Дело № 12-41/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Зеленогорск 26 апреля 2021 года
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Петухова М.В., при секретаре Суровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ждановой А. В. на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором Заозерновского отдела Сибирского М., которым должностное лицо, специалист по охране труда КГБУ СО «КЦСОН «Зеленогорский» Жданова А. В. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Заозерновского отдела Сибирского М. № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо специалист по охране труда КГБУ СО «КЦСОН «Зеленогорский» Жданова А.В. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам плановой проверки, проведенной Сибирским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ДД.ММ.ГГГГ в 10.00 часов по адресу: 663690, Красноярский край, г. Зеленогорск, <адрес> было обнаружено, что должностным лицом специалистом по охране труда КГБУ СО «КЦСОН «Зеленогорский» Ждановой А.В. нарушены требования по проведению обязательных послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя транспортного средства <данные изъяты>, г/н № ФИО7, осуществляющего перевозку пассажиров; медосмотры не проводятся; выявлены факты возврата с линии водителя без прохождения послесменного, послерейсового медосмотра; в путевом листе отсутствует отметка о прохождении медосмотра.
Не согласившись с указанным постановлением, Жданова А.В. обратилась с жалобой на указанное постановление, в которой просила его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, что КГБУ СО «КЦСОН «Зеленогорский» не является субъектом правонарушения по части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, так как осуществляет перевозку автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд. Правонарушение является малозначительным. Жданова А.В. не является субъектом правонарушения, так как согласно должностной инструкции осуществляет возложенный на нее контроль прохождения предрейсовых медицинских осмотров водителя автотранспорта. При назначении наказания не учтено в качестве смягчающего наказание обстоятельства наличие у Ждановой А.В. малолетнего ребенка.
В судебном заседании жалобу Жданова А.В. поддержала по указанным в ней основаниям.
Государственный инспектор Заозерновского отдела Сибирского М. М. З.Н. и начальник Заозерновского отдела Сибирского М. Г. П.Н. возражали против удовлетворения жалобы, пояснили, что в соответствии с ПДД пассажиром является любое лицо, садящееся в транспортное средство. Жданова А.В. проходила соответствующее обучение. Лицензиат обязан соблюдать обязательные требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности предполагает соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, в том числе организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В силу пункта 1 статьи 23 указанного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» видами медицинских осмотров являются, в том числе послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
В силу пунктов 2, 5, 6, 9 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н, предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя.
В силу приведенных выше норм требования осуществления послесменных и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств является необходимым условием их эксплуатации для осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, невыполнение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения начальника Сибирского М. от ДД.ММ.ГГГГ № в период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ уполномоченными должностными лицами Сибирского М. в отношении КГБУ СО «КЦСОН «Зеленогорский» проведена плановая выездная проверка.
В рамках проверки выявлены нарушения обязательных требований по проведению послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров; медосмотры не проводятся; выявлены факты возврата с линии водителей без прохождения послесменного, послерейсового медосмотра; в путевых листах отсутствуют отметки о прохождении медосмотра, что зафиксировано в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении должностного лица специалиста по охране труда КГБУ СО «КЦСОН «Зеленогорский» Ждановой А.В. протокола № от 08.02.20201 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, и привлечении её к административной ответственности.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ КГБУ СО «КЦСОН «Зеленогорский» создано ДД.ММ.ГГГГ, имеет лицензию серия № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Сибирским М., на осуществление деятельности по перевозкам автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд бессрочно. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является директор ФИО8
Представленной в материалы дела копией свидетельства о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что владельцем транспортного средства – автобуса №, государственный регистрационный знак № 124 является КГБУ СО «КЦСОН «Зеленогорский».
В соответствии с пунктом 2.5 должностной инструкции диспетчера автомобильного транспорта, утвержденной приказом КГБУ СО «КЦСОН «Зеленогорский» от ДД.ММ.ГГГГ №, на диспетчера автомобильного транспорта возложена обязанность, в том числе по контролю прохождения предрейсовых медицинских осмотров водителя автотранспорта.
Приказом КГБУ СО «КЦСОН «Зеленогорский» от ДД.ММ.ГГГГ № диспетчером автомобильного транспорта назначен специалист по охране труда II категории Жданова А.В.
ДД.ММ.ГГГГ между УМ АТП и КГБУ СО «КЦСОН «Зеленогорский» заключен контракт № на проведение ежедневного предрейсового медицинского осмотра водителя транспортного средства №, государственный регистрационный знак № 124.
Представленные в материалы дела путевые листы автобуса от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № не содержат отметок о прохождении водителем автобуса <данные изъяты> ФИО7 послесменного, послерейсового медицинского осмотра.
Доводы жалобы о том, что КГБУ СО «КЦСОН «Зеленогорский» не обязано проводить послесменный, медицинский осмотр водителя транспортного средства в связи с тем, что перевозка пассажиров не является видом деятельности учреждения и оно использует автобус для собственных нужд, отклоняется судом, поскольку в пункте 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, определено, что пассажир – это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ).
Аналогичная правовая позиция приведена в Определении Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 № 234-О.
Таким образом, обязанность по организации послесменных, послерейсовых медицинских осмотров лиц, управляющих транспортными средствами, возникает у любого юридического лица, имеющего и эксплуатирующего автотранспорт для целей перевозки пассажиров, багажа и грузов.
Вместе с тем принятое по делу постановление законным признать нельзя по следующим основаниям.
В силу требований статьей 1.5, 1.6, 24.1., 26.1, 26.11 КоАП РФ лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения только в случае, когда в установленном порядке, с соблюдением установленных им процессуальных требований, в результате принятия соответствующим должностным лицом или государственным органом всех мер к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела вина данного лица в совершении вменяемого ему правонарушения доказана допустимыми доказательствами, ни одно из которых не имеет заранее установленной силы.
Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ, должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В случае привлечения к административной ответственности должностного лица необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Таким образом, материалы дела должны содержать документы, которыми должностное лицо наделено соответствующими властными полномочиями на момент совершения действий (бездействия).
Государственный инспектор Сибирского М., придя к выводу о том, что Жданова А.В. является субъектом административного правонарушения, основывался на должностной инструкции диспетчера автомобильного транспорта.
Между тем, из представленной в материалы дела должностной инструкции, утвержденной приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, не следует, что на диспетчера автомобильного транспорта Жданову А.В. возложены обязанности по контролю прохождения послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя автотранспорта.
Доказательств того, что Жданова А.В. на момент совершения вменяемого ей административного правонарушения исполняла обязанности заместителя директора ФИО9 или директора ФИО8 на время их отсутствия материалы дела также не содержат.
При таких обстоятельствах выводы государственного инспектора Сибирского М. о том, что Жданова А.В. является надлежащим субъектом административного правонарушения, преждевременны.
Кроме того, в силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть изложены обстоятельства правонарушения, установленные при рассмотрении дела.
Аналогичные требования к содержанию протокола об административном правонарушении установлены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
Как следует из протокола об административном правонарушении, Ждановой А.В. вменяется нарушение, допущенное ДД.ММ.ГГГГ в 17.30 часов.
Вместе с тем, в постановлении по делу об административном правонарушении при описании события административного правонарушения указано время совершения административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ в 10.00 часов.
По смыслу закона описание существа совершенного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с нормами Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния. Описание правонарушения в указанных процессуальных документах должно соответствовать юридической квалификации и не содержать противоречий.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, связанного с нарушением требований о проведении медицинских осмотров водителей транспортных средств, в постановлении надлежащим образом не сформулирована, содержит неопределенность относительно времени совершения вменяемого Ждановой А.В. административного правонарушения, что препятствует установлению события административного правонарушения, а также нарушает её право на защиту.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая вышеизложенное, принятое по настоящему делу об административном правонарушении постановление от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.
Руководствуясь статьями 24.5, 30.6, 30.7 КоАП РФ суд,
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором Заозерновского отдела Сибирского М., о привлечении должностного лица, специалиста по охране труда КГБУ СО «КЦСОН «Зеленогорский» Ждановой А. В. к административной ответственности по части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, специалиста по охране труда КГБУ СО «КЦСОН «Зеленогорский» Ждановой А. В. прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.В. Петухова