Дело №57RS0022-01-2021-005509-73 Производство №2-564/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2022 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Каверина И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гусельниковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Павлюшиной Елены Николаевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда по Орловской области о признании права на досрочное пенсионное обеспечение,
установил:
Павлюшина Е.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее – ГУ ОПФ) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование исковых требований указала, что с рождения и до 1995 г. проживала и была зарегистрирована в дер. Алексеевка Залегощенского района Орловской области, которая относится к территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается домовой книгой. В ноябре 2021 г. истица обратилась к ответчику с заявлением о признании права на досрочное назначение пенсии, в чем ей было отказано со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих факт проживания Павлюшиной Е.Н. на указанной территории.
С принятым ответчиком решением истица не согласна, в связи с чем просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом на основании ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года и обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с 10.11.2021.
В судебном заседании Павлюшина Е.Н. поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным выше основаниям, просила их удовлетворить. Уточнила дату, с которой просит производить выплату пенсии, – с 11.11.2021. Также дополнительно пояснила, что снялась с регистрационного учета в дер. Алексеевка Залегощенского района Орловской области 20.12.1995.
Представитель ответчика Харченко Е.В. в судебном заседании иск не признала, аргументируя свою правовую позицию доводами письменных возражений, аналогичными доводам письменного отказа в назначении пенсии.
Представитель третьего лица администрации Верхнескворченского сельского поселения Залегощенского района Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассматривать дело в отсутствие не явившего третьего лица.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста: на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы ни территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с примечанием к ст. 35 указанного закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» так же предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяются: Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 №237-р, применявшийся до 01.02.1998, Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 №1582, действовавший с 01.02.1998 по 08.10.2015, а также Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 №1074, действующий до настоящего времени (далее – Перечни).
Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 №237-р, применявшимся до 01.02.1998, поименован населенный пункт Алексеевка (Верхне-Скворченского сельсовета) Залегощенского района Орловской области.
Материалами дела установлено, что 10.11.2021 Павлюшина Е.Н. обратилась к ответчику с заявлением по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с проживанием в д. Алексеевка Залегощенского района Орловской области.
Вместе с тем, решение (номер обезличен) от 18.11.2021, письмом от 23.11.2021 (номер обезличен) ГУ ОПФ отказало истцу в досрочном назначении пенсии.
Согласно письменному отказу истец не имеет права на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции» ввиду того, что в представленной копии домовой книги д. Алексеевка Залегощенского района Орловской области имеются штампы о регистрации ФИО15 Е.Н., ноябрь (дата обезличена) г. рождения (дата не указана), без указания дат регистрации и снятия с регистрационного учета. В связи с чем определить период проживания истца на загрязненной территории по указанному документу не представляется возможным.
Давая оценку доводам искового заявления, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
По смыслу ст. 3 указанного Закона, а также Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713, регистрация гражданина по месту жительства и месту пребывания носит уведомительный характер.
Вместе с тем, сам по себе факт регистрации по месту жительства освобождает сторону от необходимости дальнейшего доказывания проживания по определенному адресу.
В судебном заседании установлено, что с 04.09.2009 Павлюшина Е.Н. зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен).
Сведений об адресе предыдущей регистрации истца в общегражданском паспорте Павлюшиной Е.Н. не имеется.
Однако, как установлено при рассмотрении дела, ФИО1 Е.Н. родилась (дата обезличена) в (адрес обезличен), что подтверждается повторным свидетельством о рождении II-ТД (номер обезличен) от 28.07.1987.
В представленной домовой книге д. Алексеевка Залегощенского района Орловской области имеются записи о регистрации ФИО1 Елены Николаевны, (дата обезличена) г. рождения, по указанному адресу и снятии ее с регистрационного учета без указания дат проводимых регистрационных действий.
Вместе с тем, согласно справке, выданной Главой Верхнескворченского сельского поселения Залегощенского района Орловской области от 08.11.2021, ФИО1 Е.Н., (дата обезличена) рождения, с рождения и до 1995 г. значилась зарегистрированной по адресу: Орловская область, Залегощенский район, д. Алексеевка. Основанием выдачи данной справки указана домовая книга.
Согласно диплому об образовании НТ (номер обезличен) от 30.03.1989 и архивной выписке Отдела культуры и архивного дела администрации Глазуновского района Орловской области 14.09.1985 ФИО1 Е.Н. была зачислена в совхоз-техникум «Глазуновский» Орловской области Росагропрома РСФСР на агрономическое отделение на базе 8 классов и в 1989 г. окончила названный техникум по специальности «Агрономия».
Из пояснений истца, не опровергнутых ответчиком, следует, что в период обучения в техникуме и учебного года Павлюшина Е.Н. проживала в общежитии, но на выходные и каникулы приезжала домой в д. Алексеевка Залегощенского района Орловской области. Также, работая в г. Орле до рождения ребенка, Павлюшина Е.Н. возвращалась на выходные в д. Алексеевка Залегощенского района Орловской области.
Данные обстоятельства подтверждены допрошенным в судебном заседании свидетелем ФИО11, зарегистрированной в д. Алексеевка Залегощенского района Орловской области с 17.02.1988 и проживающей там по настоящее время.
Согласно данным трудовой книжки Павлюшиной (ФИО1, ФИО20) Е.Н. 05.06.1989 истица принята на работу старшим агрономом на отделение №3 межхозяйственного предприятия по откорму крупного рогатого скота «Залегощенское», откуда уволена по собственному желанию 25.07.1989. С 30.08.1989 по 27.04.1993 истца работала на заводе «Диффузант» (в дальнейшем – АО «Протон»), с 05.05.1993 по 03.11.1999 – ОРСП ПСО «Орелгражданпроект» (ДЗАО «Орловское ремонтно-строительное предприятие ОАО «Орелгражданстрой»).
Из записей в трудовой книжке истицы следует, что на основании свидетельства о браке от 12.06.1990 фамилия «ФИО1» была изменена истцом на «ФИО20».
Брак с ФИО7 был расторгнут истцом, о чем в книге регистрации актов о расторжении брака 01.12.1993 произведена запись (номер обезличен) и выдано свидетельство о расторжении брака I-ТД (номер обезличен) от 19.03.1996. После расторжения брака истица сохранила фамилию «ФИО20».
06.12.1996 между ФИО8 и ФИО20 Е.Н. был зарегистрирован брак, истице была присвоена фамилия мужа.
В личной карточке из фонда ОАО «Протон» работника ФИО20 (первоначальная запись «ФИО1») Е.Н., (дата обезличена) рождения, имеются сведения о предоставлении истцу отпуска по уходу за ребенком (дочерью Валентиной, (дата обезличена) рождения) до достижения ребенком возраста 3 лет (с 31.10.1990 по 27.08.1993).
БУЗ ОО «Залегощенская центральная районная больница» предоставлена выписка из истории родов на ФИО20 Е.Н., (дата обезличена) рождения, согласно которой истица поступила в лечебное учреждение 27.08.1990, выбыла- 03.09.1990, родила девочку.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО10, ФИО11 и ФИО12 пояснили, что в период нахождения Павлюшиной Е.Н. в отпуске по уходу за ребенком она проживала в д. Алексеевка Залегощенского района Орловской области.
Свидетель ФИО12 также пояснила, что после окончания отпуска Павлюшиной Е.Н. по уходу за ребенком в 1993-1995 г.г. истица проживала у нее в г. Орле без регистрации, работала на стройке, но на выходные уезжала в д. Алексеевка Залегощенского района Орловской области к ребенку, который продолжал находиться в деревне у родителей истицы.
У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями. Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела у суда не имеется, их показания логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты, объективно соотносятся с пояснениями истца, а также иными доказательствами по делу.
Также в материалы дела Павлюшиной Е.Н. представлены удостоверения, выданные 16.08.1993 ей (ФИО1 Е.Н.) и дочери истца, о праве на компенсации и льготы в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом, а именно в д. Алексеевка Залегощенского района Орловской области.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд, оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а также каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к убеждению, что истец Павлюшина Е.Н. в период с 26.04.1986 по 20.12.1995 проживала в соответствующей зоне, о чем указывает статус д. Алексеевка Залегощенского района Орловской области как постоянного места жительства истца в указанный период, что дает ей право в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.
В качестве начальной даты периода проживания истца на загрязненной территории суд учитывает 26.04.1986, поскольку первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживавших на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС, то есть с 26.04.1986.
При этом суд учитывает, что согласно пп. «а» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713, по общему правилу изменение места жительства гражданина влечет его снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
В Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, зарегистрированном в Минюсте России 02.04.2013 №27963, было указано, что снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина с даты регистрации данного гражданина по новому месту жительства, указанной на оборотной стороне заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства по форме №6 (приложение №3 к Регламенту), независимо от даты его поступления из органа регистрационного учета по новому месту жительства.
Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства оформляется в течение 3 дней путем проставления штампов о снятии с регистрационного учета в карточках регистрации по форме №9 (приложение №13 к Регламенту) или домовых (поквартирных) книгах по форме №11 (приложение №8 к Регламенту).
В случае, если не представляется возможным проставить штамп о снятии с регистрационного учета по месту жительства в карточку регистрации по форме №9 (приложение №13 к Регламенту) или домовую (поквартирную) книгу по форме №11 (приложение №8 к Регламенту), оформление снятия с регистрационного учета производится без проставления штампа в указанных документах. При этом на данного гражданина заводится временная карточка регистрации (домовая книга), сведения из которой впоследствии переносятся в отсутствующую карточку регистрации (домовую книгу), а временная карточка (домовая книга) уничтожается.
Вопросы паспортной системы, выдачи паспортов, прописки, регистрации, выписки, а также ответственность за нарушение правил паспортной системы по состоянию на 1986 г. были урегулированы Положением о паспортной системе в СССР, утвержденной Постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 №677.
В соответствии с п. 6 Положения граждане подлежат в установленном порядке прописке по месту жительства, а также прописке или регистрации по месту временного проживания и выписке при выезде из места жительства.
Прописка, регистрация и выписка граждан производятся в соответствии с законодательством Союза ССР.
Согласно п. 22 Положения граждане прописываются по месту жительства.
В паспортах граждан производятся отметки о прописке и выписке - органами внутренних дел и лицами, уполномоченными на то исполнительными комитетами сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся.
Ответственными за соблюдение правил паспортной системы являются: начальники жилищно-эксплуатационных контор, жилищно-коммунальных контор (отделов), управляющие домами, коменданты домов и общежитий, председатели жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов; директора (заведующие) гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, больниц, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, домов-интернатов для детей и других подобных учреждений, в которых находящиеся граждане подлежат прописке или регистрации; владельцы домов и другие лица, в ведении которых находятся жилые здания и помещения.
Контроль за выполнением правил паспортной системы осуществляется исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся и органами внутренних дел.
Таким образом, суд полагает, что факт того, что в домовую книгу д. Алексеевка Залегощенского района Орловской области уполномоченным на то лицом не были внесены сведения о дате регистрации и снятия Павлюшиной (ФИО1) Е.Н. с регистрационного учета по указанному адресу, не может служить основанием для ограничения ее в пенсионных правах на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом признания за Павлюшиной Е.Н. права на досрочное назначение пенсии со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года, право Павлюшиной Е.Н., (дата обезличена) рождения, на досрочную пенсию возникло с момента достижения ею пятидесяти двух лет, то есть с (дата обезличена).
Учитывая, что в орган Пенсионного фонда истец обратился 10.11.2021, то есть до появления права на ее получение, пенсия истцу должна быть назначена с (дата обезличена).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования Павлюшиной Елены Николаевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда по Орловской области о признании права на досрочное пенсионное обеспечение удовлетворить.
Признать за Павлюшиной Еленой Николаевной право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением пенсионного возраста на 3 года.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда по Орловской области назначить и производить Павлюшиной Елене Николаевне выплату пенсии с 11.11.2021.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.05.2022.
Судья В.В. Каверин