Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-30/2024 (2-571/2023;) ~ М-450/2023 от 09.10.2023

Дело №2-30/2024 (№2-571/2024)

УИД 32RS0017-01-2023-000551-58

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 февраля 2024 года                                                        п. Комаричи Брянской области

Комаричский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Серенковой Ю.С.,

при секретаре Вдовенковой Т.В.,

    с участием истца Токмаковой Е.В. и ее представителя Сенова Б.А.,

представителя третьего лица Лопандинской сельской администрации Комаричского муниципального района Брянской области Кошелева В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации Комаричского муниципального района Брянской области об обязании совершения определенных действий,

УСТАНОВИЛ

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации Комаричского муниципального района Брянской области об обязании совершения определенных действий.

В обоснование иска указала, что она и ее мама ФИО5 проживали и были зарегистрированы по адресу: <адрес>.

По акту от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем Лопандинской сельской администрацией <адрес> был списан с баланса.

По правительственной программе переселения граждан из ветхого жилья все жители таких домов, кроме истца, были обеспечены жилыми помещениями.

Поскольку указанный дом был непригоден для проживания Лопандинская сельская администрация на основании аукциона от ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ продала его ФИО6 в качестве остатков строительных материалов.

В результате чего истец и ее мама вынуждены были съехать на съемное жилье.

ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец заключила брак, от указанного брака ДД.ММ.ГГГГ родился сын.

ФИО2 подала заявление главе администрации Комаричского муниципального района Брянской области с просьбой обеспечить ее семью жильем. Однако ей было отказано в заключение договора социального найма в связи с отсутствием свободного жилья.

На основании изложенного, с учетом уточненных требований, истец просит суд обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области обеспечить ее жилым помещением, взамен изъятой <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Лопандинская сельская администрация Комаричского муниципального района Брянской области.

ДД.ММ.ГГГГ протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена межведомственная комиссия по оценке и обследованию помещения администрации Комаричского муниципального района Брянской области.

ДД.ММ.ГГГГ протокольным определением суда Лопандинская сельская администрация Комаричского муниципального района Брянской области исключена из числа ответчика, и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Истец ФИО2 и ее представитель ФИО14 в судебном заседании поддержали уточненные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Комаричского муниципального района Брянской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что истец не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, оснований для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма не имеется.

Представитель третьего лица Лопандинской сельской администрации Комаричского муниципального района Брянской области в судебном заседании, полагал, что права истца нарушены, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Третье лицо – представитель межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения администрации Комаричского муниципального района Брянской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Основные принципы, формы и порядок реализации прав граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, право граждан на жилище относится к основным правам человека, и заключается в обеспечении государством стабильного постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным, указанным в законе граждан, нуждающимися в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключением случаев произвольного лишения граждан жилища.

На основании ст.ст. 3, 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством и другими федеральными законами.

Согласно ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Судом установлено, что ФИО2 (Долгих) Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-МР .

ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке, после брака присвоена фамилия ФИО2, что подтверждается свидетельством о заключении брака I-ЖК .

Из материалов дела также следует, что по договору социального найма помещений в домах муниципального и общественного жилищного фонда Комаричского района от ДД.ММ.ГГГГ в лице главы Лопандинской сельской администрации ФИО8 (наймодатель) и ФИО5, ФИО9, ФИО11, ФИО10, ФИО7 (наниматели) заключили договор согласно которому, наймодатель, предоставляет нанимателю и членам его семьи в бессрочное пользование изолированное жилое помещение, квартиру общей площадью 58,02 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно данным поквартирной карточки по адресу: <адрес>, ФИО10 и ФИО11 выбыли, ФИО5 умерла. В настоящее время остаются зарегистрированными ФИО2 и ФИО12

Также указанные сведения подтверждаются, справкой Лопандинской сельской администрацией <адрес> согласно которой по адресу: <адрес>, зарегистрированы ФИО2 и ФИО12, выданной на основании похозяйственной книги <адрес> за 2024 год.

Поскольку, учитывая, что ответчиком не оспорен факт предоставления жилого помещения семье ФИО5, суд полагает, что в 2009 году истец, являлась на момент предоставления жилья несовершеннолетним членом семьи ФИО5, в установленном законом порядке была вселена в жилое помещение по адресу: <адрес>, и приобрела права и обязанности нанимателя жилого помещения.

Таким образом, истец ФИО2 была на законных основаниях вселена в жилое помещение.

Решением Лопандинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о признании домов не пригодными для проживания многоквартирные <адрес> и <адрес>, признаны не пригодными для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ решением Лопандинского сельского Совета народных депутатов , в связи с признанием многоквартирного <адрес> непригодным для проживания, решено провести открытый аукцион по продаже годных остатков строительных материалов жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодного для проживания.

По акту о списании объектов нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> списан с баланса Лопандинской сельской администрации.

Из договора купли-продажи муниципального имущества с победителем аукциона по продаже имущества, находящегося в собственности Лопандинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ между Лопандинской сельской администрацией Комаричского муниципального района <адрес> (продавец) и ФИО6 (покупатель) заключен указанный договор купли-продажи муниципального имущества из которого следует, что продавец передал покупателю годные остатки строительных материалов жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, цена имущества 50 085 руб.

Согласно договору социального найма помещений в домах муниципального и общественного жилищного фонда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Лопандинской сельской администрацией ФИО5 и членам ее семьи предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Из пояснений представителя третьего лица Лопандинской сельской администрации следует, что указанный договор был заключен фиктивно для распределения людей из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который был признан непригодным для проживания.

Истец ФИО2 также пояснила, что никогда не проживала и не была зарегистрирована по адресу: <адрес>, после того как <адрес> был признан непригодным для проживания, она и мама переехали на съемное жилье.

Более того, согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией указанный дом признан непригодным для проживания.

Из ответа администрации Комаричского муниципального района Брянской области следует, что акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ предоставить не представляется возможности по причине его отсутствия (утерян).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в собственности ФИО2 объектов недвижимого имущества, не имеется.

В силу ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля отнесено у вопросам местного значения муниципального округа, то есть вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, для решения которых органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями.

В соответствии с ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Согласно п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании п. 10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, одним из требований в жилому помещению является нахождение его несущих и ограждающих конструкций, в том числе входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Статьей 87 ЖК РФ предусмотрено, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

На основании ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления (ч. 1 ст. 87 ЖК РФ).

Согласно п.3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007) разъяснено, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

В силу пунктов 33-34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма, нахождение в которых создает угрозу жизни или здоровью граждан, - путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обращалась с заявлением в администрацию Комаричского муниципального района Брянской области по вопросу предоставления жилья.

В ответ на данное обращение ДД.ММ.ГГГГ администрация Комаричского муниципального района Брянской области сообщила, что администрация Комаричского муниципального района Брянской области и Лопандинская сельская администрация не имеют возможности обеспечить истца жильем с заключением договора социального найма в связи с отсутствием свободного жилья.

Анализ исследованных судом доказательств позволяет прийти к выводу о том, что техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, в том числе и техническое состояние находящейся в доме <адрес>, не позволяет обеспечить его дальнейшую эксплуатацию, использование данного жилого помещения по назначению невозможно, кроме того, указанный дом по акту списан с баланса Лопандинской сельской администрации, а годные остатки строительных материалов жилого дома проданы по договору купли-продажи муниципального имущества с победителем аукциона по продаже имущества.

Вопреки доводов представителя ответчика, отсутствие заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, не подлежащим ремонту и реконструкции, не свидетельствует об обратном, поскольку согласно решению Лопандинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес>, признан непригодным для проживания.

Достаточных и достоверных доказательств того, что к разрушению жилого помещения привели действия истца, члены ее семьи, в установленном порядке вселенных в жилое помещение, не имеется. ФИО2 утратившей право пользования жилым помещением не признавалась, каких-либо требований, направленных на принятие мер к надлежащему содержанию жилого помещения, к ней не предъявлялось.

Совокупность установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств с учетом приведенного нормативно-правового регулирования приводит к выводу о том, что истец сохраняет право пользования спорной квартирой, предоставленной ранее на законных основаниях. Другого жилья ни на праве собственности, ни на условиях найма она не имеет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 5 марта 2009 года № 376-О-П, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Сведений о том, что у истца имеется на праве собственности или на ином праве жилое помещение, пригодное для проживания, в деле отсутствуют.

Доводы администрации Комаричского муниципального района Брянской области о том, что истец не признана малоимущей, на жилищном учете в качестве нуждающейся не состоит, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований, суд находит несостоятельными.

По смыслу вышеприведенных правовых норм, предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном ст.ст. 86-89 ЖК РФ, не требуется. Внеочередное предоставление жилого помещения обусловлено необходимостью сохранения надлежащих условий проживания, соблюдения гарантированных законом прав граждан на жилье.

На основании п.3 ст. 9.1 Устава Комаричского муниципального района Брянской области к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления муниципального района на территориях сельских поселений относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Указанные вопросы местного значения муниципального, городского округа, также поименованы в п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ.

Учитывая, то истец не обеспечена жилым помещением для постоянного проживания взамен непригодного для проживания, чем безусловно нарушаются ее права, суд полагает исковые требования ФИО2 подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к администрации Комаричского муниципального района Брянской области об обязании совершения определенных действий – удовлетворить.

Обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области (<данные изъяты>) предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по месту ее жительства в <адрес> общей площадью не менее нормы предоставления жилой площади.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                     п.п.                                    Ю.С. Серенкова

Копия верна.

    Судья    Ю.С. Серенкова

    Мотивированное решение составлено 14 февраля 2024 года

2-30/2024 (2-571/2023;) ~ М-450/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Токмакова Екатерина Владимировна
Ответчики
Лопандинская сельская администрация
Администрация Комаричского муниципального района Брянской области
Другие
Межведомственная комиссия по оценке и обследованию помещения
Сенов Борис Александрович
Суд
Комаричский районный суд Брянской области
Судья
Серенкова Ю.С.
Дело на сайте суда
komarichsky--brj.sudrf.ru
09.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2023Передача материалов судье
16.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2023Подготовка дела (собеседование)
08.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2023Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Судебное заседание
14.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее