11RS0002-01-2023-001756-91
Дело № 2-2022/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при секретаре Шакировой П.А.,
с участием истца К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте
19 июля 2023 года гражданское дело по иску К. к муниципальному унитарному предприятию «Оптика» муниципального образования городского округа «Воркута» об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
установил:
К. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что с 30.05.2019 работает в МУП «Оптика» главным бухгалтером. Приказом от 24.03.2023 истец была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Основанием к привлечению истца к дисциплинарной ответственности послужило представление прокурора г.Воркуты. С данным приказом К. не согласна, поскольку в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ в приказе должно быть указано конкретное основание для привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Одно лишь указание на нарушение федерального закона о противодействии коррупции не корректно. Поскольку допущенные ею нарушения в приказе о наложении дисциплинарного взыскания не конкретизированы, истец просит отменить приказ от 24.063.2023 ...-ЛС о наложении на нее дисциплинарного взыскания в виде выговора.
В судебном заседании истец К. заявленное требование поддержала, приведя в обоснование доводы изложенные в иске.
Ответчик МУП «Оптика», надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечил, отзыв на иск не представил.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства, суд приходит к следующему.
В силу ст.21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.
Статьей 192 ТК РФ предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Порядок применения дисциплинарных взысканий регламентирован ст.193 ТК РФ, согласно которой до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в указанном Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Как указано в ч.2 ст. 10 Федерального от 25.12.2008 №273-ФЗ, под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч.1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В соответствии с ч. 1 - ч.4, ч.6 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» лицо, указанное в ч.1 ст. 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в ч.1 ст. 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в ч.1 ст. 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Непринятие лицом, указанным в ч.1 ст. 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта.
К. с 31.05.2019 работает в МУП «Оптика» главным бухгалтером, что подтверждается приказом от 31.05.2019 о приеме К. на работу в МУП «Оптика» на должность главного бухгалтера на период с 31.05.2019 по 22.07.2019, а также срочным трудовым договором от 31.05.2019, заключенным на период с 31.05.2019 на время нахождения основного работника в отпуске. Датой окончания срочного трудового договора определен последний рабочий день, предшествующий выходу на работу временно отсутствующего работника.
Приказом МУП «Оптика» от 22.07.2019 ...К срочный трудовой договор, заключенный с истцом, признан бессрочным. Также 22.07.2019 с истцом заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с которым срочный трудовой договор от 31.05.019, заключенный сторонами, признан заключенным на неопределенный срок с 23.07.2019.
Дополнительными соглашениями от 16.11.2020 ... и ... к трудовому договору от 31.05.2019 К. поручено наряду с работой, определенной трудовым договором, выполнять дополнительную работу по должности специалиста по закупкам, а также специалиста по кадрам.
Распоряжением администрации МО ГО «Воркута» от 07.10.2021 ...к К. назначена руководителем МУП «Оптика» с 07.10.2021 по совместительству на 0,5 штатных единиц.
В соответствии с распоряжением администрации МО ГО «Воркута» от <дата> ...к на К. возложено с 24.08.2022 исполнение обязанностей директора предприятия.
07.10.2021 сторонами заключен трудовой договор, на основании которого К. назначается на должность директора МУП «Оптика».
Разрешая вопрос о том, относится ли директор муниципального унитарного предприятия к числу работников, на которых распространяются требования соблюдения антикоррупционного законодательства, суд исходит из следующего.
Положениями п. 4 ч.3 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
В силу п. 2 ст. 2 указанного Закона в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.
На основании п. 1 ст. 21 данного Закона руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством. Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.2021 №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» законодательный орган субъекта Российской Федерации: осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В силу подп. 12 п.2 ст. 8 указанного Федерального закона законом субъекта Российской Федерации регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.
В соответствии с полномочиями, предоставленными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, принят Закон Республики Коми от 29.09.2008 ...-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Коми», в котором определены полномочия органов государственной власти Республики Коми по противодействию коррупции.
Положениями ст. 6 Закона Республики Коми от 29.09.2008 ...-РЗ установлено, что антикоррупционная программа представляет собой комплекс мероприятий антикоррупционной политики и обеспечивает согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Республике Коми.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит, в том числе осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального, городского округа (п.42 ч.1 ст. 16).
Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 17.09.2021 ... утверждена программа муниципального образования городского округа «Воркута» «Противодействие коррупции в муниципальном образовании городского округа «Воркута» (2021 - 2024 годы)», согласно которой предусмотрено совершенствование правовых и организационных основ, в том числе касающихся системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и организационных мер, направленных на противодействие коррупции в муниципальном образовании городского округа «Воркута», выявление и устранение коррупционных рисков.
К мероприятиям, утвержденным этим постановлением, отнесена разработка, утверждение и реализация планов противодействия коррупции в муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях, в том числе в МУП «Оптика» МО ГО «Воркута».
В рамках реализации указанных мероприятий приказом директора МУП «Оптика» от 07.10.2021 ...-О утверждено Положение о конфликте интересов в МУП «Оптика» (Приложение ... к приказу) и Положение о Комиссии по противодействию коррупции в МУП «Оптика» (Приложение ... к приказу).
Согласно п. 1.3 данного Положения, разработано и утверждено с целью предотвращения (урегулирования) конфликта интересов в деятельности работников предприятия, а также возможных негативных последствий конфликта интересов для предприятия.
Абзацем 1 п. 1.2 Положения установлено, что конфликтом интересов является ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника предприятия влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами, а также законными интересами предприятия, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации предприятия, работником которого он является.
(осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-то выгод (преимуществ) работником предприятия, и (или) состоящими в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами и т.д.), с которыми работник и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (абз. 2 п. 1.2 Положения).
Действие настоящего Положения распространяется на всех работников организации вне зависимости от уровня занимаемой должности (п. 1.6 Положения).
Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что при приеме на работу, изменении должностных обязанностей работника, назначении на новую должность или возникновении другой ситуации, информацию о потенциальном конфликте интересов работник обязан сообщить руководителю предприятия (работодателю).
В случае возникновения конфликта интересов работник предприятия обязан: сообщить руководителю о любом реальном или потенциальном конфликте интересов, как только о нем становится известно; принять меры по предотвращению (урегулированию) конфликта интересов по согласованию с руководителем предприятия (п. 3.2 Положения). Руководитель предприятия в течение трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно о конфликте интересов, обязан уведомить об этом комиссию по соблюдению требований к служебному поведению работников предприятия и урегулированию конфликта интересов (п. 3.3 Положения). Рассмотрение полученной информации проводится комиссией в составе: директора предприятия; заместителя директора предприятия; представителя коллектива (п.3.4 Положения).
В силу п.4.2 Положения раскрытие сведений о конфликте интересов осуществляется в письменном виде. Допускается первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде.
Поступившая информация должна быть тщательно проверено уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для предприятия рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов. Также предприятие может прийти к выводу, что ситуация, сведения о которой были представлены работником, не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования (п. 4.4 Положения).
Таким образом, вопреки доводам К. директор муниципального унитарного предприятия относится к числу работников, на которых распространяются требования соблюдения антикоррупционного законодательства, в частности требования Положения о конфликте интересов в МУП «Оптика», утвержденного приказом от 07.10.2021 ...-О.
При этом указанное Положение предусматривает обязанность работников, в том числе истца, принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Трудовым договором, заключенном 07.10.2021 с К., установлено, что руководитель учреждения является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляет текущее руководство его деятельностью (п.2.1). Руководитель учреждения имеет право: нанимать и увольнять работников учреждения (п. 2.3.6); издавать приказы и давать указания, обязательные для вех работников учреждения, применять к работникам учреждения меры дисциплинарного взыскания и поощрения в соответствии с законодательством РФ (п.2.3.7); определять в соответствии с законодательством РФ систему, форму и размер оплаты труда работников учреждения (п.2.3.10).
Поскольку К., замещая должность директора муниципального унитарного предприятия, являлась единоличным исполнительным органом муниципального унитарного предприятия, имела право нанимать и увольнять работников учреждения, поощрять работников и применять к ним меры дисциплинарного взыскания, при исполнении трудовых обязанностей она должна была принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
В рассматриваемом случае в период с 09.02.2023 по 06.03.2023 прокуратурой г.Воркуты проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в МУП «Оптика» МО ГО «Воркута».
В ходе проверки установлено, что К., являясь и.о. директора МУП «Оптика» с 07.10.2021, 04.05.2022 приняла на работу в МУП «Оптика» на должность инспектора по охране труда свою сестру З.
В соответствии с п.1.3 должностной инструкции инспектора по охране труда МУП «Оптика», утвержденной приказом от 04.05.2022, инспектор по охране труда подчиняется непосредственно руководителю организации. То есть руководитель предприятия имеет властные полномочия в отношении указанного работника в рамках исполнения трудовых обязанностей.
Кроме того, соглашаясь на исполнение обязанностей директора МУП «Оптика», К., будучи главным бухгалтером предприятия, не могла не знать, что на дату её назначения на эту должность на предприятии в качестве уборщика производственных помещений работает её родственница – племянница Б.
Таким образом, между директором муниципального унитарного предприятия МУП «Оптика» К. и её сестрой – З., замещающей должность инспектора по охране труда, а также племянницей – Б. – уборщиком производственных помещений этого же предприятия имелся конфликт интересов, поскольку указанные лица являются родственниками. Наличие родственных отношений между директором предприятия и инспектором по охране труда, а также уборщиком производственных помещений названного предприятия влияет на объективное исполнение ими своих должностных обязанностей и полномочий, ведет к наличию личной заинтересованности, выраженной в получении З. и Б. дохода в виде премиальных выплат, а также надбавок за интенсивность при исполнении должностных обязанностей.
О наличии конфликта интересов К. в установленном порядке комиссию по противодействию коррупции в МУП «Оптика» не уведомила. При этом в условиях неурегулированного конфликта интересов К. издавала приказы о премировании и установлении надбавки к должностному окладу за интенсивность З. и Б.
24.03.2023 директором МУП «Оптика» М. издан приказ ...-ЛС, согласно которому К. объявлен выговор за допущенные нарушения Федерального закона от 25.12.2018 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В качестве основания привлечения к дисциплинарной ответственности в приказе указано представление прокуратуры г.Воркуты от 06.03.2023 ... об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
С приказом истец ознакомлена 24.03.2023, о чем свидетельствует её подпись.
В судебном заседании истец не отрицала, что Б. и З. являются её близкими родственниками – племянницей и сестрой соответственно. Также истец не отрицала, что она регулярно на основании издаваемых ею в качестве директора предприятия приказов, назначала Б. и З. премии и устанавливала надбавки к должностному окладу за интенсивность. При этом истец сообщила, что не знала об обязанности подачи уведомления о наличии родственных отношений в Комиссию по противодействию коррупции в МУП «Оптика».
Однако довод истца о том, что ей не было известно о необходимости урегулирования конфликта интересов (возможного конфликта интересов) в связи с назначением её и.о. директора МУП «Оптика» и наличии в этом же предприятии работников – её родственников, не может быть принят во внимание, поскольку приказом от 07.10.2021 ...-О, подписанным самой К. в качестве директора МУП «Оптика», утверждено приведенное выше Положение о конфликте интересов в МУП «Оптика», а также о Комиссии по противодействию коррупции в МУП «Оптика».
В то же время, разрешая довод истца о неуказании ответчиком в оспариваемом приказе конкретного основания для привлечения её к дисциплинарной ответственности, суд считает его заслуживающим внимания.
Как уже отмечалось, в приказе от 24.03.2023 ...-ЛС указано на объявление выговора К. за допущенные нарушения Федерального закона от 25.12.2018 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». При этом основанием привлечения к дисциплинарной ответственности в оспариваемом приказе указано представление прокуратуры <адрес> от 06.03.2023 ... об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
То есть в приказе действительно отсутствуют сведения о конкретных нарушениях истца.
Сама по себе ссылка работодателя на представление прокурора, пусть даже и выявившего нарушения истцом действующего законодательства о противодействии коррупции, не может рассматриваться как основание для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
В судебном заседании истец сообщила, что не помнит ознакомили ли её с представлением прокурора или нет.
Ответчиком такая информация также не представлена.
Однако по смыслу приведенных выше положений ст.ст. 192, 193 ТК РФ любое дисциплинарное взыскание объявляется в приказе (распоряжении) работодателя. В приказе (распоряжении) работодателя должен быть описан конкретный дисциплинарный проступок, за совершение которого работник подвергается взысканию, мотивы его применения. То есть законом императивно предусмотрено, что в приказе о привлечения лица к дисциплинарной ответственности должны быть указаны конкретные факты, позволяющие определить дисциплинарный проступок, его объективную и субъективную сторону, время и место его совершения.
Суд как орган по разрешению трудовых споров не должен и не вправе подменять собой работодателя и устанавливать в ходе судебного разбирательства, какой именно проступок и когда совершенный послужил основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, а может только проверить законность такого привлечения.
Составление приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности без описания дисциплинарного проступка, времени и места его совершения нарушает право работника знать, за какой дисциплинарный проступок на него наложено дисциплинарное взыскание, кроме того, нарушает общие принципы дисциплинарной ответственности, такие как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
Также в судебном заседании истец сообщила, что до издания приказа о привлечении её к дисциплинарной ответственности объяснение у неё не отбиралось. Её пригласила к себе в кабинет директор МУП «Оптика» М. и предложила подписать уже готовый приказ.
Временно исполняющий обязанности директора МУП «Оптика» П. на запрос суда подтвердил указанную информацию. В письме от 18.07.2023 ... названный представитель ответчика сообщил, что истцу не предлагалось представить объяснение по факту выявленных нарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 193 ТК РФ работодатель должен затребовать от работника до применения дисциплинарного взыскания письменное объяснение. Оно необходимо для того, чтобы выяснить все имевшие место обстоятельства совершенного работником дисциплинарного проступка, установить степень вины работника.
В рассматриваемом случае письменное объяснение не истребовано, соответственно, примененное к работнику дисциплинарное взыскание нельзя считать правомерным.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, приказ директора МУП «Оптика» от 24.03.2023 ...-ЛС о наложении на истца дисциплинарного взыскания в виде выговора не может быть признан законным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования К. к муниципальному унитарному предприятию «Оптика» муниципального образования городского округа «Воркута» об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ директора муниципального унитарного предприятия «Оптика» муниципального образования городского округа «Воркута» от 24 марта 2023 года ...-ЛС о наложении на К. дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 21.07.2023.
Судья У.Н. Боричева