Дело № 2-1023/2020
УИД 16RS0041-01-2020-003592-06
2.176г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 сентября 2020 года г. Лениногорск Республика Татарстан
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Глейдман А.А.,
при секретаре Шавалеевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ибрагимова И.С. к исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан о включении недвижимого имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Ибрагимов И.С. обратился в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан о включении недвижимого имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца ФИО1 После его смерти открылось наследство в виде бревенчатого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который принадлежал умершему на праве собственности, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ №. Наследником первой очереди по закону является истец, вышеуказанное имущество перешло в его владение, он фактически принял наследство, организовал похороны отца, справил и справляет поминальные обеды, распорядился личными вещами отца по своему усмотрению, часть оставил себе на память, часть раздал родственникам и соседям. Однако в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, данный дом включен не был, поскольку при жизни умерший не зарегистрировал в установленном законом порядке право собственности на него.
В настоящее время на основании выписки из похозяйственной книги за истцом зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. На основании обращения истца Бюро технической инвентаризации <адрес> был составлен технический паспорт, из которого следует, что вышеуказанный дом был построен в ДД.ММ.ГГГГ году, строительство дома было осуществлено отцом истца. По изложенным основаниям Ибрагимов И.С. просит суд включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, и признать за ним право собственности в порядке наследования на указанное строение.
Истец Ибрагимов И.С. и его представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан в судебное заседание не явился, в представленном суду письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.
Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, в представленном суду письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков, надлежаще уведомленных о времени и месте слушания данного дела.
Выслушав пояснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты права.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 – 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. В силу пункта 4 названной статьи, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» (далее также Постановление) наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Исходя из позиции, изложенной в пункте 8 указанного Постановления при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, надлежащим способом защиты права на наследование до истечения срока принятия наследства являются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, требования о признании права собственности в порядке наследования.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1
После смерти ФИО1 открылось наследство, в том числе, в виде бревенчатого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно техническому паспорту жилого дома, изготовленному Лениногорским подразделением Альметьевского филиала акционерного общества «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан», инвентаризационный номер жилого <адрес>, общая площадь 46,1 кв.м, местоположение: <адрес>, год постройки жилого <адрес> год.
Наследником первой очереди по закону после смерти ФИО1 являлся его сын Ибрагимов И.С.
Истец пояснила, что он фактически принял наследство после смерти отца, поскольку была зарегистрирован совместно с ним, и проживал с ним по день смерти, в настоящее время он за свой счет несет расходы на содержание наследственного имущества, владеет и пользуется им по назначению. Однако получить у нотариуса свидетельство о праве на наследство на вышеуказанный жилой дом не имеет возможности, поскольку право собственности на него при жизни ФИО1 надлежащим образом зарегистрировано не было.
Главой муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан выдана выписка из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой за ФИО1 зарегистрирован жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке площадью 2 302 кв.м, дом построен в ДД.ММ.ГГГГ году.
Кроме того, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № № за Ибрагимовым И.С. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд, учитывая, что при жизни ФИО1 открыто и постоянно владел и пользовался вышеуказанным жилым домом, как собственник, при этом притязаний со стороны третьих лиц на данное имущество не имеется, при строительстве нарушений установленных норм не установлено, приходит к выводу, что жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, подлежит включению в состав наследства, открывшегося после его смерти.
Поскольку Ибрагимов И.С. фактически принял, но не оформил своих наследственных прав после смерти отца ФИО1, суд считает возможным признать за истцом право собственности в порядке наследования на данный объект недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 7 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░