№ 21-540/2023
УИД 38RS0032-01-2023-001663-45
решение
г. Иркутск 20 июля 2023 г.
Судья Иркутского областного суда Полозова Н.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ГУФССП России по Иркутской области Писаренко Г.А. на решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 30 мая 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрация города Иркутска,
установил:
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ГУФССП России по Иркутской области Писаренко Г.А. от 21 марта 2023 г. Номер изъят-АП юридическое лицо - администрация города Иркутска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
21 марта 2023 г. должностным лицом вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
Решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 30 мая 2023 г. вынесенные должностным лицом акты отменены, производство по делу прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, должностное лицо – Писаренко Г.А., не соглашаясь с решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска, просит об его отмене как незаконного и необоснованного. В обоснование доводов жалобы указывает о том, что совокупность представленных материалов дела об административном правонарушении свидетельствует о наличии в действиях администрации города Иркутска состава вменяемого административного правонарушения и обоснованности привлечения юридического лица к административной ответственности, поскольку в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, возложенная на администрацию города Иркутска обязанность по обеспечению ФИО10 жилым помещением, не исполнена.
Законный представитель администрации города Иркутска – мэр Болотов Р.Н., защитники Клепикова М.А., Курьянова Т.И., Булсунаева А.А., Серебренникова Е.А., должностное лицо - Писаренко Г.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы Иркутским областным судом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, о причинах неявки не сообщили. Учитывая, что при подготовки жалобы к рассмотрению участие вышеуказанных лиц обязательным не признано, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении Номер изъят-АП, исполнительное производство Номер изъят-ИП, представленные МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ГУФССП России по Иркутской области, судебный материал по жалобе Номер изъят, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, установлена частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ исполнительными документами являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения администрации города Иркутска к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило неисполнение содержащегося в исполнительном листе серия ФС Номер изъят, выданном Дата изъята Кировским районным судом г. Иркутска, по гражданскому делу Номер изъят, требования об обязании администрации города Иркутска предоставить ФИО10 вне очереди жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям <адрес изъят>, отвечающее предъявленным к жилому помещению требованиям, находящееся в черте <адрес изъят>, по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв.м, с учетом площади не менее 15 кв.м, необходимой для проживания в ней законного представителя ФИО8, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, Дата изъята , с учетом постановления о продлении срока от Дата изъята , – до Дата изъята
В качестве доказательств наличия в действиях юридического лица состава административного правонарушения в материалы дела представлены: протокол об административном правонарушении от Дата изъята Номер изъят-АП (л.д.9-10), постановление о возбуждении исполнительного производства от Дата изъята (л.д.2), постановление о взыскании исполнительского сбора от Дата изъята (л.д.3), постановление о назначении нового срока исполнения от Дата изъята (л.д.4), постановление о продлении сроков исполнительного производства от Дата изъята (л.д.5), постановление об отказе в продлении сроков исполнительного производства от Дата изъята (л.д.6), акт совершения исполнительских действий от Дата изъята (л.д.7).
Судья Кировского районного суда г. Иркутска, рассматривая жалобу защитника администрации города Иркутска Курьяновой Т.И., исследовав представленные доказательства, пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление должностного лица от 21 марта 2023 г., поскольку в деле отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие виновное противоправное бездействие должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Оснований для отмены обжалуемого решения, как о том ставится вопрос в жалобе должностного лица, не имеется.
В соответствии с положениями части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, как усматривается из судебного материала по жалобе Номер изъят, администрацией города Иркутска представлены дополнительные доказательства, свидетельствующие о принятии юридическим лицом всех зависящие от него мер, направленных на исполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Данные доказательства обоснованно приняты судом во внимание, поскольку из системного толкования положений статьи 30.6 и части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения следует, что судья при рассмотрении жалобы не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, что полагает рассмотрение дела по правилам первой инстанции и в целях чего на данной стадии возможны не только исследование имеющихся в материалах дела доказательств, но и дополнительно представленных доказательств.
Несогласие автора жалобы с выводами судьи районного суда относительно необходимости администрации города Иркутска в судебном порядке взыскивать расходы, понесенных в связи с льготным обеспечением жилыми помещениями соответствующей категории граждан, в том числе ФИО10, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы жалобы должностного лица о том, что необходимые для приобретения жилого помещения денежные средства поступили в бюджет администрации города Иркутска Дата изъята , при этом процедуры торгов начаты только в феврале 2023 г., не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Так, из представленных материалов дела усматривается, что постановлением должностного лица от 24 января 2023 г. администрация города Иркутска привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с неисполнением требований исполнительного документа в период с Дата изъята по Дата изъята Решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от Дата изъята , вступившим в законную силу Дата изъята , указанное постановление отменено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление (л.м.112-114,118-119). Несмотря на отмену постановления должностного лица, фактически вопрос о привлечении администрации города Иркутска к административной ответственности за период с Дата изъята по Дата изъята был разрешен. В этой связи наличие у администрации города Иркутска денежных средств в период с Дата изъята до Дата изъята , в данном конкретном случае, правового значения не имеет, поскольку срок исполнения требований исполнительного документа по настоящему делу установлен судебным приставом-исполнителем с Дата изъята по Дата изъята
Во исполнение конкретного судебного решения о предоставлении ФИО10 жилого помещения администрацией города Иркутска были предприняты следующие меры.
В период, установленный судебным приставом-исполнителем Дата изъята (с учетом постановления о продлении сроков исполнительного производства - до Дата изъята ) администрацией города Иркутска Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята на электронной площадке РТС-тендер были размещены заявки на приобретение жилых помещений для предоставления гражданам страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. По состоянию на Дата изъята из 9 аукционов состоялся 1 электронный аукцион. В срок до конца февраля 2023 г. по 8 несостоявшимся электронным аукционам заявки на приобретение жилых помещений были опубликованы повторно.
Между тем, на основании состоявшегося электронного аукциона администрацией города Иркутска Дата изъята заключен муниципальный контракт Номер изъят на приобретение жилого помещения (квартиры) для предоставления гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, расположенного по адресу: <адрес изъят> (л.д.40-52). Уже Дата изъята ФИО10 обратился к начальнику департамента жилищной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска с заявлением, в соответствии с которым просил предоставить ему по договору социального найма именно вышеуказанное жилое помещение (л.230 ип). В настоящее время администрацией города Иркутска с ФИО10 заключен типовой договор социального найма жилого помещения Номер изъят от Дата изъята о предоставлении последнему соответствующего жилого помещения (л.м.97-100, 102), а исполнительное производство окончено, о чем свидетельствует соответствующее постановление судебного пристава-исполнителя от Дата изъята (л.241 ип).
Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о принятии администрацией города Иркутска всех зависящие от нее мер, направленных на исполнение требований конкретного исполнительного документа неимущественного характера, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Выводы судьи районного суда о принятии администрацией города Иркутска всех зависящих от нее мер по исполнению судебного решения, в том числе в период, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя от Дата изъята , а также об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу об административном правонарушении, основаны на совокупности представленных стороной защиты доказательств, и являются верными.
При этом доказательства, имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении, в том числе акт совершения исполнительских действий от Дата изъята (л.д.5), не опровергает выводы судьи районного суда, поскольку совокупность представленных стороной защиты доказательств обоснованно признана судом достаточной для отмены постановления должностного лица и прекращения производства по делу ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
При таких обстоятельствах решение судьи Кировского районного суда от 30 мая 2023 г. является законным, обоснованным, мотивированным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы жалобы о наличии в действиях администрации города Иркутска состава административного правонарушения по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, они не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного решения.
По жалобе должностного лица решение судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как следует из материалов дела, существенных, фундаментальных, нарушений процессуальных требований, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом допущено не было.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену либо изменение обжалуемого судебного акта, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░ 2023 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 17.15 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░