Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2204/2022 ~ М-1836/2022 от 27.06.2022

79RS0002-01-2022-004320-92

№2-2204/2022

Р Е Ш ЕН И Е

Именем Российской Федерации

08 ноября 2022 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Сладковой Е.Г.,

с участием истца Клюевой В.С.,

представителя ответчика Корневой Н.Н.,

при секретаре Завражиной О.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по иску Клюевой Валентины Сеидовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> ( паспорт серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Областная больница» (ИНН 7900001715, ОГРН 1027900509097) о возложении обязанности, признании недействительной карты специальной оценки условий труда, –

у с т а н о в и л:

Клюева В.С. обратились в суд с иском к ОГБУЗ «Областная больница» о возложении обязанности, признании недействительной карты специальной оценки условий труда. Свои требования мотивировала тем, что она состоит в трудовых отношения с ОГБУЗ «Областная больница» с 2000 года. Работодателем допущены нарушения ее трудовых прав. На основании документов, характеризующих ее условия труда, следует, что выполняемая ею работа «сестра-хозяйка урологического отделения» содержит вредный фактор с категорией – биологический. В связи с этим, ей установлен отпуск продолжительностью 50 календарных дней, из который 14 календарных дней – дополнительный отпуск за работу со вредными и (или) опасными условиями труда. Урологическое отделение является отделением хирургического профиля, а должностной инструкцией сестры- хозяйки прямо предусмотрена обязанность работы с биологическим фактором. Так, в число обязанностей сестры- хозяйки входит сдача грязного белья в дезинфекцию. За период с 2020-2021 годы выдача молока или других пищевых продуктов при исполнении обязанностей по должности «сестра- хозяйка» ей не производилась. На ее письменное обращение к работодателю от 29.11.2021 получен ответ. Ей разъяснили, что на основании результатов специальной оценки условий труда от 21.05.2020, проведенной в ОГБУЗ «Областная больница» по ее должности установлен 2 класс условий труда и в связи с этим право на ежегодный дополнительный отпуск отсутствует. Просит суд обязать ОГБУЗ «Областная больница» предоставить ей копию карты специальной оценки условий труда рабочего места сестры – хозяйки урологического отделения ОГБУЗ «Областная больница», составленную 21.05.2020; признать недействительной карту специальной оценки условий труда рабочего места сестры – хозяйки урологического отделения ОГБУЗ «Областная больница», составленную 21.05.2020; обязать ОГБУЗ «Областная больница» провести неплановую специальную оценку условий труда на её рабочем месте сестры – хозяйки урологического отделения ОГБУЗ «Областная больница»; истребовать материалы специальной оценки условий труда, проведенной в 2020 году и назначить государственную экспертизу условий труда в целях оценки качества проведения оценки условий труда; обязать ОГБУЗ «Областная больница» произвести расчет компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, по должности «сестра – хозяйка урологического отделения ОГБУЗ «Областная больница» за период с 01.08.2020 по настоящее время; обязать ОГБУЗ «Областная больница» предоставить ей за период работы с 01.08.2020 по настоящее время, и выплачивать в последующем компенсационную выплату в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, по должности «сестра – хозяйка урологического отделения ОГБУЗ «Областная больница».

