УИД 55RS0033-01-2024-000433-72
Дело № 2-370/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2024 года р.п. Таврическое
Таврический районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Гартунг Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Обходской Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИСТЕЦ к Посыпайко В.В., ФИО2, ФИО3, ФИО4 ФИО4 ФИО8, ФИО5 о возмещении морального вреда, причиненного преступлением,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к Посыпайко В.В., ФИО2, ФИО6 о возмещении морального вреда, причиненного преступлением в размере 1000000 рублей, мотивируя свои требования тем, что в результате действий ответчиков погиб её брат ФИО7.
Определением суда в качестве соответчиков были привлечены родители несовершеннолетних ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО8, ФИО5.
В судебном заседании истица ИСТЕЦ обратилась с заявлением об утверждении мировых соглашений заключенных между истцом и ФИО4 ФИО4 ФИО8, ФИО5, и ФИО2, ФИО3, подписанные ими же, согласно которым стороны договорились о следующем:
Общая сумма компенсации морального вреда причиненного истице ИСТЕЦ со стороны ФИО4 Н.В. составляет 299000 (двести девяноста девять тысяч) рублей 00 копеек.
Общая сумма компенсации морального вреда причиненного истице ИСТЕЦ со стороны ФИО2 составляет 400000 (четыреста тысяч) рублей 00 копеек.
Истица в судебном заседании исковые требования изменила с учетом заключенных мировых соглашений просила взыскать с ответчика Посыпайко В.В. возмещении морального вреда, причиненного преступлением в размере 300000 рублей. Указала, что приговором Таврического районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, Посыпайко В.В., ФИО2 и ФИО4 Н.В. осуждены по ч. 4 ст. 111 УК РФ и им назначено наказание в виде лишения свободы. По указанному уголовному делу она являлась потерпевшей, а погибший ФИО7, приходился ей родным братом. Её брат ФИО7 проживал в р.п. Таврическое Таврического района вместе с матерью ФИО10. Она со своей семьей проживает по соседству. Брат регулярно навещал её, помогал по хозяйству, играл с племянниками, она каждый день с ними разговаривала по телефону, кроме брата и матери у нее нет близких родственников. В связи с гибелью брата, ей были причинены нравственные страдания, которые выразились в невосполнимой утратой близкого человека, нахождении истца в состоянии депрессии из-за потери брата, она пережила сильное эмоциональное потрясение, увидев избитого, мертвого брата. Просит взыскать с ответчика Посыпайко В.В. в её пользу, сумму компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей.
Ответчик Посыпайко В.В. в судебном заседании указал, что с требованиями не согласен. Он не признает вину по приговору суда, намерен его обжаловать в вышестоящие инстанции, считает, что его необоснованно осудили, он нанес только один удар. Просил в удовлетворении иска отказать.
Из заключение прокурора следует, что иск подлежит удовлетворению, поскольку истице смертью близкого человека были причинены моральные и нравственные страдания, размер компенсации оставила на усмотрение суда.
Третье лицо ФИО10, заявленные требования дочери поддержала, в силу состояния здоровья просила рассмотреть дело в её отсутствие, самостоятельно заявлять иск не пожелала.
Проанализировав доводы сторон, оценив в совокупности с представленными доказательствами, суд находит заявленные требования ИСТЕЦ обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: компенсации морального вреда.
Согласно актовой записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Материалами дела установлено, что приговором Таврического районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, Посыпайко В.В., ФИО4 Н.В. и ФИО2 признанывиновными в совершении преступления предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, а именно в том, что они причинили потерпевшему ФИО7 Д. тяжкие телесные повреждения, подробно описанные в приговоре суда, повлекшие смерть потерпевшего и им назначено наказание в виде лишения свободы.
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным кодексом.
Истец ИСТЕЦ по указанному уголовному делу была признана потерпевшей, а погибшему ФИО7 приходится родной сестрой.
Согласно свидетельства о рождении и записи акта о рождении, ФИО7 родился ДД.ММ.ГГГГ, в графе «отец» указан ФИО9 в графе «мать» указана ФИО10.
Согласно свидетельства о рождении и записи акта о рождении, ФИО11 родилась ДД.ММ.ГГГГ, в графе «отец» указан ФИО9 в графе «мать» указана ФИО10.
Из справки о заключении брака следует, что ФИО12 и ФИО11 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака присвоены фамилии: мужу – ФИО19, жене- ФИО19, брак расторгнут.
Из справки о заключении брака следует, что ФИО13 и ФИО14 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака присвоены фамилии: мужу – ФИО20 жене- ФИО20, брак расторгнут.
Согласно справки администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на день смерти был зарегистрирован по адресу: <адрес>, р.<адрес>. По указанному адресу был зарегистрирован и проживал один.
Родственные отношения между погибшим ФИО7 и ИСТЕЦ были установлены в ходе рассмотрения уголовного дела, в том числе и показаниями свидетелей.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные нрава, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации и указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. ст. 1099, 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, а в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности - независимо от вины причинителя вреда.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права.
Исковые требования мотивированы переживаниями, связанными с гибелью близкого человека, видом погибшего, которому были нанесены множественные телесные повреждения, не менее 36 ударных воздействий. Сам факт родственных отношений и факт преждевременной гибели близкого родственника подтверждает наличие таких нравственных страданий.
Близкими родственниками, в соответствии с п. 2 статьи 14 СК РФ, являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.
Как следует из разъяснений, изложенных в абзаце третьем пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В пункте 12 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В абзаце первом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 разъяснено, что под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (в том числе переживания в связи с утратой родственников).
Согласно абзацу первому пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
Из приведенных норм материального права и разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.
К числу таких нематериальных благ относятся и сложившиеся родственные и семейные связи, характеризующиеся близкими отношениями, духовным и эмоциональным родством между членами семьи. Таким образом, смертью потерпевшего возможно причинение физических и нравственных страданий (морального вреда) лично членам его семьи и родственникам. Суду при определении размера компенсации морального вреда гражданину в связи с утратой родственника в результате причинения вреда его жизни источником повышенной опасности необходимо в совокупности оценить конкретные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных этому лицу физических или нравственных страданий, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав, принять во внимание, в частности, характер родственных связей между потерпевшим и истцом, характер и степень умаления прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред, поведение самого потерпевшего при причинении вреда.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъясняется, что при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размера компенсации этого вреда. Наличие факта родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда (абзац третий).
При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела (абзац четвертый).
Факт причинения истцу морального вреда - нравственных страданий, вызванных гибелью родного брата в результате действий ответчика, подтвержден материалами уголовного дела. Истица указала, что иных родственников кроме нее у погибшего не было, она с братом поддерживала отношения регулярно звонила ему, он приходил к ней в гости, помогал по хозяйству, играл с племянниками. Погибший по месту жительства характеризовался с положительной стороны, в употреблении спиртного и наркотических средств замечен не был, проживал с матерью ФИО10. В судебном заседании ФИО10, поддержала заявленные дочерью исковые требования указала, что иск подавать не желает, иных родственников нет.
При определении размера денежной компенсации суд учитывал конкретные обстоятельства дела, оценивает характер причиненных потерпевшей нравственных страданий, ее индивидуальные особенности; руководствовался принципами разумности и справедливости.
Обсуждая вопрос о размере компенсации морального вреда, суд, в соответствии со ст. 1101 ГК РФ, оценивает действия степень вины ответчика, установленной приговором Таврического районного суда Омской области, причинение смерти брату истицы, взаимоотношения ИСТЕЦ с погибшим братом, их привязанность друг к другу, возраст истца и погибшего, характер и степень причиненных ФИО7 телесных повреждений, а также степень нравственных страданий истицы, вызванных гибелью брата и невосполнимой утратой близкого человека, отсутствие со стороны ответчика какой-либо помощи в организации и проведении похорон, не оказание ответчиком истцу заботы и моральной поддержки по поводу гибели её брата. Иных родственников как в ходе рассмотрения уголовного дела, так и при рассмотрении данного дела судом не установлено.
Исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым сумму компенсации морального, определить в размере 300 000 рублей.
В силу требований ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ №) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.07.2024 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░