УИД 04RS0007-01-2022-006083-02
12-705/2022
РЕШЕНИЕ
26 октября 2022 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Дабаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства социальной защиты населения РБ на постановление заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по РБ от 22.09.2022 о привлечении к административной ответственности по ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Дугаровой А.Ц. от 22.09.2022 Министерство социальной защиты населения РБ (далее по тексту - Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Министерство обратилось с жалобой в суд, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27.04.2022 удовлетворены исковые требования Шангиной А.П. о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. 08.06.2022 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № .... В адрес судебного пристава Министерство направило информацию о невозможности исполнения решения в установленные судебным приставом сроки в силу объективных обстоятельств, в связи с формированием специализированного фонда. В силу приведенных положений должник не имеет возможности исполнить решение суда в установленные сроки при отсутствии вины.
В судебное заседание представитель Министерства Жанчипова Е.А. не явилась, извещена надлежащим образом.
Должностное лицо заместитель начальника Отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Дугарова А.Ц. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав заявителя, приходит к следующему.
Ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Таким образом, ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27.04.2022 на Министерство возложена обязанность предоставить Шангиной А.П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
08.06.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП по РБ возбуждено исполнительное производство № ...
Как следует из постановления от 22.09.2022 о привлечении к административной ответственности, Министерство не выполнило без уважительных причин законное требование судебного пристава-исполнителя от 13.07.2022 об исполнении решения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27.04.2022 о предоставлении Шангиной А.П. жилого помещения в течение 30 дней со дня поступления требования, в связи с чем, привлечено к административной ответственности по ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ.
Однако, по мнению суда, в действиях Министерства отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. Доводы постановления о доказанности вины последнего в совершении административного правонарушения, выразившегося в неисполнении исполнительного документа, не могут быть признаны обоснованными, по следующим основаниям.
Ст. 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Суд полагает, что данном случае, правовое значение для установления виновности Министерства в совершении вмененного правонарушения является выяснение вопроса о выделении из бюджета субъекта денежных средств для приобретения указанному лицу благоустроенного жилого помещения.
В силу ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам
Согласно положениям ст. 6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» (далее по тексту - Закон Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
Также ст. 9 Закона Республики Бурятия 11.10.2012 № 2897-IV, гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные настоящим Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета.
Согласно Закону Республики Бурятия от 14.12.2019 № 678-VI «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Народным Хуралом РБ 05.11.2019) исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия, а именно на Министерство социальной защиты населения РБ (ст. 11 данного закона).
Ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Согласно п. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
П. 2 ст. 83 БК РФ предусмотрено, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает рядом бюджетных полномочий, в том числе по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
Министерство самостоятельно не распоряжается денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете.
В Республике Бурятия формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем приобретение жилых помещений на первичном и вторичном рынках недвижимости в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно постановлению Правительства РБ от 14.04.2009 № 131, Минстрой РБ осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе, функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительств социально-культурного, бытового, жилищного, включая жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилищно-коммунального назначения, по приобретению жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 № 88 «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия» постановлено, что Министерство организует: формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениям: по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Процедура формирования специализированного жилищного фонда определена «Дорожной картой», утвержденной распоряжением Правительства Республики Бурятия от 19.08.2020 № 480-р, и включает в себя объявление торгов по приобретению жилых помещений, проведение межведомственной комиссии по оценке жилых помещений, регистрация права собственности и оперативного управления.
24.12.2021 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Правительством Республики Бурятия заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений № 069-09-2022-309, согласно которому общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Бурятия на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2022 году 325 452 400 руб.
В декабре 2021 года Министерством подготовлена и направлена бюджетная заявка на февральскую сессию Народного Хурала РБ о выделении дополнительных средств на социальную выплату (сертификат) в сумме 181 127 200 руб.
03.03.2022 принят Закон РБ «О внесении изменений в Закон РБ «О республиканском бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» дополнительно выделено 48 765 млн. руб. на 21 сертификат. В 2022 году из бюджета РБ на эти цели планируется 101,3 млн. руб.
13.01.2022, 18.02.2022, 25.03.2022, 14.04.2022, 23.05.2022, 30.06.2022, 15.07.2022, 26.08.2022 Министерством в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия направлена информация в потребности в жилых помещениях в размере муниципальных районов и городских округов, приобретаемых на средства федеральной субсидии, также ввиду наличия судебных решений о предоставлении жилых помещений в г. Улан-Удэ на средства, выделенные из республиканского бюджета, о необходимости приобретения жилых помещений в г. Улан-Удэ.
Правительством Республики Бурятия 28.09.2021 утверждена программа ликвидации задолженности по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями, образовавшейся на 01.01.2020 сроки реализации программы 2021-2038 годы.
14.02.2022 по итогам совещания под председательством Главы Республики Бурятия об итогах формирования специализированного жилищного фонда для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Бурятия в 2021 и задачи на 2022 г., принято решение о поручении: 1) Минстрою Бурятии и МСЗН Бурятии подготовить письмо в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о сложившейся сложной ситуации по формированию специализированного жилищного фонда для лиц ю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Бурятия в 2021 разработать дорожную карту по работе с застройщиками по формированию специализированного жилищного фонда для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди Республике Бурятия на 2022 г. и резервированию жилых помещений на 2023 г. за счет средств федеральной Субсидии, в т.ч. определить для застройщиков потребность на 2023-2024 гг., 3) подготовить Соглашение (Договор) о намерения: с застройщиками по обозначению перспектив на -2023-2024 гг.
Таким образом, принимая во внимание, что финансирование должника осуществляется за счет средств бюджета республики, а исполнение решений суда возможно на основании государственных контрактов на приобретение (строительство) жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, исполнение в течение установленного пятидневного срока решений суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории республики специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда по рассматриваемым исполнительным производствам невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Суд также учитывает, что в отношении Министерства вынесено значительное количество постановлений о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в размере 30 000 руб. по каждому, что представляет собой серьезную нагрузку на бюджет. Направление бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств области, создает угрозу сбалансированности бюджета.
При этом Министерство предприняло зависящие от него необходимые меры в установленном законом порядке для исполнения решений суда о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда. Обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены исключительно действиями Министерства.
Следовательно, имеются основания для признания того обстоятельства, что должник действовал добросовестно, соблюдая ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенных на него судебными решениями обязанностей.
Как усматривается из материалов дела, на момент установления судебным приставом-исполнителем срока для исполнения указанного требования данных о наличии в распоряжении должника соответствующего указанному в исполнительном документе свободного от прав иных лиц жилого помещения, поступлении должнику субвенций из бюджета РБ на приобретение такого помещения у судебного пристава-исполнителя не было. Доказательств обратного, материалы дела об административном правонарушении, возбужденного судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства, не содержат. При этом, самостоятельно (с учетом не установления срока исполнения требования решением суда, на основании которого был выдан исполнительный документ) установив 30-дневный со дня получения требования срок исполнения, судебный пристав-исполнитель никаких суждений в обоснование такого срока не привел.
Таким образом, материалы дела не содержат бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок, то есть совершение Министерством предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ административного правонарушения.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При этом бремя доказывания наличия безусловных оснований к принятию решения о применении мер административной ответственности возлагается на должностных лиц уполномоченных государственных органов.
Довод о том, что возложенная на Министерство обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не ставится в зависимость от отсутствия достаточных финансовых средств или иных условий, нельзя принять во внимание, поскольку это обстоятельство имеет значение при разрешении материально-правового спора.
Для привлечения к административной ответственности требуется установить виновное поведение лица, а в данном случае факта намеренного уклонения должника от исполнения решения суда не установлено.
С учетом приведенных обстоятельств, а также в отсутствие доказательств виновности Министерства в совершении административного правонарушения, суд приходит к выводу о том, что Министерством были предприняты все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, а также о наличии объективных препятствий в исполнении решения суда в отношении Шангиной А.П. В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Министерства состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ от 22.09.2022 Дугаровой А.Ц. о привлечении Министерства социальной защиты населения РБ к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья С.Л. Доржиева
Решение в окончательной форме изготовлено 28.10.2022
Российская ФедерацияЖелезнодорожныйрайонный суд г. Улан-Удэул. Ботаническая, д. 3 «Б»г. Улан-Удэ, 670045тел./факс 8(3012)46-62-95e-mail: zheleznodorozhniy.bur@sudrf.ru31.10.2022 № 12-705/2022На № _________ от_____________ | Министерству социальной защиты населения Республики БурятияГ. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 10 ОСП по ВАП по г. Улан-УдэГ. Улан-Удэ, ул. Бау Ямпилова, д. 14 |
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ направляет в Ваш адрес копию решения суда от 26.10.2022 по административному делу по жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на постановление от 22.09.2022 г. ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.15 ч.1 КоАП РФ в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия для сведения.
Приложение: копия решения по административному делу № 12-705/2022 на 7 л.
Судья Железнодорожногорайонного суда г. Улан-Удэ | С.Л. Доржиева |
Е.В. Дабаева
26-73-87
Российская ФедерацияЖелезнодорожныйрайонный суд г. Улан-Удэул. Ботаническая, д. 3 «Б»г. Улан-Удэ, 670045тел./факс 8(3012)46-62-95e-mail: zheleznodorozhniy.bur@sudrf.ru31.10.2022 № 12-705/2022На № _________ от_____________ | Министерству социальной защиты населения Республики БурятияГ. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 10 ОСП по ВАП по г. Улан-УдэГ. Улан-Удэ, ул. Бау Ямпилова, д. 14 |
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ направляет в Ваш адрес копию решения суда от 26.10.2022 по административному делу по жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на постановление от 22.09.2022 г. ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.15 ч.1 КоАП РФ в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия для сведения.
Приложение: копия решения по административному делу № 12-705/2022 на 7 л.
Судья Железнодорожногорайонного суда г. Улан-Удэ | С.Л. Доржиева |
Е.В. Дабаева
26-73-87
Российская ФедерацияЖелезнодорожныйрайонный суд г. Улан-Удэул. Ботаническая, д. 3 «Б»г. Улан-Удэ, 670045тел./факс 8(3012)46-62-95e-mail: zheleznodorozhniy.bur@sudrf.ru31.10.2022 № 12-705/2022На № _________ от_____________ | Министерству социальной защиты населения Республики БурятияГ. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 10 ОСП по ВАП по г. Улан-УдэГ. Улан-Удэ, ул. Бау Ямпилова, д. 14 |
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ направляет в Ваш адрес копию решения суда от 26.10.2022 по административному делу по жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на постановление от 22.09.2022 г. ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.15 ч.1 КоАП РФ в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия для сведения.
Приложение: копия решения по административному делу № 12-705/2022 на 7 л.
Судья Железнодорожногорайонного суда г. Улан-Удэ | С.Л. Доржиева |
Е.В. Дабаева
26-73-87