного дела было отказано. Гражданину Кириллову А.А. предлагалось добровольно вернуть незаконно полученные выплаты, но он отказался, пояснил, что будет выплачивать только по решению суда и перестал отвечать на телефонные звонки. До сегодняшнего времени выплаты не возращены. Истец просит взыскать с Кириллова А.А. в пользу Казенного Учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» сумму неосновательного обогащения (пособия по безработице) в размере 180 735 руб.07 коп.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам изложенным в иске. Считает, что ответчик был занят и не имел права вставать на учет в ЦЗН как безработный. Руководитель организации – это особый вид деятельности. После того как в июне 2020 года ЦЗН получило возможность электронного документооборота с налоговой службой, получены сведения о том, что ответчик является учредителем и руководителем организации. В последующем в январе 2021 года он был снят с учета в качестве безработного. Если бы эта информации была известна при постановке на учет Кириллова А.А., ему бы отказали в этом.
Ответчик Кириллов А.А. в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что действительно являлся учредителем и руководителем некоммерческой организации Федерации волейбола города Глазова, дохода не получал. При постановке на учет он поставил в известность специалиста о том, что является учредителем общественной организации, на что ему ответили, что общественные организации не подпадают под этот пункт.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (части 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В силу абз. 10 статьи 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 Занятыми считаются граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.
В соответствии со статьей 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 19.11.2021) "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Следовательно, пособие по безработице носит целевой характер и призвано компенсировать гражданину утрату постоянного источника дохода вследствие потери работы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Кириллов А.А. обратился Центр занятости населения г. Глазова за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы (л.д.7).
Приказом Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Глазова» № от ДД.ММ.ГГГГ Кириллов А.А. был признан безработным и ему назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сроком на 12 месяцев (л.д.12).
Из материалов личного дела Кириллова А.А. видно, что он сообщил об отсутствии у него в настоящее время работы и заработка не имеет, не является учредителем (участником) организации любой формы собственности. Пенсию, пособия, компенсационные выплаты не получает. В случае трудоустройства, получения заработка (вознаграждения), пенсии, пособия, компенсационных выплат, регистрации учредителем (участником) организации любой формы собственности, членом производственного кооператива (артели), крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, иным лицом, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, прохождения очного курса обучения в образовательном учреждении, осуждения по решению суда к исправительным работам или к наказанию в виде лишения свободы обязуется сообщить об этом факте в органы службы занятости. Кириллов А.А. предупрежден, что в случае выявления факта (либо попытки) получения пособия по безработице обманным путем, выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Сумма пособия, полученного обманным путем, подлежит возврату (л.д.11).
Приказом Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Глазова» № от ДД.ММ.ГГГГ Кириллову А.А. увеличили продолжительность периода выплаты пособия по безработице на 22 недели с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
Приказом Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Глазова» № от ДД.ММ.ГГГГ Кириллову А.А. приостановили выплату пособия по безработице на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (неявка на назначенное посещение ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.16).
Приказом Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Глазова» № от ДД.ММ.ГГГГ Кириллову А.А. прекратили выплату пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин (л.д.17).
Приказом Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Глазова» № от ДД.ММ.ГГГГ Кириллов А.А. снят с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин (л.д.18).
За период нахождения на учете в Центре занятости в качестве безработного Кириллову А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было начислено и выплачено пособие по безработице в размере 180735,07 руб., что подтверждается сведениями Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Глазова» о выплате пособий, платежными поручениями, реестрами о зачислении денежных средств (л.д.29-69).
В обосновании исковых требований истец ссылается, что Кириллов А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на дату выписки с ЕГРЮЛ) является учредителем и руководителем юридического лица (Председателем Совета Федерации) Общественной организации «Федерация волейбола города Глазова».
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, Общественная организация «Федерация волейбола города Глазова», зарегистрирована в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, Кириллов А.А. является Председателем Совета Федерации, имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица и является одним из учредителей юридического лица (л.д.72-75).
Согласно Уставу Общественной организации «Федерация волейбола города Глазова», основными целями Федерации являются: популяризация волейбола, привлечение к занятиям спортом подростков и молодежи, формирование спортсмена как социально-ориентированной личности, воспитание патриотизма к своему городу, Родине, пропаганда здорового образа жизни среди всех слоев населения (п.2.1 Устава).
Федерация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения уставных целей (п.1.9 Устава).
Доходы от предпринимательской деятельности направляются на достижение уставных задач Федерации и не подлежат перераспределению между членами Федерации (п. 6.6. Устава).
Согласно протоколам заседаний Совета Федерации волейбола города Глазова от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ председателем Совета Федерации избирался Кириллов А.А. без заключения трудового договора и выплаты вознаграждения.
Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об общественных объединениях" установлено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Согласно статье 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об общественных объединениях", общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 123.1. Гражданского кодекса Российской Федерации, некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.
Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), нотариальных палат, товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).
Представленные декларации расчетов по страховым взносам за 2019, 2020 и 2021 года, подтверждают, что в указанный период сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и т.д. составила 0,00 руб.
Получение доходов, в том числе заработной платы, вознаграждения за осуществление деятельности в Федерации Уставом Общественной организации «Федерация волейбола города Глазова» не предусмотрено.
Материалами дела подтверждается, что организационно-правовая форма Общественной организации «Федерация волейбола города Глазова» не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этой организации, ответчик, являясь учредителем и руководителем Федерации не выполнял работу за вознаграждение. Организация, Устав которой исключает права учредителей на получение дохода от ее деятельности является некоммерческой. Кириллов А.А. в свою очередь воспользовался законным правом на труд и социальную защиту от безработицы, гарантированную государством. Денежные суммы были предоставлены Кириллову А.А. в качестве средств к существованию.
Учитывая вид юридического лица, руководителем и учредителем которого является ответчик, предмет и цели его деятельности, а также совокупность представленных ответчиком доказательств об отсутствии какой-либо деятельности федерации и дохода от её деятельности, оснований полагать, что, получая ежемесячное пособие по безработице, ответчик действовал недобросовестно и не имел оснований для ее получения, суд не усматривает, так как исходя из того, что в соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в том числе пенсии, пособия, иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с Кириллова А.А. суммы неосновательного обогащения (пособия по безработице) в размере 180 735 руб.07 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Казенного учреждения Удмуртской Республики - Республиканский центр занятости населения» в лице филиала Республиканского ЦЗН «ЦЗН города Глазова и Глазовского района» к Кириллову А.А. о взыскании неосновательного обогащения (пособия по безработице) в размере 180735,07 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 02.06.2022.
Судья Е.П. Чупина