Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-280/2021 от 12.07.2021

Дело № 12-280/2021

Судья Шопина Е.В.

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

26 августа 2021 года город Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Раймова Р.И., действующего в интересах Ковязина С.Н., на постановление судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 5 июля 2021 года по делу об административном правонарушении по частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Ковязина Сергея Николаевича

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 5 июля 2021 года Ковязин С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде обязательных работ на срок 40 часов.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник Раймов Р.И. выражает несогласие с вынесенным постановлением по тем мотивам, что публичное мероприятие имело мирный характер и органы правопорядка вторглись в реализацию права Ковязина С.Н. на мирные собрания. Полагает, что при производстве по делу об административном правонарушении полицией и судом были допущены существенные процессуальные нарушения.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие надлежаще извещенного о дате, времени и месте судебного заседания Ковязина С.Н., выслушав защитника Раймова Р.И., поддержавшего жалобу, отклонив его ходатайство об обеспечении участия в судебном заседании прокурора, о ведении протокола судебного заседания и о вызове в качестве свидетелей сотрудников правоохранительных органов, чьи рапорта и объяснения имеются в материалах дела, прихожу к следующему.

Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по части 8 статьи 20.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательных работ на срок от сорока до двухсот часов, или административного ареста на срок до тридцати суток.

Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ, Закон).

Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона № 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

В силу частей 1, 2 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия, при этом лицо, два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 20.2 КоАП РФ, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Статьей 7 Федерального закона 19 июня 2004 года № 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Часть 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 года № 77 «Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» устанавливает, что в случае проведения публичного мероприятия на территории городского округа уведомление подается в администрацию городского округа.

Во исполнение положений части 1.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ и части 1 статьи 3 Закона Чувашской Республики № 77 Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 598 определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места, к числу которых ул. Композиторов Воробьевых и Площадь Республики г. Чебоксары не отнесены.

Как следует из представленных материалов и фактических обстоятельств дела, установленных судьей районного суда, Ковязин С.Н., ранее привлекавшийся постановлением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 марта 2021 года к административной ответственности по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ (вступило в законную силу 20 апреля 2021 года), 21 апреля 2021 года в 19 часов 30 минут принял участие в несогласованном с администрацией г. Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга около <адрес>, на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировал, чем нарушил требования статей 6, 17 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ.

Вышеприведенные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей районного суда при рассмотрении дела, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает: протоколом об административном правонарушении 5 июля 2021 года (л.д. 4), рапортами сотрудников полиции (л.д. 6, 7), представленным фото- видеоматериалом (л.д. 13,14), уведомлением о проведении публичного мероприятия (л.д. 11), ответом администрации г. Чебоксары от 20 апреля 2021 года, копией постановления судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 марта 2021 года (л.д. 15), иными.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Ковязина С.Н. в нарушении требований Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Действия Ковязина С.Н. как участника несогласованного с органами исполнительной власти публичного мероприятия (митинга), нарушившего установленный порядок его проведения, правильно квалифицированы по части 8 ст. 20.2 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы в ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями статьей 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. Вывод о наличии в действиях Ковязина С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Ковязина С.Н. в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.

Представленная в материалы дела видеозапись и фотоматериалы очевидно указывают на участие Ковязина С.Н. в несогласованном публичном мероприятии, которое продолжалось несмотря на предпринимаемые сотрудниками правоохранительных органов конкретные действия по прекращению публичного мероприятия и восстановлению общественного порядка.

Участие 21 апреля 2021 года в несогласованном публичном мероприятии Ковязиным С.Н. не оспаривается и усматривается из его письменных объяснений (л.д. 25-26).

Согласиться с мнением заявителя о нарушении прав на свободу выражения мнения и свободу собраний не представляется возможным.

Положения Закона о публичных мероприятиях неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 года -О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 14 февраля 2006 года по делу «Христианско-демократическая народная партия против Молдовы» и от 20 февраля 2003 года по делу «Джавит Ан (Djavit An) против Турции»).

Частью 3 статьи 17 Закона о публичных мероприятиях предусмотрено, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе с учетом принимаемых государством мер в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).

С учетом изложенного, ответственность за участие в публичном мероприятии с нарушением требований Закона о публичных мероприятиях в отсутствии согласования указанного мероприятия с администрацией города при наличии запрета, введенного распоряжением Главы Чувашской Республики от 18.03.2020 № 113-рг связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), не свидетельствует о нарушении прав заявителя на свободу выражения мнения и свободу собраний.

Доводы заявителя о том, что из-за неучастия прокурора – государственного обвинителя при рассмотрении дела суд первой инстанции взял на себя несвойственную роль стороны обвинения и право на справедливое судебное разбирательство было нарушено, не могут быть приняты во внимание.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено участие государственного обвинителя.

Все доказательства вины представлены в суд уполномоченными должностными лицами органа внутренних дел.

Из представленных материалов не следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда вышел за пределы сформулированного органом внутренних дел обвинения заявителя в совершенном административном правонарушении, ухудшил его положение, рассмотрел дело с обвинительным уклоном либо иным образом взял на себя несвойственную для судов функцию, не связанную со всесторонним, полным, объективным и своевременным выяснением обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах оснований полагать, что неучастие прокурора, в том числе в вышестоящем суде, нарушило право Ковязина С.Н. на справедливое судебное разбирательство, не имеется.

Доводы жалобы о том, что суд лишил Ковязина С.Н. возможности допроса свидетелей – сотрудников полиции, не свидетельствуют о необоснованном привлечении к административной ответственности, поскольку в материалы дела представлены доказательства, в том числе фотоматериалы, видеозапись и непосредственные объяснения Ковязина С.Н. в суде об обстоятельствах участия в публичном мероприятии, объективно подтверждающие факт совершения им административного правонарушения.

Заявленное ходатайство о допросе сотрудников правоохранительных органов – ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебном заседании в вышестоящем суде защитник Раймов Р.И. обосновал желанием задать им вопрос о том, образуют ли действия Ковязина С.Н. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, поскольку данный вопрос относится к компетенции суда, и таким образом, не направлен на установление фактических обстоятельств дела, данное ходатайство отклоняется.

В данном конкретном случае отсутствие допроса сотрудников правоохранительных органов, выявивших административное правонарушение, непосредственно в судебном заседании для указанных Раймовым Р.И. целей на объективное установление фактических обстоятельств дела не влияет.

Из материалов дела не следует, что к Ковязину С.Н. применялись меры обеспечения производства по делу в виде доставления и административного задержания.

При этом необходимо отметить, что в случае допущенных в ходе применения мер обеспечения производства по делу нарушений, действия (бездействие) должностных лиц, допустивших такие нарушения, могут быть оспорены Ковязиным С.Н. либо прокурором в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административное наказание в виде обязательных работ назначено Ковязину С.Н. в соответствии с санкцией части 8 статьи 20.2 КоАП РФ.

При назначении наказания судья районного суда действовал в полном соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ, а именно судьей были приняты во внимание характер совершенного Ковязиным С.Н. административного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств.

Учитывая цели административного наказания, имевшее место грубое нарушение требований закона, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, создания несанкционированным публичным мероприятием, проведенном в местах массового пребывания людей в центре города Чебоксары, ограничения в беспрепятственном передвижении неопределенного круга лиц, незапланированного отвлечения сил правопорядка для обеспечения общественной безопасности, оснований не согласиться с выводом судьи районного суда о назначении Ковязину С.Н. наказания в виде обязательных работ не имеется.

Сведений о том, что заявитель относится к лицам, к которым в соответствии с частью 3 статьи 3.13 КоАП РФ не может применяться наказание в виде обязательных работ, не имеется.

Постановление о привлечении Ковязина С.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Существенных нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Ковязина Сергея Николаевича оставить без изменения, жалобу защитника Раймова В.И. - без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев

12-280/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Ковязин Сергей Николаевич
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Голубев А.В.
Статьи

ст.20.2 ч.8 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
12.07.2021Материалы переданы в производство судье
26.08.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее