Дело № 2-6535/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснодар 19 июня 2019г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Глущенко В.Н.,
при секретаре Сенцовой И.А.,
с участием:
истца Мустафина Р.Ф.,
представителя ответчика ГУ отделения ПФР по Краснодарскому краю – Андреева И.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мустафин Р.Ф. к Государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда РФ по <адрес>, АО «НПФ «ОТКРЫТИЕ» о признании договора недействительным, применении последствий недействительности сделки,
установил:
Мустафин Р.Ф. обратился в Первомайский районный суд г. Краснодара с исковым заявлением к Государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю, АО «НПФ «ОТКРЫТИЕ», в котором просит признать договор по передаче средств пенсионных накоплений Мустафин Р.Ф. в НПФ «РосГосСтрах» с последующим переходом в порядке правопреемства к АО «НПФ «ОТКРЫТИЕ» недействительным, применить последствия недействительности сделки.
В обоснование исковых требований указано, что 15.12.2017 в отделении Сбербанка № 8619, расположенного по адресу: 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красноармейская, 34, между Мустафин Р.Ф. и АО «Негосударственный Пенсионный Фонд Сбербанк» был заключен договор об обязательном пенсионном страховании №, в соответствии с которым, пенсионные накопления застрахованного лица должны быть переданы от предыдущего страховщика Пенсионного фонда Российской Федерации в НПФ «Сбербанк» не позднее 31.08.2018. Однако, согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Мустафин Р.Ф. , взятых из личного кабинета истца на сайте «Госуслуг», страховщиком истца с 21.08.2018 без согласия истца является НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», ранее НПФ «РосГосСтрах» (на момент рассмотрения настоящего иска - АО «НПФ «ОТКРЫТИЕ»). В ответ на поданное 01.11.2018 заявление в отделение ПФР РФ по Краснодарскому краю о предоставлении документов, послуживших основанием для перевода денежных средств из ПФР РФ в НПФ РФ были получены копии договора об обязательном пенсионном страховании от 20.05.2013 №, заключенном с НПФ «РГС», копии заявления от 21.05.2013 № о переходе из ПФР РФ в НПФ «РГС», которые Мустафин Р.Ф. не подписывал, считает, что подписи на указанных документах принадлежат не истцу.
Истец Мустафин Р.Ф. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ отделения ПФР по Краснодарскому краю Андреев И.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, считает их необоснованными.
Ответчики АО «НПФ «ОТКРЫТИЕ», Пенсионного фонда РФ в судебное заседание не явились, в суд поступило письменное возражение от представителя АО «НПФ «ОТКРЫТИЕ», в котором он просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав мнение истца и представителя отделения ПФР по Краснодарскому краю, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в виду следующего.
Согласно ст. 1 ГК РФ Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
На основании ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
Согласно ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (ст. 166 ГК РФ).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ст. 167 ГК РФ).
Согласно ст. 32 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 01.01.2004.
В силу п. 4 ст. 36.7 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», заявление застрахованного лица о переходе (заявление о досрочном переходе) в фонд направляется им в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 31 декабря текущего года. Застрахованное лицо может подать указанное заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или направить иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, либо направить заявление через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг). В последнем случае установление личности и проверка подлинности подписи застрахованного лица осуществляются:
1) нотариусом или в порядке, установленном пунктом 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации в случаях, если застрахованное лицо находится за пределами территории Российской Федерации;
3) утратил силу с 01.01.2014 - Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ;
4) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
5) многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 36.6, с учетом положений ст. 36.5 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании и внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц в связи с заключением застрахованным лицом нового договора об обязательном пенсионном страховании, средства пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии подлежат передаче из одного фонда в другой фонд, с которым застрахованным лицом заключен договор об обязательном пенсионном страховании.
Согласно п. 2 ст. 36.5 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», договор об обязательном пенсионном страховании прекращается в случае признания судом договора об обязательном пенсионном страховании недействительным.
В случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании по основаниям, предусмотренным абз. 2 и 7 п. 2 ст. 36.5 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», для соответствующего фонда возникает обязанность по передаче средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии в порядке, установленном ст. 36.6 настоящего Федерального закона (п. 4 ст. 36.5 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
Из материалов дела следует, что 15.12.2017 в отделении Сбербанка № 8619, расположенного по адресу: 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красноармейская, 34, между Мустафин Р.Ф. и АО «Негосударственный Пенсионный Фонд Сбербанк» был заключен договор об обязательном пенсионном страховании №, в соответствии с которым, пенсионные накопления застрахованного лица должны быть переданы от предыдущего страховщика Пенсионного фонда Российской Федерации в НПФ «Сбербанк» не позднее 31.08.2018.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Мустафин Р.Ф. , взятых из личного кабинета истца на сайте «Госуслуг», средства пенсионных накоплений были переданы из ПФР в негосударственный Пенсионный Фонд «РГС» в соответствии с заявлением о переходе из ПФР в НПФ «РГС» от 30.05.2013 № и договором об обязательном пенсионном страховании от 20.05.2013 №, заключенным с НПФ «РГС»
21.08.2018 НПФ «РГС» принял решение о реорганизации в форме присоединения к Акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд Лукойл-Гарант».
Как указывает истец, никаких заявлений застрахованного лица о переходе в другие Негосударственные пенсионные фонды и Пенсионный Фонд РФ им не подавалось, поручений удостоверяющему центру на выпуск электронной подписи для подписания таких заявлений им не подавалось, договоры об обязательном пенсионном страховании с другими Негосударственными пенсионными фондами им не заключались. То есть истец указывает на то, что он волеизъявления о передаче средств пенсионных накоплений ответчику не выражал.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ответчиком АО «НПФ «ОТКРЫТИЕ» не представлены суду доказательства выражения воли истца на заключение договора об обязательном Пенсионном страховании от 20.05.2013, в частности, суду не предъявлено заявление истца о переходе в ОАО Негосударственный Пенсионный Фонд "РГС", с учетом предоставления заявления о переходе в ОАО Негосударственный Пенсионный Фонд "РГС" в электронной форме.
Разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств волеизъявления истца на заключение оспариваемого договора с ОАО Негосударственный Пенсионный Фонд "РГС", в связи с чем, суд удовлетворяет требования истца в части признания недействительным спорного договора.
Судом также отмечено, что в ответ на судебный запрос от 21.01.2019 ответчиком АО «НПФ «ОТКРЫТИЕ» не были предоставлены в материалы дела спорные документы в связи с завершением реорганизации АО «НПФ «ОТКРЫТИЕ» в форме присоединения к нему АО «НПФ РГС» и АО «НПФ электроэнергетики», ввиду затруднительного получения документов из архива.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Мустафин Р.Ф. к Государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю, АО «НПФ «ОТКРЫТИЕ» о признании договора недействительным, применении последствий недействительности сделки - удовлетворить.
Признать договор по передаче средств пенсионных накоплений от 20.05.2013 №, заключенного между НПФ «РосГосСтрах» и Мустафин Р.Ф. недействительным.
Применить последствия недействительности сделки, обязать АО «НПФ «ОТКРЫТИЕ» передать АО «НПФ Сбербанка» средства пенсионных накоплений Мустафин Р.Ф. .
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Первомайский районный суд города Краснодара в течение месяца.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара В.Н. Глущенко