Дело № 5-219/2023
УИД №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Пермь 05.10.2023
Судья Кировского районного суда г.Перми Сирина Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Д.Д., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Рахимбегова С.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рахимбегова С.Ш.
установила:
согласно протоколу от 04.10.2023 №, составленному ст. УУП ОП № 3 (дислокация Кировский район) УМВД России по г.Перми, гражданин Таджикистана Рахимбегов С.Ш., являясь иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации, в нарушение положений п. 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», осуществлял трудовую деятельность по <адрес> в качестве продавца, то есть по профессии, не указанной в патенте.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении Рахимбегова С.Ш. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Рахимбегов С.Ш. с обстоятельствами, указанными в протоколе об административном правонарушении, согласился, указав, что имеет патент, согласно которому он может осуществлять трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего. П., с которой он проживает фактически в брачных отношениях в течение года, занимается торговлей овощами и фруктами в районе дома № по <адрес>, он помогает ей, носит ящики с продуктами. 04.10.2023 она повела ребенка в детский сад и попросила его присмотреть за торговой точкой. В её отсутствие он продал мужчине арбуз, после чего сразу же был задержан сотрудниками полиции. В содеянном раскаивается.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, объяснения Рахимбегова С.Ш., позволяют прийти к следующим выводам.
За осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности определяет Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан).
Иностранные граждане и лица без гражданства, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 35 названного Федерального закона).
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
В силу п. 4.2 ст. 13 названного Федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность, в частности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.
Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности (абзац шестнадцатый пункта 1 статьи 2 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан).
Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности (абзац семнадцатый пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона).
Из материалов дела следует, что Рахимбегову С.Ш. 07.07.2023 выдан патент серии № по профессии «подсобный рабочий».
04.10.2023 в 10:06 час. по <адрес> ст. УУП ОП №3 (дислокация Кировский район) УМВД России по г. Перми было установлено, что гражданин Республики Таджикистан Рахимбегов С.Ш. осуществлял трудовую деятельность в качестве продавца, то есть по профессии, не указанной в его патенте.
Факт совершения административного правонарушения Рахимбеговым С.Ш. достоверно подтверждается собранными по делу доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № от 04.10.2023;
- рапортом начальника ОУУП и ПДН ОП № 3 УМВД России по г.Перми Ф. о том, что в ходе работы по ОПМ «Нелегал» при обходе административного участка «<адрес> обнаружена торговая палатка по продаже овощей и фруктов, в которой иностранный гражданин осуществлял продажу. В ходе проверки торговой точки установлено, что торговую деятельность осуществлял гражданин Таджикистана Рахимбегов С.Ш.., осуществивший продажу арбуза. Согласно полученному патенту № от 07.07.2023, Рахимбегов С.Ш. имеет право на осуществление деятельности в должности «подсобный рабочий»;
- объяснением Ф. о том, что 04.10.2023 он, проходя по <адрес>, увидел, что в торговой точке у дома № иностранный гражданин осуществлял продажу овощей и фруктов. Подойдя к торговой точке, он купил арбуз и оплатил покупку;
- копией справки по операции «оплата товаров и услуг»;
- объяснением Рахимбегова С.Ш. о том, что 04.10.2023 с 09:30 часов он находился на торговой точке по <адрес>, где осуществлял продажу овощей и фруктов. Около 10:06 часов к нему подошел мужчина, которому он продал арбуз, мужчина оплатил картой покупку. После этого к нему подошли сотрудники полиции и доставили в ОП №3. Работодатель данной торговой точки – П. На торговой точке он работает около 1 месяца, помогает своей сожительнице (П.), график работы – ежедневно с 09:30 час. до 20:00 час., заработную плату он не получает, в его обязанности входит выкладка товара на полки, продажа товара. 07.07.2023 он получил патент на работу №, в котором указана профессия, вид трудовой деятельности «подсобный рабочий»;
- копией паспорта;
- копией патента №, выданным 07.07.2023 Рахимбегову С.Ш., в котором в графе «профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности)» указано «подсобный рабочий» и копией миграционной карты;
- копией уведомления о прибытии;
- фотоснимком торговой точки;
- сведениями на физическое лицо;
- сведениями базы данных о привлечении Рахимбегова С.Ш. ко всем видам ответственности;
- копиями чек - ордеров.
Вышеприведенные доказательства признаются относимыми, допустимыми и достоверными относительно обстоятельств правонарушения, получены с соблюдением требований закона.
С учетом совокупности всех установленных по делу обстоятельств действия Рахимбегова С.Ш. квалифицируются по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - как осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности).
Наличие каких-либо противоречий и неустранимых сомнений в доказанности вины Рахимбегова С.Ш. не усматриваю.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55, часть 3 статьи 62).
Санкция статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15.07.1999 № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27.05.2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14.02.2013 № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 №3-П, от 13.03.2008 №5-П, от 27.05.2008 №8-П, от 13.07.2010 №15-П, от 17.01.2013 №1-П, от 17.02.2016 №5-П и др.).
Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, при назначении административного наказания Рахимбегову С.Ш. судья принимает во внимание положения статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, и учитывает: характер совершенного административного правонарушения; конкретные обстоятельства рассматриваемого дела; отсутствие сведений, которые указывали бы на то, что Рахимбегов С.Ш. представляет угрозу национальной безопасности или общественному порядку в Российской Федерации; обстоятельства, касающиеся личности Рахимбегова С.Ш., который неоднократно въезжая на территорию Российской Федерации, нарушений режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации не допускал, к административной ответственности не привлекался, имеет действующий патент на работу, авансовые платежи за который уплачивает своевременно; степень его социальной интеграции в стране пребывания; его имущественное положение, наличие у него действительного документа, удостоверяющего личность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и, напротив, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, как то: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение и наличие двоих несовершеннолетних детей.
С учетом совокупности вышеуказанных обстоятельств, а также положений, закрепленных в абзаце 2 пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», судья считает возможным назначить Рахимбегову С.Ш. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном частью 1 статьи 18.10 КоАП РФ, не усмотрев оснований для назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Оснований к прекращению производства по делу, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, не выявлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Руководствуясь 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановила:
Рахимбегова С.Ш. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (Две тысячи) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: .......
Разъяснить, что в соответствии с частями 1, 1.5 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 названного Кодекса. Административный штраф, предусмотренный частями 1 - 1.4 упомянутой статьи, может быть уплачен в соответствующем размере лицом, привлеченным к административной ответственности, до дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья Е.Г.Сирина