Дело № 2-377/2022
УИД 10RS0012-01-2022-000614-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2022 года город Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.,
при секретаре Чикулаевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о признании движимого имущества бесхозяйным,
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в суд с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным по следующим основаниям. 08.08.2021 сотрудниками Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по республике Карелия было изъято имущество: <данные изъяты>. 31.10.2022 Отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия направил материалы для признания движимого имущества бесхозяйным в судебном порядке в МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия. Учитывая обстоятельства обнаружения орудия лова, отсутствие на нем маркировок, а также то обстоятельство, что имущество было изъято на месте совершения административного правонарушения уже бывшее в употреблении, в отсутствие законных владельцев, непригодное для дальнейшего использования и материальной ценности не представляет. С целью соответствия принципа сохранения водных биологических ресурсов, МТУ Росимущества просит признать бесхозяйным и передать для последующего уничтожения в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия движимое имущество, находящееся по адресу: <адрес>: <данные изъяты>.
В судебное заседание представитель заявителя - Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица - Отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 290 ГПК РФ заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения вещи.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Росимущество имеет право обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным (пункт 1 и подпункт 6.10 положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432).
Из положений статьи 54 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» следует, что незаконно добытые (выловленные) водные биоресурсы и продукты их переработки, а также суда и орудия незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации не определена организация, уполномоченная распоряжаться товарами, не обращенными в федеральную собственность, и порядок передачи такой категории товаров уполномоченной организации.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (часть 1 статьи 293 ГПК РФ).
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства» имущество, обращенное в собственность государства, подлежит распоряжению следующими способами: а) переработка (утилизация); б) уничтожение; в) реализация.
Имущество, обращенное в собственность государства, подлежит исключительно уничтожению в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также при наличии прямого указания на уничтожение в судебном акте об обращении имущества в собственность государства. При направлении имущества, обращенного в собственность государства, на уничтожение оценка имущества не проводится (пункт 14 Постановления № 1238).
В соответствии с пунктом 14.5.2 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414 при осуществлении рыболовства запрещается использовать сетные орудия добычи (вылова), не обозначая их положение с помощью буев или опознавательных знаков, на которые нанесена информация о дате и времени постановки орудий добычи (вылова), номере путевки и номере разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, выданного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а в случае, если путевка на добычу (вылов) водных биоресурсов не предусмотрена, - информация о гражданине (фамилия, имя, отчество (при наличии), дате и времени постановки орудий добычи (вылова).
В судебном заседании установлено, что 08.08.2021 сотрудниками Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по республике Карелия было изъято имущество: <данные изъяты>. 08.08.2021 сотрудниками Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия было возбуждено дело об административном правонарушении №. 07.09.2021 производство по делу об административном правонарушении № прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
08.08.2021 сотрудниками Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия было изъято имущество: <данные изъяты>. 08.08.2021 по данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении №, производство по которому прекращено 07.09.2021 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
05.09.2021 сотрудниками Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия было изъято имущество: <данные изъяты>. 05.09.2021 по данному факту возбуждено дело об административном правонарушении №, производство по которому прекращено 04.10.2021 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
24.08.2021 сотрудниками Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия было изъято имущество: <данные изъяты>. 24.08.2021 по данному факту возбуждено дело об административном правонарушении №, производство по которому прекращено 22.09.2022 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
12.09.2021 сотрудниками Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия было изъято имущество: <данные изъяты>. 12.09.2021 по данному факту возбуждено дело об административном правонарушении №, производство по которому прекращено 11.10.2022 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
21.09.2021 сотрудниками Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия было изъято имущество: <данные изъяты>. 21.09.2021 по данному факту возбуждено дело об административном правонарушении №, производство по которому прекращено 20.10.2022 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
31.10.2022 Отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия направил материалы в МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия для признания движимого имущества бесхозяйным в судебном порядке.
В ходе проведения административного расследования лица, совершившие административные правонарушения не обнаружены, изъятое имущество находится на хранении у старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по республике Карелия Исаева А.В. по адресу: <адрес>, установить собственников изъятого имущества не возможно, прав на изъятое имущество никем не заявлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия заявлены обоснованно, изъятое имущество в настоящее время является бесхозяйным. Установление данного факта имеет для заявителя юридическое значение, так как позволяет распорядиться названным имуществом.
Не уничтожение запрещенных законодательством Российской Федерации орудий добычи лова (вылова) водных биоресурсов в свою очередь может повлечь их последующее незаконное использование при промысле водных биоресурсов, а также влечет необоснованное увеличение расходов на его хранение, что наносит ущерб бюджету и противоречит интересам Российской Федерации. С целью соответствия принципа сохранения водных биологических ресурсов имущество, признанное бесхозяйным подлежит передаче для последующего уничтожения в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.198, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление удовлетворить.
Признать бесхозяйным с обращением в собственность Российской Федерации, передав для последующего уничтожения в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия движимое имущество, находящееся по адресу: <адрес>: <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Пуцыкина