Дело №2-1937/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 апреля 2024 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сватиковой Л.Т., при секретаре Мачын Ч.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МНЮ к Мэрии г. Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,
с участием истицы МНЮ, ее представителя КММ
у с т а н о в и л:
истица обратилась в суд с иском к Мэрии г. Кызыла и просила включить недвижимое имущество - жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, в наследственную массу наследодателя ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и на земельный участок по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец ФИО2. Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 мая 2013 года установлен факт принятия истицей наследства, открывшегося после смерти ее отца ФИО2 Наследодателю на момент смерти принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании типового договора о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 06.05.1991. Также наследодателю принадлежал земельный участок под жилым домом, расположенный по адресу: <адрес>, который был отведен ФИО2 на основании выписки из решения № 227 от 18.04.1991 исполнительного комитета Кызылского городского Совета народных депутатов и акта об отводе земельного участка в натуре (на местности) под строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками от 06.05.1991.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 27.06.2007 ФИО2 был лишен родительских прав в отношении истицы. Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва от 03.12.2008 № 1183д вышеуказанный жилой дом закреплен за истицей. В данном доме истица проживает с момента смерти отца по настоящее время.
24.10.2023 при обращении к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство получила отказ в совершении нотариального действия по причине того, что право собственности на земельный участок в установленном порядке не зарегистрировано.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
В судебном заседании истица и ее представитель исковые требования полностью поддержали.
Представитель ответчика Мэрии г. Кызыла о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в ранее направленном заявление оставил решение спора на усмотрение суда.
Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, третье лицо нотариус нотариального округа города Кызыла ОЧЧ в судебное заседание не явились, о дне и времени извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно п. 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из материалов дела установлено, что согласно свидетельству о рождении серии I-ЛЖ № МНЮ родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Кызыле Республики Тыва, ее отцом является ФИО2, матерью – ФИО4 (актовая запись о рождении от ДД.ММ.ГГГГ №, составленная Отделом ЗАГС г. Кызыла Республики Тыва).
ФИО4, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес> кожууна Республики Тыва, умерла ДД.ММ.ГГГГ в г. Кызыле Республики Тыва, что подтверждено свидетельством о смерти (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ, составленная Органом Управления ЗАГС Республики Тыва (Агентства) в <адрес>).
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был лишен родительских прав в отношении МНЮ.
Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва № 1183д от 03.12.2008 попечителем несовершеннолетней МНЮ назначена ФИО5. За несовершеннолетней МНЮ закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>.
ФИО2, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Хакасия, умер в <адрес> Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о смерти (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ, составленная Органом Управления ЗАГС Республики Тыва (Агентства) в <адрес>).
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15.04.2013 установлен факт принятия МНЮ наследства, открывшегося после смерти ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Хакасия, умершего в г. Кызыле Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением об отказе в совершении нотариального действия нотариус ОЧЧ отказала МНЮ в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок по адресу: <адрес>, поскольку не представлены соответствующие требованиям законодательства документы, подтверждающие право собственности наследодателя на указанный земельный участок.
Истицей заявлено требование о включении недвижимого имущества – жилого дома, площадью 27,5 кв.м. и земельного участка, общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в наследственную массу наследодателя ФИО2.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Согласно выписке из ЕГРН чье-либо право собственности или иное вещное право на земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105056:519, площадью 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под строительство жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>, не зарегистрировано.
Из представленных истицей документов следует, что по типовому договору о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 06.05.1991, заключенному между ФИО2 и органом коммунального хозяйства исполнительного комитета Кызылского Совета народных депутатов, ФИО2, именуемый в дальнейшем «застройщик» обязан построить жилой дом на земельном участке в городе по адресу: <адрес> отведенном на основании решения исполнительного комитета Кызылского городского Совета народных депутатов от 18.04.1991 г.
На основании выписки из решения от 18.04.1991 № 227 исполнительного комитета Кызылского городского Совета народных депутатов и акта об отводе земельного участка в натуре (на местности) под строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками от 06.05.1991 ФИО2 отведен земельный участок общей площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Из материалов дела и пояснений истицы установлено, что в 1991 году на основании вышеуказанного типового договора ФИО2 был построен жилой дом по адресу: <адрес>.
Согласно техническому паспорту от 01.03.2017 на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, площадью 27,5 кв.м., владельцем дома указан ФИО2, на основании типового договора о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке от 06.05.1991 г.
Из справки БТИ от 24 марта 2017 года следует, что по адресу: <адрес>, имеется домовладение, состоящее из жилого дома общей площадью 27,5 кв.м., в том числе жилой площадью 11,7 кв.м. Домовладение принадлежит ФИО2 на основании типового договора о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке от 06.05.1991 г., заключенного с органом коммунального хозяйства исполнительного комитета Кызылского Совета народных депутатов.
Право собственности ФИО2 на жилой дом не было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Вместе с тем, в соответствии с частями 1, 3 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их правообладателей и является обязательной при государственной регистрации перехода таких прав.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (закон действовал на момент возникновения рассматриваемого правоотношения) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Указанный Закон введен в действие с 28 января 1998 г.
При этом пунктом 2 ст.33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ было предусмотрено, что создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами Российской Федерации поэтапно с учетом их условий и завершается к 1 января 2000 года.
Согласно п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 23.11.2007) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.
Также в соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 30.06.2006) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце третьем пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", подлежащими применению по аналогии закона, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Данные разъяснения подлежат применению по аналогии.
Согласно п.4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как разъяснено в п.34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В данном случае жилой дом по адресу: <адрес>, возведен в 1991 году на отведенном на эти цели земельном участке с соблюдением действовавшего на тот момент законодательства, самовольным строением не является, спора о праве на указанный жилой дом не имеется, так как истица является единственной наследницей умершего ФИО2, то при таких обстоятельствах суд находит требование истицы о включении недвижимого имущества – жилого дома, площадью 27,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в наследственную массу подлежащим удовлетворению. Также подлежит удовлетворению требование о признании права собственности истицы на указанный жилой дом.
Вместе с тем, оснований для признания права собственности на земельный участок не имеется по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации.
В представленных в материалы дела документах не содержится сведений о конкретных границах этого земельного участка; описание местоположения отсутствует.
Таким образом, границы земельного участка, принадлежащего наследодателю, в соответствии с требованиями земельного законодательства не были установлены; представленная истицей выписка из ЕГРН не содержит сведений, позволяющих идентифицировать земельный участок, и определить его границы на местности; доказательств установления и согласования его границ на местности с владельцами сопредельных земельных участков, а также, определения координат, межевых знаков границ участка, приемки результатов межевания земельного участка, истицей в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах данное требование заявлено истицей преждевременно.
Однако подпунктом 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Поэтому истица не лишена возможности приобретения права собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом, в установленном законом порядке.
В силу ч. 2 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
Поскольку при подаче настоящего искового заявления истице была предоставлена отсрочка в уплате госпошлины до вынесения решения суда, учитывая частичное удовлетворение иска, с МНЮ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9158,92 рублей (при цене иска 595 892,26 руб.) в бюджет муниципального образования городского округа «город Кызыл Республики Тыва».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковое заявление МНЮ к Мэрии г. Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования удовлетворить частично.
Включить недвижимое имущество – жилой дом, площадью 27,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в наследственную массу наследодателя ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Хакасия, умершего ДД.ММ.ГГГГ в г. Кызыле Республики Тыва (свидетельство о смерти I-ЛЖ №, актовая запись о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, составленная Органом управления записи актов гражданского состояния Республики Тыва (Агентства) в г. Кызыле Республики Тыва).
Признать с момента вступления решения суда в законную силу право собственности МНЮ (паспорт <данные изъяты>) на жилой дом, площадью 27,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти наследодателя ФИО2.
Право собственности МНЮ на указанный жилой дом подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с МНЮ государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «город Кызыл Республики Тыва» в размере 9158 рублей 92 копейки.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2024 года.
Судья Л.Т. Сватикова