Дело № 2-3877/2022
УИД 25RS0002-01-2022-008242-55
мотивированное решение
изготовлено 29.11.2022
Решение
Именем Российской Федерации
22 ноября 2022 года г.Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи А.Л. Шамловой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Баранчиковым М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к ГУ ОПФ РФ по Приморскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности,
установил:
истец обратился в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что дата обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, однако решением от дата № № истцу отказано в удовлетворении ее заявления. Ответчик не включил в специальный стаж, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды с дата по дата – служба не по призыву. Включение в северный стаж службы не по призыву действующим законодательством не предусмотрено, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата – периоды отпусков без сохранения заработной платы за периоды работы в домоуправлении 1965 ОМИС и в/ч 62752.
Ссылаясь на то, что истец проходила военную службу по контракту на территории Мурманской области, которая включена в список районов Крайнего Севера, то период этой службы подлежит включению в специальный стаж, дающий ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, истец просит суд признать незаконным решение территориального органа Пенсионного фонда РФ от дата № № об отказе в назначении страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право истцу на досрочное назначение страховой пенсии, период прохождения военной службы по контракту (с дата по дата) в войсковой части № №, дислоцировавшейся в районе Крайнего Севера, обязать назначить страховую пенсию по старости.
Истец, ее представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по доводам и основаниям, указанным в письменных возражениях.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П при исчислении продолжительности страхового и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 могут применяться правила и нормы законодательства, действовавшего до введения нового правового регулирования.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также с учетом Приказа от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
засчитываются периоды работы, предусмотренные Списком, выполняемые в течение полного рабочего дня. При этом в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из материалов дела, решением Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю от дата № № в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу включены следующие периоды работы: с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата – периоды работы в РКС, согласно трудовой книжке и в соответствие с выпиской из ИЛС.
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включены следующие периоды: с дата по дата, дата по дата, с дата по дата - периоды отпусков без сохранения заработной платы за периоды работы в домоуправлении 1965 ОМИС и в\ч 62752. Согласно п.а ст.2 раздела I. «Общие положения» Правил подсчета и утверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 в страховой стаж с 01.01.2002 включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Период работы с дата по дата в в\ч 62752 не включен в специальный стаж, поскольку работодатель не представил индивидуальные сведения в ПФР (выписка из ИЛС ЗЛ).
Так же, не засчитан в специальный стаж оспариваемый период службы не по призыву с дата по дата, поскольку его включение в северный стаж не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.
С 1 января 2015 г. исчисление стажа возможно по законодательству, действовавшему в период выполнения работы. Так в период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» (октябрь 1956 года - декабрь 1991 года) на основании постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в северных районах время их действительной срочной военной службы в этих районах засчитывалось в стаж работы, дающей право на досрочно назначаемую пенсию за работу на Крайнем Севере, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в северных районах.
Кроме этого, в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) - один день военной службы за два дня работы.
Следовательно, если поступление указанных лиц на работу на Крайнем Севере имело место до 1 января 1992 г., то предшествующая ей военная служба может быть засчитана в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. Соответственно, если окончание военной службы и (или) поступление на работу имело место позднее,
оснований для включения военной службы в указанный стаж не имеется
В соответствии с ч.1 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п. 1.4.1 ст. 12 Закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».
Кроме того, по ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из положений ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Данные Правила не предусматривают включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения указанной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не
может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц,
проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.10.2006 N 380-0, от 29.09.2011 N 1040-0-0, от 25.01.2012 N 19-0-0, от 24.09.2012 N 1505-0 и др.).
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий») у женщин, родившихся в 1967 году, право на назначение пенсии на общих основаниях возникает в 2026г. (по достижении возраста 59 лет).
Таким образом, заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до исполнения 59 лет, то есть после дата.
Учитывая, что действующим пенсионным законодательством зачет периодов прохождения военной службы по контракту в стаж работы в районах Крайнего Севера не предусмотрен, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░7 (░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░) ░ ░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 2504001751, ░░░░ 1022502260461) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░