Дело № 7-793/2023
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 04 октября 2023 года
Судья Ленинградского областного суда Смирнов А.С.,
при секретаре Ропотовой В.С.,
рассмотрев жалобу защитника АО «Газстройпроект» Стениной А.Н. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного надзора на море по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 14 апреля 2023 года №, на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 14 апреля 2023 года №, а также на решение судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 25 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного надзора на море по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 14 апреля 2023 года № АО «Газстройпроект» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 201000 рублей.
Кроме того, должностным лицом вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 14 апреля 2023 года №, которым на АО «Газстройпроект» возложена обязанность принять меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих, повлекшее за собой совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в установленный месячный срок.
Решением судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 25 августа 2023 года постановление изменено, размер административного штрафа снижен до 100500 рублей, в остальной части постановление и представление должностного лица оставлены без изменения.
В жалобе защитника АО «Газстройпроект» Стениной А.Н. содержится просьба об отмене принятых актов как необоснованных и о прекращении производства по делу.
Защитник АО «Газстройпроект» Стенина А.Н. в судебном заседании поддержала жалобу.
Изучив материалы дела и доводы жалоб, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, исследуются доказательства по делу. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Однако в ходе рассмотрения настоящего дела вышеуказанные требования закона выполнены не были.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (действие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1); юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Согласно пунктам 5 и 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу.
По смыслу приведенных норм привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи КоАП РФ.
Как следует из материалов дела в отношении АО «Газстройпроект» составлено пять протоколов об административном правонарушении от 04.04.2023:
- № по ст. 8.1 КоАП РФ;
- № по ст. 8.5 КоАП РФ;
- № по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ;
- № по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ;
- № по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.
Определением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного надзора на море по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 05 апреля 2023 года указанные дела об административных правонарушениях объединены в одно производство, поскольку правонарушения были выявлены при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора).
Однако, рассматривая объединенное в одно производство дело об указанных административных правонарушениях, государственный инспектор Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора при вынесении постановления установил вину АО «Газстройпроект» и привлек к административной ответственности только за совершение одного административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, что отражено в резолютивной части постановления от 14 апреля 2023 года №. При этом в резолютивной части постановления не содержится выводов о виновности АО «Газстройпроект» в совершении других инкриминируемых юридическому лицу административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1 КоАП РФ, ст. 8.5 КоАП РФ, ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, то есть фактически отсутствует результат их рассмотрения тогда как административное наказание АО «Газстройпроект» назначено в соответствии с правилами ст. 4.4 КоАП РФ за совершение нескольких административных правонарушений.
Данные обстоятельства также не были учтены при рассмотрении жалобы АО «Газстройпроект» судьёй Кингисеппского городского суда Ленинградской области.
Изложенное свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 настоящего Кодекса является основанием для отмены постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 14 апреля 2023 года №, внесенного на его основании представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 14 апреля 2023 года №, а также решения судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 25 августа 2023 года с возвращением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2023 ░░░░ № №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ 14 ░░░░░░ 2023 ░░░░ №, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 10 ░░░░░░ 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
(░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░)