Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-95/2024 ~ М-66/2024 от 28.03.2024

    Дело № 2-95/2024

    (УИД) 58RS0034-01-2024-000121-07

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    р.п. Шемышейка     Пензенской области                              25.04.2024

    Шемышейский районный суд Пензенской области в составе:

    председательствующего судьи Бибичева А.В.,

    при секретаре Качкуркиной Е.А.,

    с участием помощника прокурора Шемышейского района Пензенской области Присяжной Т.В.,

    представителя ответчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шемышейская участковая больница» Вербицкой Г.В., действующей на основании доверенности,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шемышейского района Пензенской области в интересах Запяткина В. И. к Министерству здравоохранения Пензенской области о понуждении обеспечить лекарственными препаратами в соответствии с имеющейся потребностью, ГБУЗ «Шемышейская участковая больница» о понуждении производить своевременную выписку лекарственных препаратов в соответствии с имеющейся потребностью,

    установил:

    28.03.2024 прокурор Шемышейского района Пензенской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Запяткина В. И. к Министерству здравоохранения Пензенской области (далее – Министерство) о понуждении обеспечить лекарственными препаратами в соответствии с имеющейся потребностью, ГБУЗ «Шемышейская участковая больница» (далее – ГБУЗ «Шемышейская УБ») о понуждении производить своевременную выписку лекарственных препаратов в соответствии с имеющейся потребностью. В обоснование иска указано, что прокуратурой Шемышейского района Пензенской области была проведена проверка исполнения ГБУЗ «Шемышейская УБ» законодательства об охране здоровья граждан, в том числе, при обеспечении бесплатными медицинскими изделиями, в ходе которой установлено, что Запяткин В.И. является инвалидом <данные изъяты>, состоит на учете в ГБУЗ «Шемышейская УБ» с диагнозом «<данные изъяты>», которому рекомендовано принимать «Кардиомагнил» и «Спиронолактон», включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р. Вопреки установленным требованиям законодательства Запяткин В.И. с декабря 2023 года по настоящее время лекарственные препараты не выдаются, что нарушает право Запяткина В.И. на охрану здоровья, гарантированное Конституцией Российской Федерации. В этой связи главному врачу ГБУЗ «Шемышейская УБ» 05.02.2024 внесено представление, в результате рассмотрения которого нарушения не устранены. Просит обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Запяткин В.И. лекарственными препаратами «Кардиомагнил» и «Спиронолактон» в соответствии с имеющейся потребностью, обязать ГБУЗ «Шемышейская УБ» производить своевременную выписку Запяткину В.И. лекарственных препаратов «Кардиомагнил» и «Спиронолактон» в соответствии с имеющейся потребностью.

    Помощник прокурора Шемышейского района Пензенской области Присяжная Т.В. исковые требования в судебном заседании поддержала по изложенным в заявлении основаниям, просила их удовлетворить.

    Истец Запяткин В.И., извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. В заявлении, адресованном в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает, просит их удовлетворить.

    Представитель ответчика ГБУЗ «Шемышейская УБ» Вербицкая Г.В., в судебном заседании пояснила, что Запяткину В.И. рецепты на препараты, указанные в исковом заявлении, не выписываются и препараты в соответствии с имеющейся потребностью не выдаются.

    Представители ответчика Министерства здравоохранения Пензенской области, третьего лица Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей, об отложении рассмотрения дела, письменных возражений на иск суду не представили.

    Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица.

    Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора Шемышейского района Пензенской области Присяжную Т.В., представителя ответчика ГБУЗ «Шемышейская УБ» Вербицкую Г.В., суд приходит к следующему.

    Согласно ч.    1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

    Нормами ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) предусмотрено, что охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

    Согласно ст. 10 Закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются применением порядков оказания медицинской помощи, клинический рекомендаций и стандартов медицинской помощи (п. 4), предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п. 5).

    К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона        № 323-ФЗ относится в том числе: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (п. 3); организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 5); организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 12 настоящей части (п. 7); установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (п. 14).

    В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ к числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

    Согласно п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона № 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) определено, что инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999          № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ) инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

    В силу пп. 1 п. 1 ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

    Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в соответствии с которым за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (п. 12), при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее – медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Закона № 323-ФЗ (п. 14).

    Согласно ст. 13 Закона № 181-ФЗ оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

    В соответствии с ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

    В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения входят препараты «Кардиомагнил» и «Спиронолактон».

    В Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» включены пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах, а также работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными.

    Постановлением Правительства Пензенской области от 31.01.2013      № 30-пП утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Пензенской области, в соответствии с п. 1.1 которого Министерство здравоохранения Пензенской области является исполнительным органом Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области.

    Министерство в рамках своей компетенции осуществляет полномочия в сфере охраны здоровья, в том числе организует безвозмездное обеспечение лекарственными препаратами с пунктами 5, 5.1 и 12 части 1 статьи 16 Закона № 323-ФЗ (2.1.12.9); организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (2.1.12.24).

    Исходя из изложенного Министерство здравоохранения Пензенской области является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение населения лекарственными препаратами.

    Постановлением Правительства Пензенской области от 29.12.2023      № 1211-пП утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

    В Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению Пензенской области в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой со свободных цен включены препараты «Кардиомагнил» и «Спиронолактон».

    Материалами дела подтверждено, что Запяткин В.И. является инвалидом <данные изъяты>, состоит на учете в ГБУЗ «Шемышейская УБ» с диагнозом «<данные изъяты>».

    Как следует из выписок из истории болезни от 15.12.2022 и 25.12.2023 Запяткин В.И. проходил лечение с диагнозом «<данные изъяты>». В связи с этим истцу рекомендовано применение лекарственных препаратов «Кардиомагнил» 75мг и «Спиронолактон» 50мг.

    05.02.2024 в адрес главного врача ГБУЗ «Шемышейская УБ» прокуратурой района было внесено представление об устранении нарушений закона, в числе которых было указано и на ненадлежащее обеспечение необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами Запяткина В.И. с декабря 2023 года.

    29.02.2024 Запяткин В.И. обратился в прокуратуру Шемышейского района Пензенской области с заявлением, содержащим просьбу обратиться в суд в его интересах об обеспечении его лекарственными препаратами, поскольку они ему не выдаются.

    Согласно сообщению от 26.03.2024 представление прокурора Шемышейского района Пензенской области от 05.02.2024 ГБУЗ «Шемышейская УБ» рассмотрено, пациентам, получавшим лекарственные препараты не в полном объеме, препараты заказаны и данные пациенты будут ими обеспечены в апреле 2024 года.

    Каких-либо доводов, а равно доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, свидетельствующих о том, что Министерством здравоохранения Пензенской области было своевременно и в полном объеме организовано обеспечение истца вышеуказанными лекарственными препаратами, и ГБУЗ «Шемышейская УБ» выписаны рецепты, в материалах дела не представлено.

    Невыполнение ГБУЗ «Шемышейская УБ» возложенных на него обязанностей своевременной выписки рецептов и Министерством здравоохранения Пензенской области обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь, в связи с чем, исковые требования прокурора Шемышейского района Пензенской области в интересах Запяткина В.И. подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

    решил:

    исковые требования прокурора Шемышейского района Пензенской области в интересах Запяткина В. И. удовлетворить.

    Обязать Министерство здравоохранения Пензенской области (ИНН 5836012921) организовать обеспечение Запяткина В. И., ДД.ММ.ГГГГ.р., лекарственными препаратами «Кардиомагнил» и «Спиронолактон» в соответствии с имеющейся потребностью.

    Обязать ГБУЗ «Шемышейская участковая больница» (ИНН 5833000149) производить своевременную выписку Запяткину В. И., ДД.ММ.ГГГГ.р., лекарственных препаратов «Кардиомагнил» и «Спиронолактон» в соответствии с имеющейся потребностью.

    Решение может быть обжаловано сторонами, иными участвующими в деле лицами, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения, с подачей жалобы через Шемышейский районный суд.

    Судья                                                                   А.В. Бибичев

2-95/2024 ~ М-66/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шемышейского района Пензенской области
Запяткин Виктор Иванович
Ответчики
ГБУЗ "Шемышейская УБ"
Министерство здравоохранения Пензенской области
Другие
Министерство финансов Пензенской области
Суд
Шемышейский районный суд Пензенской области
Судья
Бибичев Александр Викторович
Дело на странице суда
shemisheisky--pnz.sudrf.ru
28.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2024Передача материалов судье
01.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее