Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-40/2021 (12-870/2020;) от 24.11.2020

РЕШЕНИЕ

<адрес>         04 февраля 2021 года

Судья Центрального районного суда <адрес> ФИО1,

с участием представителя заявителя, действующего в интересах руководителя департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4ФИО3,

рассмотрев жалобу должностного лица – руководителя департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4 на постановление инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> – государственного инспектора городского округа <адрес> по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица - руководителя департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

    Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> – государственным инспектором городского округа <адрес> по пожарному надзору ФИО2, должностному лицу – руководителю департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4 вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 44 минуты произошло загорание сухой травянистой растительности по адресу: <адрес>, напротив <адрес> (земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101157:85), при проведении проверки сообщения об ином происшествии, содержащем информацию об указанном ниже происшествии, зарегистрированном в Журнале регистрации пожаров и иных происшествий отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти – ДД.ММ.ГГГГ, под присвоенным порядковым номером – 300, было установлено, что руководитель департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4 нарушил требования пожарной безопасности: а именно:

- п. 17.1 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», не производиться (контроль) регулярного покоса травы (по факту на земельном участке имеется сухая травянистая растительность).

Постановлением инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> – государственного инспектора городского округа <адрес> по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – руководитель департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

На указанное постановление руководителем департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4 подана апелляционная жалоба, из которой следует, что согласно ответа администрации городского округа Тольятти (департамента общественной безопасности администрации) от ДД.ММ.ГГГГ .4, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101157:85, находиться в собственности муниципального образования городского округа Тольятти и на основании постановления администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 предоставлен администрации городского округа Тольятти на праве безвозмездного пользования сроком на 11 месяцев. Информация, конкретизирующая сведения о пользователе данным земельным участком на момент события административного правонарушения в материалах дела отсутствует. Кроме того, в ответе администрации городского округа Тольятти (департамент общественной безопасности администрации) также содержалась информация о том, что должностное лицо из администрации городского округа Тольятти, ответственное на конкретном земельном участке за пожарную безопасность, не определено. Покос травы администрацией городского округа Тольятти осуществляется на основании муниципальных контрактов, либо путем утверждения муниципального задания для муниципальных бюджетных учреждений. Однако, указанные сведения при проведении административного расследования не запрашивались и должностным лицом ОДН и ПР по г.о.Тольятти не установлены обстоятельства, свидетельствующие о нерегулярном покосе травы. Представляется возможным, что трава на данном земельном участке на ДД.ММ.ГГГГ не достигла того уровня, при котором возникает необходимость её кошения (нарушение СНиП иных нормативов), обратного в материалы административного дела не представлено. Кроме того, при проведении административного расследования не выяснялась и не исключалась возможность (степень вероятности) совершения противоправных действий (действий поджога) со стороны третьих лиц. Считают недоказанным факт ненадлежащего содержания территории муниципального образования, явившегося одной из причин возгорания сухой травы на территории данного земельного участка, а также недоказанным факт об игнорировании администрацией городского округа Тольятти требований законодательства в сфере благоустройства противопожарной безопасности. В отношении должностного лица - руководителя департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4 нормативные, локальные акты, возлагающие обязанность по обеспечению мероприятий пожарной безопасности – не принимались. Отсутствуют аналогичные полномочия и в его должностной инструкции. Просил оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель руководителя департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4ФИО3 доводы жалобы поддержала.

Представитель отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.

     Проверив жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В соответствии с п. п. 1, 3 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе вопросы о наличии события административного правонарушения и виновности лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу требований ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 КоАП РФ.

Постановлением инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> – государственного инспектора городского округа <адрес> по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – руководитель департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

    Частью 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное в условиях особого противопожарного режима, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

    Таким образом, для квалификации действий субъекта по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ наряду с установлением факта нарушения нормативно установленных требований пожарной безопасности значимым условием является совпадение даты его совершения с периодом особого противопожарного режима, введенного в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О пожарной безопасности».

    Как следует из материалов дела, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об особом противопожарном режиме на территории <адрес>», постановлением Администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п1 «Об установлении противопожарного режима на территории городского округа Тольятти» на территории городского округа Тольятти с момента опубликования настоящего постановления по ДД.ММ.ГГГГ установлен особый противопожарный режим.

    Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – руководителя департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в действиях последнего усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

    Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

    Объективная сторона правонарушения, выражается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, в условиях особого противопожарного режима. Противопожарным режимом следует считать правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушения пожаров.

    С субъективной стороны правонарушения, могут быть как умышленными, так и неосторожными, правонарушения.

    Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Статьей 38 указанного Закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Привлекая к административной ответственности руководителя департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4 за нарушения требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, должностное лицо признал доказанным наличие этих нарушений, основывая свои выводы на информационном письме от ДД.ММ.ГГГГ .4, а также пояснениями, из которых следует, что ответственным должностным лицом Администрации г.о.Тольятти за произведение регулярного покоса травы и уборку мусора на территории г.о.Тольятти является руководитель департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4

Вместе с тем, согласно должностной инструкции руководителя департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти следует, что последний отвечает: за организацию в границах городского округа надежного, эффективного функционирования и развития электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; обеспечение реализации государственной и муниципальной политики в сфере городского хозяйства на территории г.о.Тольятти, направленной на обеспечение условий жизнедеятельности населения городского округа; обеспечение надёжного, эффективного функционирования и развития объектов благоустройства и озеленения, санитарного содержания территорий общего пользования в соответствии с правилами благоустройства; организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Как следует из должностной инструкции руководителя департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти не является лицом, отвечающим за пожарную безопасность.

Кроме того, согласно распоряжению Администрации г.о.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р/1 «Об утверждении положения о департаменте общественной безопасности Администрации г.о.Тольятти», задачами Департамента являются: п. 2.2.3 организация и осуществление мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности; п.3.3.1 планирование, организация и осуществление совместно с органами администрации г.о.Тольятти выполнение мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности; п.3.3.2 выполнение мероприятий планов и программ пожарной безопасности, других планов и программ по вопросам обеспечения первичных мер пожарной безопасности в качестве исполнителя; п.3.3.3 разработка муниципальных программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнение и организация их выполнение в пределах своих полномочий; п.3.3.4 организация создания условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; п.3.3.5 оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведении собраний населения.

Следовательно, должностное лицо - руководитель департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4 не является субъектом правонарушения, поскольку в его должностные обязанности не входят полномочия по обеспечению мероприятий пожарной безопасности.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со статьёй 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленном законом.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях" судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица в соответствии с ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, органом, вынесшим оспариваемое постановление, не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения по делу, а само решение вынесено на неполно исследованных доказательствах по делу, в связи с чем, не может быть признано законным и обоснованным.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в действиях должностного лица - руководителя департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4 отсутствует, поскольку не доказано, что ФИО4 является надлежащим субъектом указанного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, ввиду допущенных процессуальных нарушений, постановление административного органа подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях привлекаемого к ответственности лица состава вмененного административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Апелляционную жалобу должностного лица - руководителя департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4 – удовлетворить.

Постановление о назначении административного наказания по делу инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> – государственного инспектора городского округа <адрес> по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица - руководителя департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях должностного лица - руководителя департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти ФИО4 состава данного административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья: ФИО1

12-40/2021 (12-870/2020;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Ерин Вадим Александрович
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Федорова А.П.
Статьи

ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
25.11.2020Материалы переданы в производство судье
21.12.2020Судебное заседание
15.01.2021Судебное заседание
04.02.2021Судебное заседание
02.03.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
04.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
23.03.2021Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее