Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-352/2023 (2-5345/2022;) ~ М-6063/2022 от 22.11.2022

№ 2-352/2023 (2-5345/2022)

УИД 61RS0003-01-2022-008476-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2023 года г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Строителевой О.Ю.,

при секретаре Тимченко Я.Н.,

с участием представителя ответчика Дедогрюк А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронцова В.Е. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости с момента возникновения права,

УСТАНОВИЛ:

Воронцов В.Е. (далее истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее ответчик, ОСФР по Ростовской области) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 20.12.2021 он обратился в УПФР по РО в г. Сальске и Сальском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Решением ГУ ОПФР по РО № 815996/21 от 23.12.2021 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия права. При этом, указанным решением в специальный стаж не были включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тренером ДЮСШ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы по призыву в Советской Армии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем СШ №4 им. А.Навои г. Янгиюль. Данное решение истец считает незаконным.

Ссылаясь на данные обстоятельства, истец, уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит суд решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан признать незаконным. Обязать ответчика включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тренером ДЮСШ; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы по призыву в Советской Армии; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем СШ №4 г. Янгиюль, и назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика в связи с переименованием Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области с 01.01.2023 в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области.

Истец в судебное заседание до объявленного перерыва явился, свои требования с учетом уточнения поддержал и наставал на их удовлетворении, после объявленного перерыва истец в судебное заседание не явился, о причинах своей не явки не сообщил. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Дедогрюк А.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, доводы, изложенные в письменном отзыве поддержала, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, в связи с чем просила в иске отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потерикормильца, для воспитания детей ивиныхслучаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисленияпенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015 (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Воронцов В.Е. обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.

Решением УПФР в г. Сальске и Сальского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия документально подтвержденного стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности 25 лет.

Указанным решением в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тренер детской спортивной школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы в армии по призыву в Советской армии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподаватель СШ № 4 им.А.Навоий г. Янгиюль.

Решением Сальского городского суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, истцу отказано в удовлетворении исковых требований о признании решения УПФР г. Сальска и Сальского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, обязании включить периоды работы и службы в армии: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тренер детской спортивной школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы в армии по призыву в Советской армии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподаватель СШ № 4 им. А.Навоий г. Янгиюль, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

При этом, суд указал, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тренером ДЮСШ не зачтен ответчиком по причине заполнения трудовой книжки с нарушением, отсутствует наименование организации, страховой стаж приобретен на территории Республики Узбекистан, уточняющие справки не представлены, ответы на запросы пенсионного органа не получены; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зачеты ввиду отсутствия документального подтверждения педагогического стажа, поскольку архивные справки не содержат должности истца, стаж приобретен на территории Республики Узбекистан,

Из ответов на запросы УПФР по г. Сальску и Сальскому району Ростовской области Государственный архив Навоийской области и Хозрасчетный архив дел по личному составу г. Навои, сообщил, что документы Навоийской областной организации «Мехнат» ДЮСШ, СШ № 4 им. А.Навоий г. Янгиюль на сохранение не поступали, а потому представить архивные справки не представляется возможным.

Из Межведомственного Хозрасчетного архива документов личного состава Янгиюльского района поступила справка от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате истца, в которой отсутствуют сведения о наименовании должности истца и факта работы за 1988 год.

Таким образом, на дату обращения истца с заявлением специальный стаж истца составлял 16 лет 9 месяцев 7 дней.

Также суд указал, что при отсутствии педагогической деятельности до ДД.ММ.ГГГГ период военной службы зачету в специальный стаж не подлежит.

ДД.ММ.ГГГГ Воронцов В.Е., повторно обратился в ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ ОПФР по РО от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия права на пенсию. Право будет предоставлено не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Документально подтвержденный специальный стаж Воронцова В.Е. составил 25 лет 03 месяца 16 дней, страховой стаж - 33 года 09 месяцев 04 дня.

Как следует из материалов выплатного дела, в связи с повторным обращением представлена архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая периоды работы истца в СШ № 4 им. А.Навоий г. Янгиюль, однако в которой отсутствуют сведения о получении истцом заработной платы в 1988 году.

В данной справке отражено, что Воронцов В.Е. с ДД.ММ.ГГГГ был принят на должность учителя физ.воспитания и уволен по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ.

При наличии вышеуказанной справки, ответчиком в специальный стаж истца зачтены период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела решением ОСФР по РО от ДД.ММ.ГГГГ , решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости Воронцову В.Е. в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, рассматривается как ошибка, и подлежит отмене.

В связи с пересмотром документов электронного выплатного дела, вынесено новое решение о назначении пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с 20.12.2021.

Решением ОСФР по РО от 01.02.2023 № истцу назначена досрочная страховая пенсия по старости с 20.12.2021.

Из представленных ответчиком сведений о стаже истца, следует, что период службы по призыву в Советской армии, истцу включен в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).

В пп. «м» п. 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой»). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт «а» пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также - Положение от 17.12.1959 № 1397).

Подпунктом «г» пункта 1 Положения от 17.12.1959 № 1397 устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако обязательным условием зачета времени службы в составе Вооруженных Сил СССР (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

С 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17.12.1959 № 1397, то есть до 1 января 1992 года (как определено подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и дате увольнения работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия может назначаться и без требования дополнительных документов.

Согласно постановлению Правительства РФ № 555 от 24.07.2002, об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, п. 6 раздела 2 Правил указывает на то, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В соответствии с действующим трудовым законодательством трудовая книжка является основным документом, подтверждающим факт и характер работы, в том числе и в определенной должности и в определенном учреждении.

Согласно п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258 и в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ и для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которой можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Разрешая требования истца о включении периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в Советской армии по призыву, суд не находит оснований для их удовлетворения, при наличии сведений о том, что указанный период включен ответчиком самостоятельно, что следует из представленных сведений о стаже.

В трудовой книжке истца указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал тренером ДСЮШ, однако данный период не был зачтен по причине заполнения трудовой книжки с нарушением – так как на записи о приеме на работу и на печати в записи об увольнении, отсутствует наименование организации, что является нарушением п.3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек (приложение №1 к Постановлению Минтруда России от 10.10.2003 №69), страховой стаж, приобретен на территории Республики Узбекистан. В связи с этим, территориальным органом Пенсионного фонда РФ необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение обоснованности и достоверности, указанных в справках сведений о стаже (или о зарплате), приобретенных на территории государств - участников соглашений, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.

Как указано выше и было установлено в судебном заседании, ответы на запросы уточняющих справок компетентным органом представлены: справка от ДД.ММ.ГГГГ, справка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым Государственный архив <адрес> и Хозрасчетный архив дел по личному составу <адрес>, сообщает, что документы <адрес> организации «Мехнат» ДЮСШ, СШ им. А. Навоий <адрес> на госхранение не поступали. В связи с чем выдать архивную справку о стаже и заработной плате Воронцова В.Е. не представилась возможным.

Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учитель СШ № 4 г. Янгиюль так же не могут быть включен, поскольку согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ сведения о наименовании должности и факте работы за 1988 год отсутствуют. Ввиду отсутствия документального подтверждения вышеуказанный период работы не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке, в том числе и в отношении граждан, прибывших из территорий государств бывшего СССР.

В соответствии со ст. 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

При новом установлении пенсии документы, оформленные до распада СССР (до 01.12.1991) и содержащиеся в них сведения о трудовом (страховом) стаже за периоды до распада СССР при отсутствии сомнений в достоверности сведений, указанных в документах, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении, так как на всей территории СССР действовали единые нормативные правовые акты по оформлению документов о стаже и подтверждению сведений, содержащихся в них.

Единственной возможностью обеспечения равных условий для установления пенсии в Российской Федерации на основании документов о стаже, протекавшем в странах СНГ, является получение от компетентных органов соответствующего государства заключения, подтверждающего возможность приема к назначению пенсии иностранного стажа и заработка.

Кроме того, согласно пункту 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Таким образом, правом на досрочную страховую пенсию по старости на льготных условиях обладает тренер-преподаватель в детско-юношеских спортивных школах, перечисленных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» только при соблюдении условий, указанных в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Указанные положения Правил были неоднократно предметом исследования Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 29.05.2014 № 1097-О, от 29.09.2016 № 2048-О, от 24.04.2018 № 954-О).

Согласно правовой оценке Конституционного Суда Российской Федерации, пункт 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, фактически воспроизводит положение постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 № 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067», предусматривавшее включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года - без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и занимавших должности преподавателей, в том числе тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Так, специальный стаж истца по состоянию 01.01.2001 в должностях в учреждениях, указанных в Списке, составлял менее 16 лет 8 месяцев.

Таким образом, требования истца в части обязания включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат удовлетворению.

По мнению суда, отказ пенсионного органа в назначении пенсии по причине отсутствия оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы истца является правомерным.

Принимая во внимание, что решением ОСФР по РО от 01.02.2023 № 230000002221, с учетом включения в специальный стаж истца периода службы по призыву в Советской армии, истцу назначена досрочная страховая пенсия по старости с 20.12.2021, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании оспариваемого решения незаконным.

Также суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на данный момент (ДД.ММ.ГГГГ) право на досрочную страховую пенсию у истца не возникло.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Воронцова В.Е. (паспорт гражданина РФ ) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости с момента возникновения права - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья

Текст мотивированного решения суда изготовлен 20 февраля 2023 года.

2-352/2023 (2-5345/2022;) ~ М-6063/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Воронцов Виктор Евгеньевич
Ответчики
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Роствской области
Суд
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Строителева Оксана Юрьевна
Дело на странице суда
kirovsky--ros.sudrf.ru
22.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2022Передача материалов судье
24.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2022Предварительное судебное заседание
23.01.2023Судебное заседание
23.01.2023Судебное заседание
27.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
13.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2023Дело оформлено
05.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее