Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-95/2022 (12-1076/2021;) от 27.12.2021

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск                                                                           21 апреля 2022 года

Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Сергеева Т.И.,

с участием защитника Днепровской А.В., действующей в интересах ООО «Сибирская Строительная Компания» на основании доверенности,

рассмотрев жалобу защитника Корчагиной Н.П. на постановление          №Э-872/9 ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории М. от 13 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Сибирская Строительная Компания», ИНН 3811113473, КПП 381101001, ОГРН 1073811006246, юридический адрес: 664081, г. Иркутск, ул. Пискунова 150/7, кв. 6,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №Э-872/9 ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории М. от           13 декабря 2021 года ООО «Сибирская Строительная Компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник Корчагина Н.П. обратилась в Октябрьский районный суд г. Иркутска с жалобой, в которой просит постановление отменить, освободить Общество от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает, что в обжалуемом постановлении не указано, какие именно решения приняла эколог С. при территориальном планировании, градостроительном зонировании, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. С. не наделена полномочиями принятия решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Указанными полномочиями обладает генеральный директор Общества А., которая имеет удостоверение о повышении квалификации, которое было представлено в период проведения проверки.

Законный представитель ООО «Сибирская Строительная Компания», А. в судебное заседание не явилась, будучи уведомленной о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила, её явка не признана судом обязательной, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть данную жалобу в её отсутствие с участием защитника.

В судебном заседании защитник Днепровская А.В. доводы жалобы поддержала, просила её удовлетворить.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля М. суду пояснил, что в рамках плановой выездной проверки (решение от 01.09.2021 года № 80-р) в ООО «Сибстройком» были истребованы документы наличие которых обязательно при соблюдении природоохранного законодательства РФ. Запрашивались, в том числе и документы подтверждающие наличие специального образования у руководителя и лиц, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности Общества. В ответе на данное требование содержались сведения только по подготовке генерального директора А. Эколога С. в рамках вышеуказанной проверки он не опрашивал.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля С. суду пояснила, что она работает в ООО «Сибсройком» в должности эколога. Имеет высшее юридическое образование. В 2006 году окончила ВСИ МВД РФ. В её должностные обязанности входит отбор проб (сточной и природной воды), коммуникации с лабораториями, ведение учета отходов, заключение договоров иподготовка квартальных и годовых отчетов. Она проходила подготовку по обращению с отходами, у нее есть удостоверение о повышении квалификации и сертификаты. Однако она их в судебное заседание не принесла.

Изучив доводы жалобы, выслушав защитника, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, прихожу к следующему.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, что влечет административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 3 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования.

В соответствии со статьей 73 Федерального закона "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Исходя из смысла статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, является безальтернативным условием и распространяется как на руководителей организации так и на ее соответствующих специалистов, не подменяя указанных лиц друг другом.

Статья 73 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусматривает необходимость подготовки специалистов, к которым относится должность эколога, в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В комментируемой статье на руководителей организаций и специалистов, которые ответственны за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, возлагается обязанность иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Необходимость данной подготовки связана, в частности, с возложенной на данных субъектов обязанностью по осуществлению производственного экологического контроля. Руководители организаций и специалисты в области охраны окружающей среды должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также образование по специальностям экологического профиля, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности предприятия, учреждения, организации.

Уровень данной подготовки должен учитываться при назначении руководителей и специалистов на должность, а также при их аттестации и переаттестации. Подготовка осуществляется в соответствии с действующим законодательством и должна учитывать определенный уровень развития науки и техники.

Из материалов дела усматривается, что Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области и Байкальской природной территории на основании решения о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия №80-р от 01.09.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Сибирская Строительная Компания».

По результатам проверки 30 сентября 2021 года составлен акт плановой выездной проверки №Э-872, согласно которому установлено, что ООО «Сибирская Строительная Компания» не исполнена обязанность по обеспечению подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности у специалиста эколога С., ответственного за принятие решений, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления 03 декабря 2021 года в отношении ООО «Сибирская Строительная Компания» протокола           №Э-872/9 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ и основанием для привлечения Общества к административной ответственности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.12.2021 года ООО «СибСтройКом», основным видом деятельности Общества является сбор и обработка сточных вод.

ООО «Сибирская Строительная Компания» поставлен на учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору: «Канализационные очистные сооружения (КОС) (р.п. Листвянка)», дата постановки объекта на учет 27.12.2016, присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, 25-0138-001807-П, II-я категория негативного воздействия на окружающую среду, категория риска – высокая (2).

В ходе проведения проверки установлено, что С. согласно приказу №24 от 16.09.2019 назначена на должность эколога ООО «СибСтройКом». Приказом №17 от 02.09.2019 на С. возложена ответственность за осуществление производственного экологического контроля, координацию деятельности всех структурных подразделений «(КОС), а также проведение экологической политики в организации, а также ответственность за осуществление планирования и организацию планово-предупредительных ремонтов и предпроверочной подготовки средств контроля состояния окружающей среды, поверку газоаналитического оборудования, метрологическое обеспечение экологической деятельности, обеспечение экологической службы государственными стандартами; обеспечение взаимодействия со службами и подразделениями организации, контролирующими органами, другими организациями в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды; обеспечение контроля и анализ выполнения мероприятий по охране окружающей среды; обеспечение технического руководства по паспортизации очистных сооружений и иных установок и оборудования; организация и осуществление контроля за соблюдением начальником КОС установленных регламентов работы очистных сооружений, правил складирования, обезвреживания и хранения отходов производства, использования природных ресурсов; обеспечение учета, планирования, отчетности природоохранной деятельности в целом по организации; разработку нормативной экологической документации; расчет годовых плановых платежей за негативное воздействие на окружающую среду и других по природоохранной деятельности для включения в Бюджет движения денежных средств общества; обеспечение формирования и защита ежеквартальных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с приказом №37 от 01.10.2019 С. назначена ответственным за проведение производственного экологического контроля.

В связи с чем, эколог С. является лицом, обязанным иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, поскольку является специалистом ответственным за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду ООО «СибСтройКом».

Фактические обстоятельства совершения правонарушения, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 03.12.2021, актом проверки от 30.09.2021, решением о проведении проверки, копией приказа от Дата о приеме С. на работу на должность эколога; копией приказа от Дата об организации природоохранной деятельности ООО «СибСтройКом», копией приказа от Дата о назначении лица, ответственного за проведение производственного экологического контроля, выпиской из ЕГРЮЛ, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, С. и в суд не представлены документы подтверждающие её подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Таким образом, выводы должностного лица являются правильными, соответствует фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.

Доводы заявителя направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя о том, что в обжалуемом постановлении отсутствует указание на то, какие именно решения приняла С., которая не наделена полномочиями принятия решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, не влечет отмену вынесенного постановления, поскольку данные обстоятельства опровергаются копиями приказа №17 от 02.09.2019 об организации природоохранной деятельности ООО «СибСтройКом», приказа №37 от 01.09.2019, согласно которым С. является специалистом, осуществляющим функции по принятию и реализации эколого-значимых решений, соблюдению экологических требований, нормативов, стандартов и т.п., проведению организационных и иных мероприятий по охране окружающей среды, предотвращению ее загрязнения, обеспечению экологической безопасности.

Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности, который составляет 1 год, вопреки доводам заявителя и защитника соблюдены.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств и собранных по делу доказательств, правовым основанием к отмене принятого по делу постановления не является.

Учитывая, что по делу не установлено существенных нарушений требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, оснований для отмены постановления должностного лица, не имеется.

Вместе с тем имеются основания для изменения постановления.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Из разъяснений, содержащихся в п. 33.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» следует, что разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Федеральным законом № 70-ФЗ от 26.03.2022 года внесены изменения в КоАП РФ, дополнен статьей 4.1.2 Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

В силу ч.1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Согласно ч.2 ст. 4.4 при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Исходя из ч.3 ст. 4.4 КоАП РФ в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа;

По смыслу ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ обсуждение вопроса о замене административного штрафа на предупреждение является не правом, а обязанностью лиц, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении.

Защитником в суд представлены сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 14 апреля 2022 года из которых следует, что сведения об ООО «Сибирская Строительная Компания» внесены в реестр 10 апреля 22 года по категории микропредприятие» а также копии постановлений о назначении ООО «Сибирская Строительная Компания» административного наказания за правонарушения, предусмотренные 8 главой настоящего Кодекса, выявленные в ходе одной проверки.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории М. от         13 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Сибирская Строительная Компания» подлежит изменению. Назначенное ООО «Сибирская Строительная Компания» наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей подлежит замене на наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника Корчагиной Н.П. удовлетворить частично.

Постановление №Э-872/9 ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории М. от 13 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Сибирская Строительная Компания» изменить.

Назначенное ООО «Сибирская Строительная Компания» наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей подлежит замене на наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья                                                                                            Т.И. Сергеева

12-95/2022 (12-1076/2021;)

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ООО Сибирская строительная компания
Другие
Корчагина Надежда Павловна
Днепровская Анастасия Викторовна
Суд
Октябрьский районный суд г. Иркутска
Судья
Сергеева Тереза Ивановна
Статьи

ст.8.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oktiabrsky--irk.sudrf.ru
28.12.2021Материалы переданы в производство судье
29.12.2021Истребованы материалы
14.01.2022Поступили истребованные материалы
11.02.2022Судебное заседание
04.04.2022Судебное заседание
21.04.2022Судебное заседание
26.04.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
17.05.2022Вступило в законную силу
01.06.2022Дело оформлено
27.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее