Дело № 12 – 40 / 2024
Р Е Ш Е Н И Е
город Пермь 5 февраля 2024 года
Судья Индустриального районного суда г. Перми Мокрушин О.А., при секретаре судебного заседания Казаковой Ю.Ю., с участием помощника Пермского прокурора по надзору по соблюдению законов в исправительных учреждениях Рыбайло М.В., представителя ФКУЗ МСЧ -59 ФСИН России Вавилиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Федерального казенного учреждения «Колония – поселение № ГУФСИН России по Пермскому краю» на постановление Главного государственного санитарного врача – начальника центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора филиала «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ -59 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
постановлением Главного государственного санитарного врача – начальника центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора филиала «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе начальник ФКУ КП № ГУ ФСИН России по Пермскому краю просит постановление отменить, в связи с тем, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении выявленные нарушения частично были устранены.
Нарушена процедура привлечения к административной ответственности, поскольку местом совершения административного правонарушения является место нахождения ФКУ № ГУФСИН России по Пермскому краю по адресу: <адрес> а дело об административном правонарушении рассмотрено по адресу нахождения филиала центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ – 59 ФСИН России.
Кроме того, определение о назначении времени и места рассмотрения дела вынесено начальником центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора филиала «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России Вавилиной Е.С., а постановление вынесено врио начальника центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора филиала «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России Никулиной Н.П.
Постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ за пределами 60-дневного срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку нарушения выявлены ДД.ММ.ГГГГ.
Уплата назначенного штрафа повлечет неблагоприятные последствия для учреждения.
Представитель ФКУ КП № ГУ ФСИН России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Прокурор, представитель ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России просили в удовлетворении жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав присутствующих лиц, прихожу к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Частью 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», с 1 января 2021 года введены в действие названные санитарные правила, которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 880 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», который в том числе устанавливает объекты технического регулирования; требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.
Согласно п. 7 ст. 17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям названного технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно п. 3.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» перевозка (транспортирование), в том числе при доставке потребителям, и хранение продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции должны осуществляться в соответствии с требованиями соответствующих технических регламентов. Совместная перевозка (транспортирование) продовольственного (пищевого) сырья, полуфабрикатов и готовой пищевой продукции допускается при условии наличия герметической упаковки, а также при соблюдении температурно-влажностных условий хранения и перевозки (транспортирования).
В соответствии с п. 7 ст. 17 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно п. 3.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для продовольственного (пищевого) сырья и готовой к употреблению пищевой продукции предприятий общественного питания должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь (маркированный любым способом), многооборотные средства упаковки и кухонная посуда. Для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается хранение в одном холодильнике пищевого сырья и готовой к употреблению пищевой продукции при условии их нахождения в закрытых контейнерах и гастроемкостях. Разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен обрабатываться и храниться раздельно в производственных цехах (зонах, участках). Мытье столовой посуды должно проводиться отдельно от кухонной посуды, подносов для посетителей. Столовая и кухонная посуда и инвентарь одноразового использования должны применяться в соответствии с маркировкой по их применению. Повторное использование одноразовой посуды и инвентаря запрещается.
В соответствии с п. 8.1.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в целях контроля за качеством и безопасностью приготовленной пищевой продукции на пищеблоках должна отбираться суточная проба от каждой партии приготовленной пищевой продукции. Отбор суточной пробы должен осуществляться назначенным ответственным работником пищеблока в специально выделенные обеззараженные и промаркированные емкости (плотно закрывающиеся) - отдельно каждое блюдо и (или) кулинарное изделие. Холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) должны отбираться в количестве не менее 100 г. Порционные блюда, биточки, котлеты, сырники, оладьи, колбаса, бутерброды должны оставляться поштучно, целиком (в объеме одной порции). Суточные пробы должны храниться не менее 48 часов в специально отведенном в холодильнике месте/холодильнике при температуре от +2 °C до +6 °C.
Согласно пп. 6 п. 3 ст. 10 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции.
В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям: поверхности стен должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, которые можно подвергать мойке и, при необходимости, дезинфекции.
Согласно п. 2.21 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 лица, поступающие на работу в организации общественного питания, должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, предварительных и периодических медицинских осмотров, вакцинации, установленным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения требований закона в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия осужденных в ФКУ КП № ГУФСИН России по Пермскому краю по адресу: <адрес>, выявлены нарушения санитарных требований в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия осужденных.
В нарушение требований п. 3.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, п. 7 ст. 17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» при хранении пищевых продуктов не соблюдаются условия хранения, заявленные производителем, а именно: на складе при температуре выше 25 градусов Цельсия, согласно показаниям прибора учета, хранятся кисель сухой витаминизированный в мешках общим весом 127 кг., картофеь сушенный в мешках общим весом 275 кг., консервы мясные кусковые стерилизорванные «Говядина тушеная высший сорт» в жестяных банках по 0,325 гр. В количестве 815 банок, тогда как изготовителем в соответствии с маркировкой указаны условия хранения при температуре не выше 20 градусов Цельсия. Кроме того, на складе при температуре 25 градусов Цельсия, относительной влажности воздуха 91%, хранится мука ржаная хлебопекарная обдирная в мешках общим весом 47 кг, тогда как изготовителем указаны условия хранения при температуре не выше 20 градусов Цельсия и относительной влажности не выше 70 %.
В нарушение требований п. 3.2 СанПиН 2.3/2.4.3590 – 20 мытье столовой посуды осуществляется в тех же моечных ваннах, что и мытье кухонной посуды. Также в пищеблоке для продовольственного (пищевого) сырья и готовой к употреблению пищевой продукции используются одни весы, при требуемом раздельном технологическом оборудовании.
В нарушение п. 8.1.10 СанПиН 2.3/2.4.3590 – 20 хранение суточных проб осуществляется при температуре 10 градусов Цельсия, при требуемой температуре от плюс 2-х до плюс 6-и градусов Цельсия.
В нарушение пп. 6 п. 3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» не производится ежедневный контроль за температурно – влажностным режимом хранения пищевой продукции в складском помещении для муки с регистрацией показателей температуры и влажности воздуха на бумажном носителе.
В нарушение пп. 2 п. 5 ст. 14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» содержание производственных помещений пищеблока (поверхностей стен) находится в состоянии, не исключающем загрязнение пищевой продукции, отсутствуют условия для проведения качественной мойки и при необходимости дезинфекции помещений, имеются дефекты покрытия стен, трещины, сколы.
В нарушение п. 2.21 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в личной медицинской книжке кухонного рабочего гр. К и повара гр. Л отсутствует информация о ревакцинации против кори.
В нарушение п. 2.23 СанПин 2.3/2.4.3590-20 администрацией КП – 39 не организованы и не осуществляются дезинсекционные мероприятия, направленные на предупреждение и возникновение, распространения инфекционных заболеваний, в частности, в пищеблоке обнаружены живые насекомые (мухи).
В нарушение п. 2.1 СанПин2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20, п.п. 2, 3 ст. 10 ТР № «О безопасности пищевой продукции» начальником КП-39 не организован и не осуществляется производственный конроль, основанный на принципах ХАССП, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно – противоэпидемиологических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг (за 7 мес. 2023 года) не осуществлялись лабораторные исследования пищевой продукции, воды, смывов, а также лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды на рабочих местах столовой, пекарни.
Данные обстоятельства послужили поводом для вынесения ДД.ММ.ГГГГ Пермским прокурором по надзору по соблюдению законов в исправительных учреждениях постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении ФКУ КП № ГУ ФСИН России по Пермскому краю.
Вина ФКУ КП № ГУ ФСИН России по Пермскому краю в совершении правонарушения подтверждается исследованными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением о проведении проверок учреждений уголовно – исполнительной системы Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, справкой по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ФКУ «№ ГУФСИН по Пермскому краю», Уставом ФКУ «№ ГУФСИН по Пермскому краю», другими доказательствами.
Доводы жалобы о вынесении постановления с нарушением срока давности привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, основаны на неверном толковании положений статьи 4.5 КоАП РФ, согласно которым срок давности за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, дело об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ по месту его совершения главным государственным санитарным врачом – начальником центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора филиала «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России.
Вынесение определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении начальником центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора филиала «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России не препятствует его дальнейшему рассмотрению лицом, временно исполняющим обязанности начальника центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора филиала «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, как об этом указано в жалобе.
Довод жалобы о частичном устранении выявленных нарушений не влечет отмену постановления, поскольку в момент проверки выявленные нарушения имели место, а частичное их устранение после обнаружения не может служить основанием для освобождения лица от административной ответственности.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ «№ ГУФСИН по Пермскому краю» допущено не было.
При назначении наказания учтены характер совершенного правонарушения, а также имущественное и финансовое положение учреждения, административный штраф назначен в минимальном размере в пределах санкции части 1 статьи 6.3 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого постановления должностного лица по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление Главного государственного санитарного врача – начальника центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора филиала «Центр государственного санитарно – эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФКУ КП № ГУ ФСИН России по Пермскому краю оставить без изменения, жалобу начальника ФКУ КП № ГУ ФСИН России по Пермскому краю Репетухи М.В. без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Индустриальный районный суд г. Перми.
Судья О.А. Мокрушин