Дело № 2 – 1965/2024 (37RS0022-01-2024-001692-44)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,
при секретаре Жориной Е.В.,
03 июня 2024 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы Государственной жилищной инспекции Ивановской области к ТСЖ «Мечта» об устранении нарушений жилищного законодательства,
установил:
Служба Государственной жилищной инспекции Ивановской области обратилась в суд с иском к ТСЖ «Мечта» с исковыми требованиями: обязать ТСЖ «Мечта» в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения жилищного законодательства в содержании общего имущества многоквартирного <адрес>, а именно:
- освободить коридор возле квартир №№ 47,48 на 4 этаже в подъезде 3 МКД от бытовых вещей (мебели).
-установить и устранить причины увлажнения конструктивных элементов цокольного этажа (парковки) МКД;
- устранить следы увлажнения конструктивных элементов цокольного этажа (парковки) МКД;
- устранить местные повреждения окрасочного слоя конструктивных элементов цокольного этажа (парковки) МКД в виде сухих следов протечек.
Иск обоснован тем, что ответчик не исполнил предписание об устранении нарушений жилищного законодательства.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и дате судебного заседания извещался надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, повестка получена 03.05.2024 года.
Дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
ТСЖ «Мечта» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> (далее - МКД).
На основании решения о проведении документарной проверки от 21.11.2023 № 1203-Р в связи с поступлением в адрес Службы обращений от 25.10.2023 № вх-13446-019/1-14, от 08.11.2023 № вх-14003-019/1- по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> (далее - МКД), а именно, протечки в помещении подземной парковки, хранения бытовых вещей на лестничных клетках в подъезде № 3 МКД, инспектором Службы проведена документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что на 4 этаже в подъезде 3 МКД в коридоре возле квартир №№ 47,48 МКД размещаются бытовые вещи (мебель), а также в помещении парковки (цокольный этаж) выявлены места увлажнения конструктивных элементов цокольного этажа (парковки) МКД, местные повреждения окрасочного слоя конструктивных элементов цокольного этажа (парковки) МКД в виде сухих следов протечек, что является нарушением обязательных требований, установленных подпунктами «а», «б» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее-Правила№491), пунктами 3.2.16,3.4.1,4.1.1,4.1.3,4.3.1,4.3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - Правила № 170).
Результаты данной проверки оформлены актом от 21.11.2023 № 5-но. На основании указанного акта проверки Службой вынесены Предписания № 4-но от 21.11.2023 со сроком исполнения до 22.12.2023 и предоставлением информации до 25.12.2023 и № 5-но от 21.11.2023 со сроком исполнения до 19.01.2024 и предоставлением информации в срок до 22.01.2024.
Мероприятия (работы) подлежащие выполнению в соответствии с требованиями предписания № 4-но от 21.11.2023:
- освободить коридор возле квартир №№ 47,48 на 4 этаже в подъезде 3 МКД от бытовых вещей (мебели).
Мероприятия (работы) подлежащие выполнению в соответствии с требованиями предписания № 5-но от 21.11.2023:
-установить и устранить причины увлажнения конструктивных элементов цокольного этажа (парковки) МКД;
- устранить следы увлажнения конструктивных элементов цокольного этажа (парковки) МКД;
- устранить местные повреждения окрасочного слоя конструктивных элементов цокольного этажа (парковки) МКД в виде сухих следов протечек.
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного лицензионного контроля, с 2022 году применяются нормы Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248) с учетом требований установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336).
В адрес ТСЖ, указанному в выписке из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Службой был направлен запрос от 21.12.2023 № исх-19218-019/1-08 о необходимости предоставления информации об исполнении предписания № 4-но от 21.11.2023 с приложением подтверждающих документов.
Однако, документов, подтверждающих исполнение предписания, в Службу не представлено. По результатам визуального осмотра, состоявшегося 02.04.2024, установлено, что требования предписания не исполнены. Коридор у кв. 47,48 подъезда № 3 МКД не освобожден от бытовых вещей.
25.01.2024 в адрес Службы от ТСЖ «Мечта» поступили документы, а именно, письменные пояснения от 19.01.2024 за № 21-2024, копии: акта осмотра подземной стоянки от 22.10.2023, выводов экспертов по результатам обследования, коммерческого предложения от ООО «Строй проект Иваново-Вознесенск», договора подряда на выполнение технического заключения от 14.12.2023 № 87-01-23, из которых следует, что в ТСЖ «Мечта» отсутствует финансирование для установления и устранения причин не герметичности покрытия подземной стоянки.
В рамках текущей деятельности, учтивая истечение срока исполнения предписания № 5-но от 21.11.2023, Службой проведено обследование общего имущества МКД, в которого установлено, что требования предписания не исполнены.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме данными лицами.
Частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил № 491, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пп. «а», «б» п. 10 Правил № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Таким образом, исходя из изложенного и системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что обязанность по надлежащему содержанию общего имущества в МКД, и соответственно, обязанность по устранению выявленных в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий нарушений, лежит на ТСЖ «Мечта», как на лице, ответственном за содержание общего имущества.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждены постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В силу пункта 3.2.16 № 170, размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается.
Согласно пункта 3.4.1 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
На основании пункта 4.1.1 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
В соответствии с пунктом 4.1.3 Правил № 170 при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
Пунктом 4.3.1 Правил № 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
В пункте 4.3.2 Правил № 170 указано, что местные отслоения штукатурки и трещины должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития. При появлении сверхнормативных (более 1/400 пролета) прогибов несущих элементов, зыбкости, повышенной звукопроводимости, трещин в средней части поперек рабочего пролета плиты шириной более 0,3 мм, промерзаний, переохлаждений и увлажнений чердачных перекрытий, поражений древесными домовыми грибками и дереворазрушающими насекомыми следует вызвать специалиста и устранять при капитальном ремонте по проекту.
Таким образом, установлен факт неисполнения Предписаний, что свидетельствует о сохранении актуальности нарушения прав жителей МКД по надлежащему содержанию общего имущества данного многоквартирного дома.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством (п. 4 ч. 2ст. 90 Федерального Закона № 248-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -ГПК РФ), заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
На основании п. 6 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд о понуждении к исполнению предписания.
Иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика ТСЖ «Мечта» в бюджет городского округа Иваново государственную пошлину 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 233-244 ГПК РФ,
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать ТСЖ «Мечта»( №) в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения жилищного законодательства в содержании общего имущества многоквартирного <адрес>, а именно:
- освободить коридор возле квартир №№ 47,48 на 4 этаже в подъезде 3 МКД от бытовых вещей (мебели).
-установить и устранить причины увлажнения конструктивных элементов цокольного этажа (парковки) МКД;
- устранить следы увлажнения конструктивных элементов цокольного этажа (парковки) МКД;
- устранить местные повреждения окрасочного слоя конструктивных элементов цокольного этажа (парковки) МКД в виде сухих следов протечек.
Взыскать с ТСЖ «Мечта»( №) в бюджет городского округа Иваново государственную пошлину 6000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.Н. Земскова
Мотивированное решение составлено 03.06.2024 года.