Истица Клюева В.С. в судебном заседании исковые требования и доводы иска уточнила, просила признать недействительной карту специальной оценки условий труда рабочего места сестры – хозяйки урологического отделения ОГБУЗ «Областная больница», составленную 21.05.2020; обязать ОГБУЗ «Областная больница» провести внеплановую специальную оценку условий труда на её рабочем месте сестры – хозяйки урологического отделения, обязать произвести расчет компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, по должности сестра – хозяйка урологического отделения за период с 01.08.2020 по настоящее время; обязать предоставить ей за период работы с 01.08.2020 по настоящее время, и выплачивать в последующем компенсационную выплату в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, по должности сестра – хозяйка урологического отделения. Доводы иска поддержала. Суду дополнительно пояснила, что она является сестрой-хозяйкой урологического отделения с 2009 года. С 2009 года отпуск у нее составлял 50 дней, в связи с тем, что фактор вредности на рабочем месте был 3,1. В 2020 году была проведена спецоценка условий труда, по которой было установлено, что на ее рабочем месте нет вредности. Об этом она узнала в 2021 году, когда писала заявление на отпуск, так как ей сообщили, что у нее отпуск будет 36 дней, а не 50 как у всех, так как вредность (биологический фактор) по новой оценке составляет коэффициент 2, а не 3.1 как раньше. Должностные инструкции сестер-хозяек реанимационно-анастезиологического отделения, нервного отделения, хирургического отделения, травматологического отделения и урологического отделения – одинаковы, но они получают выплату и дни к отпуску за биологический фактор, а она нет. Уведомление отдела кадров о том, что на ее рабочем месте не установлен вредный и опасный фактор условий труда она получила 27.08.2021. Считает, что оценку труда следует признать неверной и провести повторную оценку труда, так как комиссия по оценке условий труда работала дистанционно, на рабочем месте они не были. Она выполняет одну и ту же работу, как и сестры-хозяйки других отделений.

Представитель ответчика Корнева Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, поддержала письменный отзыв. Суду дополнительно пояснила, что степень вредности выполняемых работ по закону установлен на основании специальной оценки труда. Первая оценка проводилась в 2016 году. Следующая проведена в 2020 году. Рабочее место оценивалось индивидуально. Считает, что у истца истек срок исковой давности для обращения в суд за защитой своих нарушенных прав. Просила в исковых требованиях Клюевой В.С. отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, является одним из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 209 Трудового кодекса РФ определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса РФ).

Согласно статье 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные, в том числе, законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса РФ).

Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 года (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.

Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ.

Согласно статье 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 1 части 1 статьи 5 закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5 закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со статьей 26 названного закона (пункт 3 части 1 статьи 5 Закона).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

В силу положений ст. 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 1 статьи 26 названного закона).

Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26 названного закона).

Из материалов дела установлено, что истица Клюева В.С. работает в ОГБУЗ «Областная больница» в должности сестры -хозяйки урологического отделения с 2009 года.

Согласно дополнительного соглашения от 20.07.2016 , работодатель ОГБУЗ «Областная больница» пришли к соглашению внести в трудовой договор от 21.02.2006 изменения и изложить его в новой редакции с 20.07.2016, а именно работодатель предоставляет работнику Клюевой В.С. работу по должности сестра-хозяйка урологического отделения ОГБУЗ «Областная больница» с 22.10.2009 г.

В п. 8 указано, что работнику устанавливаются следующие условия труда на рабочем месте – 3 класс – вредные условия труда, характеристики условий труда на рабочем месте : вредные факторы: 3.1- биологический.

За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных договором, работнику устанавливается заработная плата и надбавка за работу в опасных для здоровья и обосо тяжелых условиях труда – 15%.

В разделе 5 дополнительного соглашения предусмотрено, что работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 50 календарных дней: основной – 28 календарных дней, дополнительный – 8 календарных дней (ст. 14 закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям от 19.02.1993 № 4520-1), дополнительный – 14 календарных дней за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

09.06.2020 между ОГБУЗ «Областная больница» и Клюевой В.С. было подписано соглашение об изменении трудового договора от 21.02.2006. В данном соглашении указано, что согласно специальной оценки условий труда от 09.06.2020 года класс условий труда 3,2 (биологический фактор), гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, занятым на данном месте: повышенный размер оплаты труда (4%), ежегодный дополнительный отпуск (14 календарных дней), сокращенная продолжительность рабочего времени, молоко и другие равноценные пищевые продукты (0,5 литра за смену), право на досрочное назначение страховой пенсии.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлено, что вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: 1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени), 2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), 3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени), 4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени).

В соответствии со ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю, устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2,3 или 4 степени либо опасным условиям труда (ст. 117 Трудового кодекса РФ).

27.08.2021 Клюевой В.С. вручено уведомление, в которой ею информируют о том, что по результатам специальной оценки условий труда от 21.05.2020 «Отчет о проведении специальной оценки условий труда ОГБУЗ «Областная больница» не установлены вредные (опасные) факторы условий труда и уведомили о том, что по истечение двух месяцев со дня получения данного уведомления утрачивает право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях, продолжительностью 14 календарных дней.

