Дело № 5-22/16
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чайковский 17 февраля 2016 года.
Судья Чайковского городского суда Пермского края Гайнуллина Р.Н.
с участием прокурора Чайковской городской прокуратуры ФИО3
защитника юридического лица ФИО6
при секретаре Зайцевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
в отношении <данные изъяты>» (далее-<данные изъяты>»), расположенного по адресу: <адрес>, (ОГРН 1105902001875, ИНН 5902863029, КПП 590401001),
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной Чайковской городской прокуратурой с участием специалиста- инспектора Отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО5 проверки соблюдения <данные изъяты>» требований федерального законодательства на объекте строительства- двух многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: пер. <адрес>, <адрес> края, выявлено, что юридическое лицо <данные изъяты>» привлекло гражданина <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к трудовой деятельности на строительстве дома по <адрес> при отсутствии у последнего разрешения на работу или патента, что является нарушением ч.1 ст. 13.3 ФЗ № «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Законный представитель юридического лица в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании защитник юридического лица ФИО6 с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении не согласился, суду пояснил, что работы на объекте строительства велись собственными силами подрядчиков, с которыми <данные изъяты>» заключило договоры подряда. Допуск иностранного гражданина к работе ООО не производило, на работу его не принимало, зарплату не выплачивало.
Изучив материалы дела, заслушав защитника, мнение прокурора, настаивавшую на привлечении юридического лица к административной ответственности, судья считает, что вина <данные изъяты>» в совершении правонарушения установлена и доказана.
Согласно ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к ст. 18.15 КоАП РФ:
1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Согласно ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Привлекать иностранных граждан на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновность <данные изъяты>» в правонарушении подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки соблюдения законодательства от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, уставом <данные изъяты>», сведениями из ЕГРЮЛ о юридическом лице по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором и приказом директора <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ответственным за ведение строительно-монтажных работ, технику безопасности, пожарную безопасность и охрану труда на объекте строительства по пер. Школьный, 5/1,6/1 <адрес> мастера строительно-монтажных работ ФИО7, трудовым договором и приказом директора <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанностей по осуществлению строительного контроля на объекте строительства по <адрес>, <адрес> на главного инженера ФИО4, разрешением, выданным <данные изъяты>» на срок до ДД.ММ.ГГГГ, на строительство двух трехэтажных домов, государственным контрактом №.392739 от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты>» на приобретение жилых помещений в многоквартирных строящихся домах в государственную собственность <адрес>, муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты>» и МО «Чайковское городское поселение» на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, письменным объяснением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по факту правонарушения, постановлением начальника Отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении гражданина <адрес> ФИО1 к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ за осуществление трудовой деятельности в качестве укладчика кирпича на строительстве дома по <адрес>, копией миграционной карты ФИО1 (л.д. 7-12,22-32,35,37-64,125,131,134).
Согласно п. 2.2.1 Устава предметом деятельности <данные изъяты>» является строительство зданий и сооружений, в том числе производство каменных работ. (л.д.22-30).
Из объяснения ФИО1 следует, что ДД.ММ.ГГГГ без разрешения на работу и патента он работал на кладке кирпича на строительном объекте по пер. Школьный, 5/1 <адрес> с зарплатой 200 руб. за 1 кв.м. уложенного кирпича.(л.д.125).
При рассмотрении дела установлено, что юридическое лицо- <данные изъяты>», являясь заказчиком работ (застройщиком), привлекло гражданина <адрес> ФИО1 при отсутствии у него разрешения на работу либо патента к трудовой деятельности- выполнению работ по кладке кирпича на объекте строительства -многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>.
Довод юридического лица в обоснование своих возражений по делу о том, что работники на объекте строительства привлекались к труду подрядчиками, которые, по его мнению, подлежат административной ответственности, является необоснованным. Согласно имеющимся в деле договорам подряда <данные изъяты>» как заказчик взял на себя обязательство осуществлять допуск персонала подрядчика в район проведения работ согласно правилам технической эксплуатации и правилам техники безопасности (п.2.3.2 договоров подряда- л.д. 65-110). Строительно-монтажные работы и контроль за ходом строительства осуществляли ответственные лица – работники ООО <данные изъяты> мастер строительно-монтажных работ ФИО7 и главный инженер ФИО4, которые и допустили ФИО1 к выполнению работ по кладке кирпича.
Приобщенное к делу по ходатайству защитника в копии дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты>» и подрядчиком- ИП ФИО2 об ответственности подрядчика в случае нарушения его работниками миграционного законодательства не является доказательством отсутствия вины юридического лица в совершении административного правонарушения, поскольку его оригинал до рассмотрения дела в суде и суду не был представлен, что дает основание сомневаться в подлинности данного документа. То обстоятельство, что ФИО1 был работником ИП ФИО2, не подтвержден.
Отсутствие доказательств трудовой деятельности ФИО1: письменного трудового договора с <данные изъяты>» и выплаты им заработной платы не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения.
Действия <данные изъяты>» следует квалифицировать по ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ как привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у этого иностранного гражданина разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Судья считает, что у <данные изъяты>» имелась возможность для соблюдения миграционного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения этих правил, а также свидетельствующих о том, что <данные изъяты>» приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется.
На основании ч.ч.3, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и тяжких последствий, судья считает возможным применить в отношении ООО «ПармаСтройКомплект» положения ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить наказание менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ, то есть в сумме 125 000 руб.
Руководствуясь ст. 29.7 – 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать <данные изъяты>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Чайковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
По истечении этого срока постановление вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности на р/счет №, получатель - Управление федерального казначейства по <адрес> (УФМС России по <адрес>) ИНН/КПП 5902293234/590201001 Отделение Пермь БИК 045773001 КБК 192№ ОКТМО №).
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Судья Р.Н. Гайнуллина
Копия верна. Судья:
Секретарь судебного заседания:
Постановление вступило в законную силу
« » 2016г.
Подлинный документ подшит в дело об административном
правонарушении №.
Дело об административном правонарушении находится в производстве
Чайковского городского суда <адрес>.