Дело №
УИД: 64RS0№-25
Заочное решение
Именем Российской Федерации
25 апреля 2023 г. <адрес>
Энгельсский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО4
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием представителя истца по доверенности ФИО3,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,
установил:
заместитель прокурора <адрес> обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу <данные изъяты>» (далее по тексту – СНТ «<данные изъяты>») о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведен анализ соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО). Установлено, что ответчик не исполняет требования законодательства об охране окружающей среды, а именно отсутствуют площадки для установки контейнеров, отсутствует заключенный договор со специализированной организацией на вывоз мусора, регулярный вывоз отходов не обеспечен. Выявленные нарушения наносят вред окружающей среде, нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В связи с вышеизложенным, прокурор просит суд признать незаконным бездействие СНТ «<данные изъяты>», выразившееся в не оборудовании площадок для установки контейнеров, а также не заключении договора с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов, обязать СНТ «<данные изъяты>» оборудовать площадки для установки контейнеров в соответствии с п. 5.10 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, обязать СНТ «<данные изъяты>» заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности договор на вывоз твердых коммунальных отходов.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительны причинах неявки суду не сообщил.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного производства.
Представитель истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Судом установлено, что СНТ «<данные изъяты>» зарегистрировано в качестве юридического лица.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус».
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 22 указанного Федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Статей 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Однако в нарушение требований действующего законодательства ответчиком договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором не заключен.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), ответом регионального оператора АО «Ситиматик» (л.д. 11-12) и ответчиком не оспорены.
В соответствии с п. 5.10 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров ТКО. Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
Из искового заявления следует, что площадки для установки контейнеров в соответствии с п. 5.10 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, ответчиком не организованы.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены.
Выявленные нарушения наносят вред окружающей среде, нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Учитывая вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.
Суд, с учетом статуса ответчика, характера осуществляемой им деятельности, считает необходимым установить срок для оборудования площадок – 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, для заключения договора с региональным оператором – 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235-237 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий, - удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты>», выразившееся в не оборудовании площадок для установки контейнеров, а также не заключении договора с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов.
Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «<данные изъяты>» в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения оборудовать площадки для установки контейнеров в соответствии с п. 5.10 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр.
Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «<данные изъяты>» в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности договор на вывоз твердых коммунальных отходов.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: (подпись)
Верно.
Судья