28.10.2021 Клюевой В.С. предложили подписать соглашение к трудовому договору от 21.02.2006 , в котором внесены изменения в раздел Охраны труда трудового договора и в раздел Рабочее время и время отдыха, а именно работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск 36 календарных дней: основной – 28 календарных дней, дополнительный – 8 календарных дней. Истица отказалась от подписания данного соглашения.

Из приказов о предоставлении отпуска Клюевой В.С. от 24.08.2021 и 09.07.2021, Клюевой В.С. предоставлен отпуск 50 календарных дней.

Из приказа о предоставлении отпуска Клюевой В.С. от 12.09.2022, Клюевой В.С. предоставлен отпуск 36 календарных дней.

Свидетель ФИО4 суду пояснила, что Клюева В.С. работает сестрой-хозяйкой урологического отделения. Она совместно с сестрой-хозяйкой осуществляет обход всех палат. Собирают грязное белье, пересчитывают его, собирают в резиновые мешки и затем сестра-хозяйка относит это белье на прачку. Сестра-хозяйка его пересчитывает и сортирует.

Свидетель ФИО5 суду пояснила, что работает в прачечном цехе ОГБУЗ «Областная больница» 23 года. Клюеву В.С. знает. Она работает сестрой-хозяйкой урологического отделения. Сестра-хозяйка приносит белье и сдает его по счету. Она вытрясает его из резиновых мешков и при ней его пересчитывает.

В судебном заседании установлено, что в 2016 году в ОГБУЗ «Областная больница» проведена специальная оценка условий труда в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ от 26.12.2013 «О специальной оценке условий труда» и в соответствии с картой специальной оценки условий труда сестры хозяйки урологического отделения (стационар) от 07.11.2016, установлены допустимые условия труда - итоговый класс (подкласс) условий труда 3.1

В данной карте указаны гарантии и компенсации, предоставляемые работнику, занятым на данном рабочем месте – ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, проведение медицинских осмотров.

Истица ознакомлена с результатами специальной оценки условий труда 30.11.2016г.

Как следует из материалов дела, между ООО «ДВРЦОТ» и ОГБУЗ «Областная больница» 10.02.2020 заключен договор на выполнение работ по оказанию услуг в сфере охраны труда.

21.05.2020 составлен протокол измерений и оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса рабочего место сестры –хозяйки урологического отделения.

21.05.2020 составлена карта специальной оценки условий труда сестры-хозяйки урологического отделения ОГБУЗ «Областная больница», согласно которой класс условий труда относится по вредным (опасным) факторам) - 2 класс. С данной картой истица ознакомлена 13.07.2020.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного Федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется соответствующая комиссия, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда (часть 1 статьи 9 Закона). В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 9 Закона).

Карты специальной оценки условий труда от 21.05.2020, подписана председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда – главным врачом Рябко Ф.Н., членами комиссии – начальников отдела организационно-правовой и кадровой службы Морозовым Е.М, специалистом по охране труда Левченко Р.Ф. и экспертом Олейниковым О.Г.

Однако, график проведения специальной оценки условий труда, приказ об утверждении комиссии по проведению специальной оценки условий труда суду не предоставлены. Также в судебном заседании установлено, что в ОГБУЗ «Областная больница» имеется первичная профсоюзная организация, однако из карты от 21.05.2020 не следует, что в состав комиссии включен представитель выборного органа первичной профсоюзной организации. Как следует из карты от 07.11.2016, при проведение специальной оценки условий труда в 2016 году в состав комиссии был включен председатель профсоюзного комитета – главная медицинская сестра Русяева Г.А.

По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Отчет о проведение специальной оценки условий труда утвержден председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда 09.07.2020, предыдущая оценка условий труда проводилась в ноябре 2016 года. Следовательно, срок действия заключения специальной оценки условий труда не истек.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца была назначена государственная экспертиза условий труда, проведение которой поручено Департаменту по труду и занятости правительства ЕАО.

Согласно результатам проведенной государственной экспертизы условий труда на рабочем месте сестры –хозяйки урологического отделения ОГБУЗ «Областная больница», занимаемое Клюевой В.С. не соответствует требования Федерального закона от 28.12.2013 № 426 –ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В ходе проведения государственной экспертизы условий труда установлено, что содержащиеся в отчете данные о результатах проведения специальной оценки условий труда не внесены в ФГИС СОУТ, что является нарушение требований ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426 –ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г., в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).

Основанием для предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, признаются конкретные условия труда, определяемые по результатам специальной оценки условий труда.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426 –ФЗ «О специальной оценке условий труда», организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи. Указанная организация в течение трех рабочих дней со дня внесения в информационную систему учета сведений обязана уведомить работодателя об этом на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.

Ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426 –ФЗ «О специальной оценке условий труда», предусмотрено, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций (ч.1). Результаты проведения специальной оценки условий труда для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, могут применяться при условии, если сведения о них внесены в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч.2).

Из материалов дела следует, что итоговый класс условий труда сестры-хозяйки хирургического отделения установлен как 3,2 (карта от 2105.2020), сестры –хозяйки неврологического отделение – 3.2 (карта от 23.09.2021). Как установлено в судебном заседании должностные инструкция сестры-хозяйки урологического отделения аналогична должностным инструкциям хирургического и неврологического отделения.

Представителем ответчика заявлено о сроке исковой давности для обращения в суд за защитой своих нарушенных прав.

В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что Клюева В.С. 30.11.2021 обратилась с заявлением на имя главного врача с просьбой выдать копию по спец.оценке, начальником по охране труда ей было отказано. 22.12.2021 истцу было отказано в предоставление копии СОУТ. 18.01.2022 истица обратилась в государственную инспекцию труда в ЕАО с жалобой о нарушении работодателем трудовых прав, на что ей был дан 09.02.2022 и разъяснено, что в случае разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда можно подать заявление в орган исполнительной власти субъекта РФ (департамент по труду и занятости населения правительства ЕАО) для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда в соответствии с Приказом Минтруда России от 08.07.2016. 28.02.2022 истица обратилась с заявлениеи в департамент по труду и занятости населения правительства ЕАО. 03.03.2022 истцу было отказано в проведении государственной экспертизы условий труда. Истица обратилась с заявлением в прокуратуру ЕАО. 18.03.2022 прокуратурой был дан истцу ответ. 24.03.2022 истица обратилась в Государственную инспекцию труда в ЕАО с обращением, на которое истица 13.04.2002 получила ответ. 15.04.2022 истица обратилась с заявление в ОГБУЗ «Областная больница» в котором просила предоставить копию заключения СОУТ. 12.05.2022 заявление истца было оставлено без рассмотрения. 16.06.2022 истица направила ответчиком копию иска и 27.06.2022 обратилась с иском в суд.

В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.

Право работников обжаловать результаты специальной оценки условий труда предусмотрено ст. ст. 5, 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и не может быть ограничено трехмесячным сроком после ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда, поскольку о нарушении своего права на работу в условиях, основанных на результатах проведенной специальной оценки условий труда, работник узнает (может узнать) в течение всего периода работы по трудовому договору и действия соответствующих результатов специальной оценки условий труда.

В судебном заседании установлено, что истца с картой оценки условий труда ознакомлена 13.07.2020, однако 09.06.2020 с истцом было подписано соглашение об изменении трудового договора от 21.02.2006, в котором согласно специальной оценки условий труда от 09.06.2020 года класс условий труда 3,2 (биологический фактор), гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, занятым на данном месте: повышенный размер оплаты труда (4%), ежегодный дополнительный отпуск (14 календарных дней), сокращенная продолжительность рабочего времени, молоко и другие равноценные пищевые продукты (0,5 литра за смену), право на досрочное назначение страховой пенсии и только 27.08.2021 Клюевой В.С. вручено уведомление об изменений условий труда.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии у истца уважительных причин, объективно препятствующих истцу своевременно обратиться в суд за защитой нарушенного права, следовательно, пропущенный срока подлежит восстановлению.

Статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" предусмотрены случаи внеплановой специальной оценки условий труда, в т.ч. такая проверка должна проводиться при получении работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (пункт 2), наличии мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников (пункт 7 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ).

С результатами СОУТ истица не согласились, что и послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Суд, разрешая требования истца Клюевой В.С. о признании недействительной карты специальной оценки условий труда от 21.05.2020, руководствуясь статьями 212, 219, 220 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 3, 5, 8, 13, 14, 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" исходит из того, что в соответствии с заключением государственной экспертизы условий труда выявлены нарушений порядка проведения специальной оценки условий труда, которые повлекли нарушение прав работника на предоставление гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд исходя из того, что фактически учреждение, на которое возложена обязанность проверки жалоб работника на нарушение правил проведения специальной оценки условий труда уклонилось от рассмотрения такого обращений, в связи с чем суд, определяя надлежащий способ защиты нарушенного права при очевидности преследуемого истцом материально-правового интереса об оспаривании СОУТ, пришел к выводу, что в пределах оснований и предмета иска восстановление нарушенного права, за защитой которого обратилась истица, возможно путем организации проведения плановой СОУТ.

С учетом изложенного, суд считает возможным возложить на ОГБУЗ «Областная больница» обязанность организовать проведение специальной оценки условий труда в отношении рабочего места сестры -хозяйки урологического отделения ОГБУЗ «Областная больница» Клюевой В.С., осуществляющее трудовую деятельность в должности сестры-хозяйки урологического отделения ОГБУЗ «Областная больница».

С учетом удовлетворения требования о признании недействительными результатов проведенной СОУТ на рабочем месте сестры-хозяйки урологического отделения ОГБУЗ «Областная больница» имеются основания для возложения обязанности на работодателя ОГБУЗ «Областная больница» восстановить льготы в части предоставляемых ею гарантий и компенсаций, предоставляемые работнику, занятым на данном рабочем месте в соответствии с трудовым договорам от 21.02.2006 ( с учетом изменений от 07.10.2009 № и соглашения об изменении трудового договора от 09.06.2020) и произвести выплаты указанных льгот.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд,

Р е ш и л:

Исковые требования Клюевой Валентины Сеидовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> ( паспорт серии , выдан 17<данные изъяты>) к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Областная больница» (ИНН 7900001715, ОГРН 1027900509097) о возложении обязанности, признании недействительной карты специальной оценки условий труда удовлетворить частично.

Признать недействительным, а именно не соответствующими требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", результаты специальной оценки условий труда на рабочем месте сестры-хозяйки урологического отделения ОГБУЗ «Областная больница», оформленные картой специальной оценки условий труда от 21.05.2022.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранение «Областная больница» (ИНН 7900001715, ОГРН 1027900509097) организовать проведение специальной оценки условий труда в отношении рабочего места сестры -хозяйки урологического отделения ОГБУЗ «Областная больница» Клюевой Валентины Сеидовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> ( паспорт серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>), осуществляющую трудовую деятельность в должности сестры-хозяйки урологического отделения областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница».

Обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранение «Областная больница» (ИНН 7900001715, ОГРН 1027900509097) восстановить и произвести выплаты Клюевой Валентины Сеидовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> ( паспорт серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>), в соответствии с трудовым договором от 21.02.2006 (с учетом изменений от 07.10.2009 и соглашения об изменении трудового договора от 09.06.2020) льгот в части предоставляемых гарантий и компенсаций, предоставляемые работнику, занятым на данном рабочем месте.

В остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд ЕАО со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Сладкова Е.Г.

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 18.11.2022

2-2204/2022 ~ М-1836/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Клюева Валентина Сеидовна
Ответчики
Областная больница ОГБУЗ
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Сладкова Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
27.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2022Передача материалов судье
30.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2022Подготовка дела (собеседование)
26.07.2022Подготовка дела (собеседование)
26.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2022Судебное заседание
18.08.2022Судебное заседание
07.11.2022Производство по делу возобновлено
08.11.2022Судебное заседание
18.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2023Дело оформлено
23.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее