К делу №
УИД №RS0№-25
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ФИО5
<адрес> 03 октября 2023 года
Геленджикский городской суд <адрес>
в составе
председательствующего ФИО6.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, третьи лица: ФИО1, ФИО2, о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик (далее – администрация) обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> (далее – Управление Росреестра) о снятии земельного участка с кадастрового учета.
В обоснование требований указала, что согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № № за муниципальным образованием город-курорт Геленджик зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». В администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик обратились ФИО1 и ФИО2 по вопросу распределения земельного участка с кадастровым №, находящегося в собственности данных лиц, с земельным участком с кадастровым №, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Геленджик. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № № Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сообщено, что земельный участок с кадастровым № не является преобразуемым, в связи с чем, не подлежит снятию с государственного кадастрового учета.
Ввиду отсутствия у Администрации иной возможности по снятию земельного участка с кадастрового учета, просит снять земельный участок с кадастровым номером 23:40:0604003:251 с государственного кадастрового учета.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом.
3-е лица – ФИО2 и ФИО1 в судебное заседание не явились и суд в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № № за муниципальным образованием город-курорт Геленджик зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». В администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик обратились ФИО1 и ФИО2 по вопросу распределения земельного участка с кадастровым №, находящегося в собственности данных лиц, с земельным участком с кадастровым №, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Геленджик. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № № Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сообщено, что земельный участок с кадастровым № не является преобразуемым, в связи с чем, не подлежит снятию с государственного кадастрового учета.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон N 218-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в силу статьи 3 Закона N 218-ФЗ осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
На основании части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим законом порядке.
Согласно пункту 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016г, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать в административном порядке регистрирующим органом: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № имеет статус "актуальный", не является преобразуемым.
Таким образом, отсутствуют предусмотренные Законом N 218-ФЗ основания для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка в административном порядке регистрирующим органом.
Вместе с тем, Администрация обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями не в порядке административной процедуры, а в порядке судебной защиты своих нарушенных прав, гарантированной статьей 46 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.04.2003г. N 6-П указал, что Гражданский кодекс не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.
Позиция истца по делу сводится к тому, что наличие сведений о спорном земельном участке в государственном кадастре недвижимости нарушает права и законные интересы Администрации, а иных способов защиты нарушенного права (помимо обращения в суд) орган местного самоуправления не имеет.
При таких условиях, суд полагает обоснованной позицию истца о том, что отсутствие оснований, предусмотренных в Законе N 218-ФЗ, для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота на судебную защиту.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в силу пункта 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты.
При вышеизложенных обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>:
для снятия земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>;
для погашения в Едином государственном реестре недвижимости регистрационной записи от ДД.ММ.ГГГГ № о праве собственности муниципального образования город-курорт Геленджик на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья