Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-393/2023 ~ М-359/2023 от 27.09.2023

10RS0001-01-2023-000495-72

№ 2-393/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 декабря 2023 г.                         г. Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Гуйдо К.А.,

с участием помощника прокурора Беломорского района Отченаш А.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сидоровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Беломорского района Республики Карелия к администрации муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение" о возложении обязанности по оборудованию контейнерной площадки и установке контейнера,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Беломорского района Республики Карелия, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском, обосновывая требования тем, что прокуратурой Беломорского района по обращению Куковского А.А. проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение" законодательства об отходах производства и потребления на территории п. Сосновец Беломорского района Республики Карелия. В соответствии абз. 1 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Беломорского района по адресу: Беломорский район, п. Сосновец, ул. Новая, д. расположена площадка накопления твердых коммунальных отходов – контейнерная площадка площадью 5,61 кв.м, а также два контейнера объемом 0,5 м3, собственником которой является администрация муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение". Проверкой установлено, что в нарушение п. 3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 ни контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов, ни система подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров, ни специальная площадка для накопления крупногабаритных отходов по вышеуказанному адресу не обустроены. Кроме того, по вышеуказанному адресу располагается один контейнер вместо двух, предусмотренных реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Беломорского района.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, прокурор просит обязать администрацию муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение" в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу осуществить действия по оборудованию контейнерной площадки площадью 5,62 кв.м, имеющей подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, установить контейнер объемом 0,5 м3 по адресу: Республика Карелия, Беломорский район, п. Сосновец, ул. Новая, д.

Помощник прокурора Беломорского района Отченаш А.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Ответчик администрация муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение" в судебное заседание своего представителя не направила, извещена о рассмотрении дела надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено при имеющейся явке.

Заслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации объектом гражданских прав является имущество, включая вещи, к которым относятся контейнеры для складирования твердых коммунальных отходов.

Статьями 128 и 212 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению, а также, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 14, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст.ст. 3, 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст.ст. 13, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п.п. 2, 3, 11 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156, определены следующие понятия. Бункер – мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов; крупногабаритные отходы – твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах; контейнер – мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; контейнерная площадка – место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156, установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Согласно п.п. 11, 12 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов. Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе, по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу п. 3 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадкидля накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее – контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее – специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В соответствии с п. 8 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам.

Согласно п.п. 9, 10 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении ТКО, в том числе, при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерные площадки. Контейнерная площадкаи (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" от 28 мая 2019 г. №465 утвержден реестр мест (площадок) твердых коммунальных отходов на территориях муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение", муниципального образования "Сумпосадское сельское поселение" и муниципального образования "Летнереченское сельское поселение".

В соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение" установлены адреса нахождения мест (площадок) накопления ТКО, в том числе в реестре указана контейнерная площадка по адресу: Беломорский район, п. Сосновец, ул. Новая, количество контейнеров – 2 шт.

Из акта проверки от 18 сентября 2023 г., составленного помощником прокурора Беломорского района от ДД.ММ.ГГГГ Отченаш А.Ю., следует, что по адресу: Беломорский район, п. Сосновец, ул. Новая, около дома отсутствует контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов. Кроме того, в нарушение п. 6 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 по вышеуказанному адресу располагается один контейнер, вместо двух, предусмотренных реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Беломорского района.

Из материалов дела следует, что отсутствие контейнерной площадки, расположенной по адресу: Республика Карелия, Беломорский район, п. Сосновец, около дома способствует созданию населением несанкционированных свалок.

В соответствии с положениями п. 14 ч. 1 ст. 15 и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на соответствующих территориях.

Так, к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно положениям которой, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). При этом, места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 9-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации 31 августа 2018 г. (далее – Правила обустройства мест накопления ТКО).

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (п. 4 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (п.п. 15-19 Правил обустройства мест накопления ТКО). Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии – на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 13 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Тем самым, с учетом вышеуказанных правовых норм, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Таким образом, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку в обязанность администрации муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение" как исполнительно-распорядительного органа, входит организация деятельности в области обращения с отходами на территории сельского поселения, обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соответственно и обязанность по оборудованию контейнерных площадок накопления ТКО на заявленной территории.

Суд считает срок исполнения решения суда - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - обоснованным.

При подаче искового заявления прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина, с учетом удовлетворения заявленных административных требований, с ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Беломорского района Республики Карелия удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение" обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по оборудованию контейнерной площадки по адресу: Беломорский район, п. Сосновец, ул. Новая, а именно:

- оборудовать контейнерную площадку площадью 5,62 кв.м, имеющую подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;

- установить контейнер объемом 0,5 м3 по адресу: Республика Карелия, Беломорский район, п. Сосновец, ул. Новая,

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     К.А. Гуйдо

Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2023 года.

2-393/2023 ~ М-359/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Беломорского района Республики Карелия
Ответчики
АМО "Сосновецкое сельское поселение"
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Гуйдо Клавдия Александровна
Дело на странице суда
belomorsky--kar.sudrf.ru
27.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2023Передача материалов судье
29.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2023Судебное заседание
15.11.2023Судебное заседание
11.12.2023Судебное заседание
11.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее