Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1685/2023 ~ М-1071/2023 от 12.05.2023

Дело № 2-1685/2023

24RS0024-01-2023-001416-08

Заочное Решение

Именем Российской Федерации

17 августа 2023 года                                                           г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Крашкауцкой М.В.,

при секретаре Лобановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Лесная охрана» к Анискину И. А. об обязании произвести очистку мест рубок от порубочных остатков,

Установил:

Истец КГКУ «Лесная охрана» обратился в суд с иском к Анискину И.А. об обязании произвести очистку мест рубок от порубочных остатков, мотивировав свои требования тем, что между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Дзержинское лесничество» и Анискиным И.А. заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 06.03.2020 № 131, согласно которому КГБУ «Дзержинское лесничество» передало Анискину И.А. в собственность лесные насаждения общей площадью 0,4 га в объеме 70,00 куб.м. для заготовки древесины в целях строительства хозяйственных построек на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории края, отопления жилого дома, жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенных на территории края, ремонта жилого дома, расположенного на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории края, жилого помещения в деревянном многоквартирном доме, расположенном на территории края, расположенные: Красноярский край, Дзержинское лесничество, Орловское участковое лесничество СПК «Красный маяк», квартал № 96, выдел № 22, лесосека № 1, делянка № 6. Заготовка и вывозка древесины производилась в период срока действия договора с 06.03.2020 по 05.03.2021. Лесничим Улюкольского участкового лесничества 06.07.2021 произведен осмотр мест заготовки древесины, в ходе, которого выявлен факт нарушения требований лесного законодательства, а именно: размещение в лесах отходов производства и потребления, выраженное в загрязнении или захламлении (неудовлетворительная очистка мест рубок в границах лесного участка) на площади 0,07 га. Анискин И.А. надлежащим образом уведомлен о дате и месте проведения проверки мест заготовки древесины – 21.06.2020. По окончании осмотра лесного участка составлен акт осмотра лесосеки от 06.07.2021 № 160, акт натурного осмотра лесного участка от 06.07.2021, сообщение о результатах осмотра лесосеки от 06.07.2021, схема (абрис), в которых зафиксирован факт нарушения требований лесного законодательства. В результате нарушения требований лесного законодательства причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 3 331 рубль 08 копеек. В отношении Анискина И.А. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 13.04.2022 № 31-22 в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Истец полагает, что допущенный факт захламления лесного участка свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, следовательно, о причинении вреда объекту природной среды, в связи с чем просит суд обязать ответчика в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести очистку мест рубок на площади 0,07 га в лесном участке, расположенном по адресу: Красноярский край, Дзержинское лесничество, Орловское участковое лесничество СПК «Красный маяк», квартал № 96, выдел № 22, лесосека № 1, делянка № 6.

Определением Канского городского суда Красноярского края от 17.05.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены Министерство лесного хозяйства Красноярского края и КГБУ «Дзержинское лесничество».

В судебное заседание представитель истца КГКУ «Лесная охрана» не явился, о дате и времени его проведения был извещен надлежащим образом, в исковом заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Ответчик Анискин И.А. в судебном заседании участия не принимал, будучи извещенным о времени и месте его проведения надлежащим образом.

Представители третьих лиц на стороне истца Министерства лесного хозяйства Красноярского края, КГБУ «Дзержинское лесничество» в судебное заседание также не явились, о дате и времени его проведения были извещены надлежащим образом. От представителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими процессуальными правами.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Суд, таким образом, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке заочного производства, с учетом мнения представителя истца, отраженного в исковом заявлении, и, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 ГК РФ называет договоры и сделки. В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Земельный кодекс РФ в пункте 1 статьи 1 определяет землю как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основу осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулировать законодательством РФ.

В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Принципы лесного законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах, в числе которых сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека и др. (ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Частью 3 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Согласно статьям 51 и 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, что включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах.

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 и устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2017 №417).

В силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.06.2017 № 417 запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Согласно п. 16 и п. 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2017 № 417 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

а)    весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б)    укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;

в)    завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к отходам относятся: отходы при лесозаготовках, отходы производства круглых лесоматериалов; отходы древесины от лесоразработок: отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы корчевания пней, зелень древесная, отходы раскряжевки; прочие отходы при лесоводстве и лесозаготовках.

Согласно п. «к» п. 12 Приказа Минприроды России от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, которые устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов (п. 1 Постановления).

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя иные меры санитарной безопасности в лесах.

Согласно п. 14 этих же Правил при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек. Аналогичные требования были установлены п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414, действовавших до принятия Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607.

Данные нормы направлены на предупреждение пожаров, иного вредного воздействия на лесные ресурсы и на соблюдение санитарного благополучия окружающей среды в целях обеспечения сохранности, рационального использования лесных ресурсов в соответствии с принципами лесного законодательства.

Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе, как об экологической системе или, как о природном ресурсе. В соответствии с п. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Лесного Кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Согласно ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.

Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарный безопасности в лесах». Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно Правилам пожарной безопасности в лесах, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Статья 99 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам, и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.

Оставленные на месте рубок порубочные остатки многократно усиливают пожарную опасность, способствуют перерастанию беглых низовых пожаров в устойчивые, которые в свою очередь, становятся первопричиной лесных верховых и почвенных пожаров, особенно при высоком уровне пожарной опасности. Суд полагает, что допущенный факт захламления лесного участка свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а, следовательно, объекту природной среды ответчиком причинен вред.

Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой или договором, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.

Судом установлено, что между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Дзержинское лесничество» и Анискиным И.А. заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 06.03.2020 № 131, согласно которому КГБУ «Дзержинское лесничество» передало Анискину И.А. лесные насаждения общей площадью 0,4 га в объеме 70,0 куб.м. для заготовки древесины в целях строительства хозяйственных построек на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории края, отопления жилого дома, жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенных на территории края, ремонта жилого дома, расположенного на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории края, жилого помещения в деревянном многоквартирном доме, расположенном на территории края. Местоположение лесных насаждений: Красноярский край, Дзержинское лесничество, Орловское участковое лесничество СПК «Красный маяк», квартал № 96, выдел № 22, лесосека № 1, делянка № 6 (л.д. 40-49).

Заготовка древесины Анискиным И.А. производилась в период с 06.03.2020 по 05.03.2021.

06.07.2021 лесничим Улюкольского участкового лесничества произведен осмотр мест заготовки древесины, расположенных в делянке № 6, лесосеки № 1, выдела № 22, квартала № 96 Орловского участкового лесничества СПК «Красный маяк», КГБУ «Дзержинское лесничество», в ходе которого был выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: размещение в лесах отходов производства и потребления, выраженное в загрязнении или захламлении (неудовлетворительная очистка мест рубок в границах лесного участка) на площади 0,07 га. По результатам осмотра лесосеки составлен акт осмотра лесосеки от 06.07.2021 № 160, акт натурного осмотра лесного участка от 06.07.2021, сообщение о результатах осмотра лесосеки от 06.07.2021, схема (абрис) лесосеки, в которых отражены факты нарушения лесного законодательства (л.д. 31-37).

Анискин И.А. надлежащим образом уведомлен о дате и месте проведения проверки мест заготовки древесины – 21.06.2020 (л.д. 30).

В результате нарушения требований лесного законодательства Анискин И.А. причинил ущерб государственному лесному фонду в размере 3 331 рубль 08 копеек, что подтверждается справкой расчета ущерба за нарушение требований лесного законодательства в области использования лесов и расчетно-технологической картой на 2021 год (л.д. 38-39).

В отношении Анискина И.А. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 13.04.2022 № 31-22 в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (л.д. 25-27, л.д. 62-64).

Таким образом, в нарушение требований лесного законодательства Анискин И.А. после совершения рубки лесных насаждений оставил на месте рубки порубочные остатки, которые до настоящего времени не убраны, ответчик добровольно не исполнил обязанность по устранению допущенного нарушения лесного законодательства, очистку места незаконной рубки лесных насаждений от порубочных остатков в добровольном порядке не произвел.

В силу действующего законодательства, обязанность по принятию мер по очистке лесных участков от порубочных остатков возлагается на лицо, осуществившее рубку деревьев. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 99 Лесного кодекса РФ).

Частью 1 ст. 100 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. В соответствии со статьей 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Оценивая представленные по делу доказательства, суд находит установленным в судебном заседании факт того, что в результате деятельности Анискина И.А. возникла реальная необходимость произвести очистку места совершенной рубки от порубочных остатков на площади 0,07 га в лесном участке, расположенном: Красноярский край, Дзержинское лесничество, Орловское участковое лесничество СПК «Красный маяк», квартал № 96, выдел № 22, лесосека № 1, делянка № 6, и, поскольку факт вышеуказанных нарушений природоохранного законодательства нашел подтверждение в судебном заседании, ответчиком не оспаривался, то суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований КГКУ «Лесная охрана» в полном объеме.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц составляет – 300 рублей. В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с этим, с ответчика Анискина И.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования КГКУ «Лесная охрана» к Анискину И. А. об обязании произвести очистку мест рубок от порубочных остатков – удовлетворить.

Обязать Анискина И. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (паспорт гражданина Российской Федерации ) произвести очистку мест рубок на площади 0,07 га в лесном участке, расположенном по адресу: <адрес>, Дзержинское лесничество, Орловское участковое лесничество СПК «Красный маяк», квартал 96, выдел 22, лесосека 1, делянка , в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Анискина И. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> края (паспорт гражданина Российской Федерации ) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Ответчик Анискин И.А. вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: –           М.В. Крашкауцкая.

Мотивированное решение составлено 23.08.2023.

Председательствующий: –           М.В. Крашкауцкая.

2-1685/2023 ~ М-1071/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКУ "Лесная охрана"
Ответчики
Анискин Иван Александрович
Другие
КГБУ "Дзержинское лесничество"
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Крашкауцкая Марина Владимировна
Дело на странице суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
12.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2023Передача материалов судье
17.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.07.2023Предварительное судебное заседание
17.08.2023Судебное заседание
23.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
04.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее