Дело № 2-1384/24
50RS0052-01-2023-011560-34
Мотивированное решения суда изготовлено 02 мая 2024 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2024 года г.о. Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Жуковой К.В.,
при помощнике счудьи Дуняшиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой ФИО6 к Администрации г.о. Щелково Московской области об установлении границ земельного участка и признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Щелковский городской суд Московской области с указанными требованиями в обоснование которых сообщила следующее.
Новикова Е.Н. является членом кооператива ТСН «Звездочка-1» на основании протокола общего собрания членов ТСН «Звездочка-1» от 05 октября 2008 года, с предоставлением земельного участка № площадью 888 кв. м., который находится в пользовании семьи истца с момента создания кооператива. В 2023 году она обратилась к кадастровому инженеру для установления границ своего участка, землеустроительной организацией была составлена схема расположения участка, подано заявление в Администрацию г.о. Щелково о предварительном согласовании предоставления земельных участков, собственность на которые не разграничена. Новиковой Е.Н. было отказано по причинам, изложенным в Решении от 19. 10. 2023 года №. Причины отказа состоят в том, что на участке расположен дом, обладающий признаками объекта капитального строительства, и испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах. Тем не менее, участок истца всегда находился в пределах территории ТСН «Звездочка-1», отображен на всех планах товарищества, активно используется в соответствии с целевым назначением, наличие садового дома не противоречит целям и задачам товарищества, установленным во всех нормативных актах, регулирующих деятельность СНТ, задолженности по оплате членских и целевых взносов не имеется. С двух сторон участка истицы земельные участки № стоят на кадастровом учете, с третьей стороны расположен участок №, границы которого определены решением суда (дело №), с четвертой стороны дорога.
На основании изложенного истец, уточнив требования, просит определить границу земельного участка и признать на него право собственности.
В судебном заседании действующий на основании доверенности представитель истца заявленные требования в их уточнении поддержал, просил установить границы по варианту экспертного заключения, составленного на основании определения суда.
В судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились, о его проведении должным образом извещены, об отложении слушания не просили.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Статьей 64 ЗК РФ установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В соответствии с п. 1 ст. 59 ЗК РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ) (с изменениями и дополнениями) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии со ст. 11.3. Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) (с изменениями и дополнениями) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ) (с изменениями и дополнениями) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Как следует из материалов дела Решением Исполкома Щелковского горсовета народных депутатов МО № от 11. 03. 1980г. закреплено по фактическому пользованию 6,6 Га за садоводческим коллективом «Звездочка». Решением Исполкома Щелковского горсовета народных депутатов МО №от 13.04.1982г. зарегистрирован Устав СНТ «Звездочка-1». Решением Исполкома Щелковского горсовета народных депутатов МО № от 12.04.1985г. закреплены границы земельного участка за НПО «Исток» под коллективное садоводство «Звездочка-1» с выдачей Госакта А-1 № на право пользования землей. Постановлением Главы Администрации ЩР МО № от 09.12.1994 года перерегистрирован Устав СНТ «Звездочка-1».
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24 июля 2007 г., государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со ст. 7 названного Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площади.
В соответствии со ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Для установления юридически значимых обстоятельств, определением суда от 15.01.2024 года по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО3
Из заключения эксперта установлено следующее.
Фактические границы исследуемого земельного участка № определены по фактическому пользованию, их площадь составила 891 кв.м.
Также экспертом выявлено, что земельный участок №, располагается в приаэродромной территории, однако данное ограничение не является препятствием для предоставления исследуемого земельного участка. Расположение исследуемого земельного участка №, в каких-либо иных зонах, а также в составе земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте не выявлено. Ограничений и обременений, в соответствии со сведениями ЕГРН, не имеется.
Экспертом составлено два варианта установления границ спорного земельного участка, по первому из которых площадь участка составляет 740 кв.м. и определена в соответствии с реестровыми границами смежных земельных участков с кадастровыми номерами № и границей землеотвода территории СНТ «Звездочка-1». По варианту № площадь участка составила 858 кв.м. и определена в соответствии с реестровыми границами смежных земельных участков с кадастровыми номерами № и положением красной линии, которая, в свою очередь, совпадает с фасадной границей смежного земельного участка с кадастровым номером №.
У суда нет оснований не доверять заключению судебной землеустроительной экспертизы, поскольку эксперт обладает необходимой для производства такого рода экспертиз квалификацией, имеет необходимый стаж работы в данной сфере, предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, является лицом, не заинтересованным в исходе дела.
Объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке; местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (статья 6 и пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Статья 6 Земельного кодекса РФ определяет, что без установления границ, земельный участок не существует и не может рассматриваться как объект гражданского оборота. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Согласно ч. 1 ст. 69 ЗК РФ, землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. В соответствии со ст. 70 Земельного Кодекса РФ, государственный учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
В силу ч. 7 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с п. 10 ст. 22 вышеуказанного федерального закона, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 26 ФЗ 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной части.
На основании ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 2.7 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Порядок предоставления в собственность граждан, являющихся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определен п. 2.8. ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ", в соответствии с которым в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
- протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
- сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Учитывая, что истец имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, отсутствуют установленные законом основания для отказа истцу в таком предоставлении, экспертом установлены границы испрашиваемого земельного участка, в связи с чем, суд считает необходимым иск удовлетворить в части установления границ земельного участка по варианту № и признании права собственности на земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Новиковой ФИО7 – удовлетворить.
Установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 858 кв.м, в следующих координатах:
Вариант № установления границ исследуемого земельного участкарасположенного по адресу: <адрес>, в системе координат МСК-50. Зона 2, координаты определены методом спутниковых геодезических измерений (определений) | |||
№ точки | Координата X | Координата Y | Ср. квадр. погрешность положения характерной точки (Мt), м |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Площадь по варианту №: 858 кв.м. |
Признать за Новиковой ФИО8 право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 858 кв.м.
Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца.
Судья К.В. Жукова