Дело №2-61/2023 (2-1996/2022)
УИД 43RS0017-01-2022-003031-87
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 24 января 2023 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Аксеновой Е.Г.,
при секретаре Мурашкиной А.В.,
с участием помощника прокурора ФИО2, представителя ответчика МКУ «ДЭС» <адрес> – по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 61/2023 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКУ «Дорожно-эксплуатационная служба» <адрес> о возложении обязанности,
установил:
Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Дорожно-эксплуатационная служба» <адрес> (далее – МКУ «ДЭС») о возложении обязанности.
Протокольным определением от 13.12.2022г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация МО «<адрес>» <адрес>.
В обосновании иска указано, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой были выявлены нарушения в деятельности МКУ «ДЭС». Постановлением Администрации МО «<адрес>» от <дата>. *** улично-дорожная сеть <адрес> закреплена на праве оперативного управления за МКУ «ДЭС» <адрес>. По результатам обследования, проведенного совместно с ОГИБДД МО МВД России «Кирово-Чепецкий», в деятельности МКУ «ДЭС» <адрес> установлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, в адрес руководителя МКУ «ДЭС» <адрес> <дата>. внесено представление об устранении нарушений законодательства о дорогах и дорожной деятельности. Нарушения законодательства до настоящего времени в полном объеме не устранены, в то время как выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним воспитанникам образовательных учреждений.
Уточнив исковые требования, просит суд возложить на МКУ «ДЭС» <адрес> обязанность установить удерживающие боковые ограждения для автомобилей на мостовых сооружениях на 2км. автомобильной дороги «<адрес>; установить удерживающие боковые ограждения для автомобилей на мостовом сооружении на автомобильной дороге «<адрес> установить искусственную неровность до наземного нерегулируемого пешеходного перехода у детского и юношеского учебно-воспитательного учреждения напротив <адрес>; установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на регулируемом наземном пешеходном переходе, расположенном на участке дороги от <адрес> в сторону <адрес>, проходящей вдоль детского учреждения напротив <адрес>; установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном на участке дороги, проходящей вдоль детского учреждения напротив <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, добавила, что не возражает против установления ответчику разумного срока исполнения решения суда.
Представитель ответчика МКУ «ДЭС» <адрес> по доверенности ФИО3 с уточненными исковыми требованиями согласен, просил предоставить срок для исполнения решения суда по исполнению вышеуказанных требований до 31.12.2024г., поскольку сметы на 2023 год уже внесены, никаких дополнительных средств ответчику не будет выделено. Пояснил, что для устранения нарушений необходимо время для составления проектно-сметной документации, поиск подрядчика, а также просил учесть сезонность работ.
Представитель третьего лица – Администрации МО «<адрес>» в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором указал, что расходы на устранение требований прокурора в 2023 году не запланированы, с учетом того, что требования могут быть исполнены в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» и муниципальных программ просил предоставить отсрочку МКУ «ДЭС» для приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства о дорогах и дорожной деятельности путем возложения обязанности на МКУ «ДЭС» в срок до 31.12.2025г.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив представленные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 1, 3 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью;
защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ). При этом, согласно п. 6 ст. 3 ФЗ № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального округа или городского округа (ч.4 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ).
В соответствии с ч. 9 ст.6 Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
С 01.04.2020 Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст введен в действие ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В соответствии с п. 8.1.2 ГОСТ Р 52289-2019 дорожные удерживающие боковые ограждения для автомобилей (далее - ограждения) устанавливают: на обочинах автомобильных дорог; на газоне, полосе между тротуаром и бровкой земляного полотна, тротуаре городской дороги или улицы; с обеих сторон проезжей части мостового сооружения; на разделительной полосе автомобильной дороги, городской дороги или улицы, мостового сооружения.
Согласно п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильные или сетчатые на разделительных полосах шириной не менее 1м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок маршрутных транспортных средств с пешеходными переходами в разных уровнях с проезжей частью в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей.
В силу п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений;
Пунктом п.6.2 «ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов, у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
Судом установлено, что постановлением администрации МО «<адрес>» <адрес> от <дата> *** утверждён перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в муниципальной собственности МО «<адрес>» <адрес>.
На основании постановления Администрации МО «<адрес>» от <дата>. *** улично-дорожная сеть <адрес> закреплена на праве оперативного управления за ответчиком – МКУ «ДЭС» <адрес>.
<дата>. между Администрацией МО «<адрес>» и МБУ «ДЭС» <адрес> был заключен договор ***, а <дата>. дополнительное соглашение к договору *** о закреплении муниципального имущества (том числе, автомобильных дорог, указанных в иске) за МБУ «ДЭС» <адрес> на праве оперативного управления, что также подтверждается актами приема-передачи имущества.
Кирово-Чепецкой городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой были выявлены нарушения в деятельности МКУ «ДЭС». По результатам обследования, проведенного совместно с ОГИБДД МО МВД России «Кирово-Чепецкий», в деятельности МКУ «ДЭС» <адрес> выявлены нарушения ст.3, ст.13 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункты 8.1.2, 8.1.29, 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, п.6.2 «ГОСТ Р 52605-2006 и п. 6.4.1 ГОСТ Р 50597-2017.
По изложенным нарушениям в адрес руководителя МКУ «ДЭС» <адрес> <дата> внесено представление об устранении нарушений законодательства о дорогах и дорожной деятельности. Часть работ выполнена.
<дата> сотрудниками отделения ГИБДД вновь была проведена проверка, по результатам которой выявлены следующие недостатки:
на 2км. автодороги от <адрес> на мостовых сооружениях отсутствуют удерживающие боковые ограждения для автомобилей, в нарушение п. 8.1.2 ГОСТ Р52289-2019;
на автодороге от <адрес> на мостовом сооружении отсутствуют удерживающие боковые ограждения для автомобилей в нарушение п. 8.1.2 ГОСТ Р52289-2019;
напротив <адрес> на нерегулируемом обозначенном пешеходном переходе отсутствует искусственная неровность до наземного нерегулируемого пешеходного перехода у детского и юношеского учебно-воспитательного учреждения в нарушение п.6.2 ГОСТ Р 52605-2006;
напротив <адрес> на регулируемом обозначенном пешеходном переходе отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на регулируемом наземном пешеходном переходе, расположенном на участке дороги, проходящей вдоль детского учреждения, в нарушение п. 8.1.29 ГОСТ Р52289-2019 (по направлению от <адрес> в сторону <адрес>);
напротив <адрес> на нерегулируемом обозначенном пешеходном переходе отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на нерегулируемом наземном пешеходном переходе, расположенном на участке дороги, проходящей вдоль детского учреждения, в нарушение п. 8.1.29 ГОСТ Р52289-2019;
напротив <адрес> отсутствует светофор Т.7 на нерегулируемом наземном пешеходном переходе, расположенном на участке дороги, проходящей вдоль детского учреждения, в нарушение п. 7.3.8 ГОСТ Р52289-2019 (по данному требованию вступившим в законную силу определением Кирово-Чепецкого районного суда от <дата> *** МКУ «ДЭС» <адрес> предоставлена отсрочка исполнения до 31.12.2026).
По ранее выявленным недостаткам выполнено следующее: светофорный объект, расположенный напротив <адрес> на регулируемом обозначенном пешеходном переходе, работает в установленном режиме. Нарушений требований п. 6.4.1 ГОСТ Р 50597-2017 не выявлено; напротив <адрес> установлен светофор Т.7 на нерегулируемом наземном пешеходном переходе, расположенном на участке дороги, проходящей вдоль детского учреждения, нарушений требований п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 не выявлено.
Таким образом, нарушения законодательства до настоящего времени в полном объеме не устранены, в то время как выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним воспитанникам образовательных учреждений.
Стороной ответчика заявлено об установлении срока для исполнения решения суда по выполнению вышеуказанных требований до 31.12.2024г. в связи с отсутствием финансирования (бюджетных ассигнований) на устранение нарушений, являющихся предметом спора, сезонностью выполнения работ, а также с целью разумности и достаточности срока исполнения решения суда.
Учитывая, что МКУ «ДЭС» <адрес> на дату рассмотрения дела нарушения в полном объеме не устранены, требование прокурора не выполнено, что стороной ответчика в судебном заседании не оспаривалось, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, суд считает, предоставить ответчику срок для исполнения решения суда до 31.12.2024г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░ «░░░» <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» <░░░░░>:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░>»;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░>»;
-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2024░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.01.2023.