38RS0030-01-2024-001332-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2024 года г. Усть-Илимск, Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шейко Т.М.
при секретаре судебного заседания Рукосуевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1289/2024 по исковому заявлению Халезиной Т.А. к Государственному учреждению - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения в части об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истец указала, что является неработающим пенсионером по старости, проживает в г. Усть-Илимске. В 2023 г. находилась на отдыхе. По приезду она обратилась к ответчику с заявлением о компенсации стоимости проезда. Решением от ДД.ММ.ГГГГг. в компенсации расходов проезда было отказано в части поскольку по маршруту Сочи-Челябинск отсутствуют обязательные реквизиты-код статуса бронирования, форма оплаты, по маршруту Миасс-Тюмень отклонение от маршрута, поскольку место отдыха-г.Сочи, по маршруту Коршуниха-Ангарская-Усть-Илимск проезд в пригородном транспорте. Просит суд признать частично незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГг. № и взыскать с ответчика стоимость проезда к месту отдыха и обратно в размере 12718,30 рублей.
Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по доводам иска.
Представитель ответчика указала, что оспариваемое решение вынесено обоснованно, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также в рамках полномочий, имеющихся у территориального органа ПФ РФ. Представила письменные возражения.
Исследовав их в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) наряду с представленными письменными доказательствами, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам.
Гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федерального бюджета (статья 4, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 28.12.2022N 569-ФЗ).
В силу статьи 34 указанного Закона, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.
В развитие указанной нормы Правительством РФ постановлением от 01.04.2005 № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно (далее – Правила)
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ 01.04.2005 № 176 финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией утвержденных им Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых Министерством финансов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 2(1) постановления Правительства РФ 01.04.2005 № 176 предписано Пенсионному фонду Российской Федерации осуществлять информационное взаимодействие с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия с целью получения информации о стоимости проезда железнодорожным транспортом по соответствующему маршруту в пределах, установленных Правилами, утвержденными настоящим постановлением (п. 2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2378).
Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха и обратно (далее - компенсация).
Компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (пункт 2 Правил).
Компенсация производится 1 раз в 2 года (пункт 6 Правил).
Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов (направлением электронных проездных (перевозочных) документов (билетов) с использованием подсистемы единого личного кабинета федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"), выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы (пункт 9 Правил).
Согласно постановлению Правительства РФ от 16.11.2021 N 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР", город Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Судом установлено, что истец является неработающим пенсионером по старости, проживает в г. Усть-Илимске Иркутской области, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, следовательно, имеет право на компенсацию расходов на проезд к месту проведения отдыха и обратно один раз в два года.
Как следует из представленных в дело доказательств, истец находилась на отдыхе в г. Абакан и к месту отдыха следовал по маршруту: Усть-Илимск-Иркутск-Сочи-Челябинск-Миасс-Тюмень-Коршуниха Ангарская-Усть-Илимск.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области с заявлением о выплате компенсации, в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 28679,20 рублей.
Решением Управления установления социальных выплат Государственного учреждения - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГг. № предоставлена компенсации в размере 15762,70 рублей. Отказано в компенсации по маршруту Миасс-Тюмень отклонение от маршруту (г.Миасс находится на удалении от маршрута следования от места отдыха к месту жительства), по маршруту Коршуниха-Ангарская-Усть-Илимск проезд в пригородном транспорте не подлежит компенсации, по маршруту Сочи-Челябинск отсутствуют обязательные реквизиты-код статуса бронирования, форма оплаты,
Суд не может согласиться с доводами ответчика о наличии достаточных оснований для отказа в выплате компенсации, по представленным проездным документам.
Однако соглашается с доводами ответчика в части, того, что истцом был осуществлен проезд к месту отдыха и обратно с отклонением от пути следования в г.Сочи.
Как следует из общедоступной информацией, находящейся в сети интернет, а именно карты Российской Федерации, г.Миасс находится в удалении от пути следования истца от места отдыха к месту жительства, в связи с чем маршрут «Миасс-Тюмень» является отклонением от пути следования от места отдыха к месту жительства.
Истцом представлены подлинные билеты по спорному маршруту, подтверждающие фактическое следования к месту отдыха и обратно.
Согласно сообщению АО «Федеральная пассажирская компания» от 16 мая 2024 года, стоимость проезда в плацкартном вагоне по маршруту Челябинск-Тюмень составила в скором поезде Астрахань-Нижневартовск-1208,80 рублей, в поезде –Уфа-Новый Уренгой -1108,60 рублей, в пассажирском поезде Адлер-Нижневартовск-1322,70 рублей. По маршруту Коршуниха –Ангарская -Усть-Илимск в пассажирском поезде -738 рублей.
Как упоминалось ранее, согласно пункту 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 176 от 01.04.2005г., компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.
Таким образом, суд полагает истцу подлежит оплате компенсация по маршруту Сочи-Челябинск, Челябинск-Тюмень, как кратчайший путь следования к месту отдыха и обратно и Коршуниха –Ангарская-Усть-Илимск.
Поскольку исходя из справки АО «Федеральная пассажирская компания» от 16 мая 2024 года, стоимость проезда по маршруту Коршуниха –Ангарская -Усть-Илимск в пассажирском поезде составила 738 рублей, а истцом затрачено по спорному маршруту 452 рубля, суд удовлетворяет требования в данной части в размере 452 рубля, что не превышает фактические затраты истца.
В связи с чем исковые требования истца подлежат удовлетворению в размере 10575,60 рублей (9015 (Сочи-Челябинск)+ 1108,60 (Челябинск-Тюмень) + 452 (Коршуниха –Ангарская -Усть-Илимск).
Указанный размер компенсации не превышает фактически произведенные истцом расходы на оплату стоимости проезда.
В удовлетворении исковых требований в большем размере истцу надлежит отказать.
Доводы стороны ответчика, что проезд истца к месту отдыха в поездах пригородного сообщения не подлежит оплате, судом отклоняются, поскольку доказательств возможности проезда иным способом к месту отдыха и обратно стороной ответчика не представлено.
Помимо этого суд учитывает, что стоимость предоставленных истцом билетов по маршруту Коршуниха –Ангарская -Усть-Илимск не превышает стоимость проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда по данному маршруту, что соответствует пункту 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Доводы представителя ответчика о несоответствии указанных билетов требованиям, предъявляемым к форме проездного документа, сами по себе не могут являться достаточным основанием для отказа в компенсации указанных расходов при условии, что фактическое несение таких расходов подтверждено другими подлинными доказательствами.
При этом, статьями 37 и 39 Конституции РФ, установлены гарантии права человека и гражданина на социальное обеспечение. Нормативные положения, содержащиеся в пунктах 3,10 Правил, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения пенсионерам - получателям трудовых пенсий по старости фактически понесенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно лишь потому, что проездные документы оформлены неправильно. По смыслу статьи 34 Закона, юридически значимым является факт оплаты пенсионером проезда к месту отдыха и обратно.
Факт пребывания истца на отдыхе в г.Сочи и несение расходов на приобретение билетов к месту отдыха и обратно подтвержден проездными документами и, стороной ответчика не оспорено.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░░. №.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9015 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░░.