����������������
УИД: 76RS0014-01-2022-001274-36
Изг.23.11.2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ярославль 02 ноября 2022 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Петухова Р.В.,
при секретаре Михалиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крайновой Елены Васильевны к Государственному учреждению- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
Крайнова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области (далее также Отделение) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года работала в должности <данные изъяты>, а в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года работала в должности <данные изъяты>.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что специальный стаж истца составляет 22 года 2 месяца 19 дней (при требуемом специальном стаже 25 лет).
Считает, что отказ ответчика включить указанные периоды нахождения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не соответствует требованиям закона, поскольку указанные периоды подтверждены трудовой книжкой.
Истец, с учетом уточнения исковых требований, просила признать недействительным решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ года, включить в специальный стаж истца периоды работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; обязать ответчика установить истцу страховую пенсию по старости, взыскать расходы на юридические услуг в сумме 3 500 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
В судебном заседании истец требования уточнила, просила признать недействительным решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ года в части не включения в специальный стаж следующих периодов с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; включить указанные периоды в специальный стаж, взыскать с ответчика расходы на юридические услуг в сумме 3 500 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Шаблова Ю.С. требования, изложенные в исковом заявлении, не признала, пояснила, что решение является законным и обоснованным, просила в иске отказать.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано по следующим основаниям.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
На основании п. 5 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года, периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
На таких же условиях засчитывались периоды работы в должности <данные изъяты> в льготный трудовой стаж с 1 ноября 1999 года и Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации 22 сентября 1999 года (ранее музыкальным руководителям работа в этой должности в льготный трудовой стаж не засчитывалась - в Списке от 6 сентября 1991 года должность «Музыкальный руководитель» не была предусмотрена как работа, дающая право на льготную пенсию).
Судом установлено, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что специальный стаж истца составляет 22 года 2 месяца 19 дней (при требуемом специальном стаже 25 лет).
Из материалов дела следует, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года работала в должности <данные изъяты>.
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ года, истец была принята на работу на должность <данные изъяты> на 0,25 ставки.
Учитывая, что истцом не были представлены суду документы, подтверждающие о выполнении ею норм рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, суд полагает, что оснований для признания незаконным решения в части не включения указанных периодов в специальный стаж не имеется.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Аналогичное правило предусмотрено пунктом 3 статьи 14 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника.
При отсутствии документального подтверждения характера и условий труда, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не возникает.
Судом установлено, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года работала в должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ года истец была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сведения о трудовом стаже истца за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года предоставлялись работодателем общим, а не специальным стажем, т.е. в отношении данного периода работы отсутствует код льготной работы. Только с ДД.ММ.ГГГГ работодатель стал указывать код льготной работы.
В установленном законом порядке достоверность представленных работодателем сведений персонифицированного учета истцом не оспорена и недействительной не признана, скорректированные сведения в адрес Пенсионного фонда работодателем не представлялись.
С учетом изложенных обстоятельств, оснований для признания незаконным решения в части не включения периода работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в специальный стаж также не имеется.
Поскольку суд отказывает истцу в удовлетворении основного требования, не подлежат удовлетворению и производные требования о включении периодов работы в специальный стаж, взыскании судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Крайновой Елены Васильевны (паспорт:№) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья Р.В.Петухов