Судья Трахов А.А. дело № 7-40/2023
(I инст. № 5-37/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
18.05.2023 г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Шишев Б.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 19.04.2023, вынесенное в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 19.04.2023, гражданин Республики Узбекистан ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Адыгея ФИО1 просит указанное постановление судьи от 19.04.2023 отменить, ввиду наличия у ФИО1 на момент проверки оформленного в установленном порядке и оплаченного авансовым платежом до января 2023 года патента на осуществление трудовой деятельности на территории Республики Адыгея. Указывает, что поскольку ФИО1 на законных основаниях осуществлял трудовую деятельность, при рассмотрении настоящего дела наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, не доказано.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник по ордеру адвокат ФИО3 поддержали доводы, изложенные в жалобе, просили постановление судьи отменить как незаконное и необоснованное, а производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Пояснили, что ФИО1 на законных основаниях осуществлял трудовую деятельность, так как ему выдан в установленном порядке патент на осуществление трудовой деятельности на территории Республики Адыгея, оплаченный авансовым платежом до января 2023 года. Об этом он сообщил сотрудникам полиции в момент оформления протокола об административном правонарушении, однако данные сведения не были учтены при составлении протокола.
Представитель заинтересованного лица МО МВД России «Адыгейский» Республики Адыгея в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом посредством направления повестки факсимильной связью.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 названного Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Исходя из положений данной нормы, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 19.04.2023 по адресу: <адрес> результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства выявлен гражданин Республики Узбекистан ФИО1, прибывший в Российскую Федерацию 17.02.2021 в порядке, не требующем получения визы, который по истечению установленного срока временного пребывания (12.10.2022) уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
С учетом приведенных обстоятельств суд пришел к выводу о наличии в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта и прекращения производства по делу ввиду следующего.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В силу пункта 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Согласно пункту 4 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации фиксированный авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент.
Следовательно, авансовый платеж при первоначальном получении патента должен быть уплачен до дня его выдачи, а последующие платежи для продления патента должны быть уплачены до дня окончания срока действия патента и только при таких обстоятельствах он считается продленным.
При этом, фиксированный авансовый платеж уплачивается за период действия патента с учетом коэффициента-дефлятора, а также коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, устанавливаемого на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации.
Базовая сумма фиксированного платежа установлена в размере сумма и подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, принятый на соответствующий календарный год, и коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый законами субъектами РФ (пункты 2 - 3 статьи 227.1 НК РФ).
Приказом Минэкономразвития России от 28.10.2021 № 654 утверждены коэффициенты-дефляторы на 2022 год, в целях НДФЛ данный коэффициент равен 1,980.
Согласно Закону Республики Адыгея от 19.11.2021 № 19, региональный коэффициент составил 1,796, в связи с чем в 2022 году авансовые платежи по НДФЛ для указанных иностранных граждан составляют 4 267 рублей в месяц.
Из материалов дела следует, что гражданин Республики Узбекистан ФИО1 въехал на территорию Российской Федерации 17.02.2021 с целью работы и им была получена миграционная карта.
18.03.2021 ФИО1 получен патент на осуществление трудовой деятельности в Красноярском крае. Затем 13.07.2021 получен патент серии 01 № на осуществление трудовой деятельности в Республике Адыгея. По истечении срока действия патента, на основании заявления о переоформлении патента, ФИО1 30.06.2022 выдан патент серии 01 № на осуществление трудовой деятельности в качестве каменщика в Республике Адыгея, копия которого представлена суду апелляционной инстанции и приобщена к материалам дела. Данный факт согласуется со сведениями о проверке гражданина Республики Узбекистан ФИО1 по учетам АС ЦБДУИГ (л.д. 18-23).
27.09.2022 между ФИО4 и ФИО1 заключен срочный трудовой договор до 30.01.2023, по которому ФИО1 принят на работу в качестве каменщика.
Согласно приобщенной к материалам дела отрывной части бланка уведомления ФИО4 уведомил ОВМ ГУ МВД России «Адыгейский» о приеме на работу ФИО1, который поставлен на миграционный учет 27.09.2022 по адресу принимающей стороны ФИО4: <адрес>, а. Гатлукай, <адрес>.
Из представленных квитанций усматривается, что 23.06.2022 ФИО1 оплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа за 1 месяц (из расчета платежа, установленного в Республике Адыгея 4 267 рублей за месяц) в размере 4 267 рублей. Затем, 12.07.2022 ФИО1 оплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в сумме 8 540 рублей за 2 месяца, то есть до 12.09.2022. Согласно квитанции от 12.09.2022 внесен очередной платеж по уплате налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в сумме 17 080 рублей за 4 месяца, то есть до 12.01.2023.
При этом данными автоматизированной системы центральной базы данных учета иностранных граждан и лиц без гражданства (АС ЦБДУИГ) подтверждается, что в период действия патента, за который уплачен налог на доходы физических лиц (21.11.2022) ФИО1 выехал за пределы Российской Федерации и въехал на территорию Российской Федерации 09.03.2023 с целью работы по найму.
Таким образом, установлено, что срок пребывания в Российской Федерации, вменяемый в качестве нарушения (12.10.2022 – 21.11.2022) при задержании ФИО1 был продлен, следовательно, оснований полагать, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции ФИО1 уклонялся от выезда из Российской Федерации, нарушив требования части 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не имеется.
Учитывая требования закона, следует признать, что на момент задержания и составления протокола об административном правонарушении основания для привлечения ФИО1 к административной ответственности отсутствовали, поскольку имеющийся у ФИО1 патент являлся действовавшим и трудовую деятельность в Республике Адыгея он осуществлял на законных основаниях, в связи с чем нарушений правил миграционного законодательства Российской Федерации, вмененных ему по протоколу, с его стороны не имелось.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В порядке пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности выводов суда о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, вмененного ФИО1, в связи с чем оспариваемое постановление судьи от 19.04.2023 нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.6, пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 19.04.2023, вынесенное в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея подпись Б.А. Шишев
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Б.А. Шишев