Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-168/2024 от 12.03.2024

Судья Подорова М.И.                 дело № 21-168/2024

             (дело в суде первой инстанции № 12-16/2024)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Колесникова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Панькиной Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 марта 2024 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу Попова А.А., защищающего интересы юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми на постановление № 70/23/11012-АП начальника отделения судебных приставов по Койгородскому району УФССП по Республике Коми от 05 октября 2023 года и решение судьи Сысольского районного суда Республики Коми от 30 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми

установил:

постановлением № 70/23/11012-АП начальника отделения судебных приставов по Койгородскому району УФССП по Республике Коми Т. от 05 октября 2023 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее по тексту также Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Попов А.А. в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратился с жалобой в Сыктывкарский городской суд Республики Коми, в которой указывая на его незаконность и необоснованность, просил оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 декабря 2023 года приведенная жалоба и приложенные к ней документы направлены по подсудности в Сысольский районный суд Республики Коми.

По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Сысольского районного суда Республики Коми от 30 января 2024 года принято решение, в соответствие с которым постановление должностного лица административного органа от 05 октября 2023 года, жалоба Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.

В настоящее время защитник Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Попов А.А., уполномоченный соответствующей доверенностью, обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой на состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановление и решение, в которой, приводя доводы, аналогичные доводам жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, просит об их отмене и прекращении производства по делу, полагая, что Министерством предприняты все меры для исполнения решения суда, в том числе на капитальный ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми (в том числе работ по проектированию) выделены денежные средства и доведены лимиты бюджетных обязательств до ГКУ РК «УправтодорКоми», силами которого осуществляется решение суда, в 2022, 2023, 2024 году. Жалоба также содержит доводы о наличии оснований для прекращения производства по делу на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Попов А.А., защищающий интересы юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, настаивал на удовлетворении жалобы, поддержав изложенные в ней доводы в полном объеме.

Иные участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явку которых обязательной не признаю.

Заслушав объяснения защитника Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Ответственность по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Как усматривается из материалов дела и установлено судьей городского суда, вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 марта 2021 года по делу № 2а-1905/2021 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми возложена обязанность в срок до 30 октября 2021 обеспечить на автодороге «Койдин – Койгородок» с км 0 + 415 по км 2 + 093, с км 2 + 443 по км 2 + 951 освещение в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 и оборудовать дорогу «Койдин – Койгородок» с км 2 + 010 по км 2 + 206 с км 2 + 377 по км 2 + 951 тротуаром в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Койгородскому району УФССП России по Республике Коми от 22 марта 2022 года в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми возбуждено исполнительное производство № 6181/22/11012-ИП.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 18 апреля 2023 года с Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований.

Требованием судебного пристава-исполнителя от 21 июля 2023 года, полученным должником 25 июля 2023 года, Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми установлен срок для исполнения требований исполнительного документа с предоставлением подтверждающих материалов до 31 августа 2023 года.

При этом, в указанном требовании должнику разъяснены последствия неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

Вместе с тем в установленный судебным приставом-исполнителем срок должником требование не исполнено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми постановлением № 70/23/11012-АП должностного лица ОСП по Койгородскому району УФССП России по Республике Коми от 05 октября 2023 года к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе рассмотрения дела, свидетельствуют о том, что Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, являясь должником по исполнительному производству, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 20 сентября 2023 года № 70/23/11012-АП, исполнительным листом серии ФС № 038165944 от 16 февраля 2022 года, постановлением о возбуждении исполнительного производства от 22 марта 2022 года, постановлением о взыскании исполнительского сбора от 18 апреля 2023 года, требованием от 21 июля 2023 года, а также другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми квалифицированы по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 указанного Кодекса.

Доводы жалобы о том, что на капитальный ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми (в том числе работ по проектированию) выделены денежные средства и доведены лимиты бюджетных обязательств до ГКУ РК «УправтодорКоми», силами которого осуществляется решение суда, в 2022, 2023, 2024 году, не влекут отмену постановления должностного лица и судебного акта.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года № 2478-О указано, что положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины, только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.

Вместе с тем из представленных документов не следует, что денежные средства были выделены для исполнения судебного решения по гражданскому делу № 2а-1905/2021 от 23 марта 2021года.

Само по себе осуществление финансирования не является основанием, исключающим административную ответственность Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку объектом правонарушения является фактическое исполнение судебного акта.

Доводы о получении 25 июля 2023 года должником требования судебного пристава-исполнителя от 21 июля 2023 года об исполнении решения суда в срок до 31 августа 2023 года также не свидетельствуют о незаконности постановленных по делу актов, поскольку обязанность исполнения решения судом была определена до 30 октября 2021 года, и уже с даты вступления решения суда в законную силу – 05 мая 2021 года Министерство было обязано предпринять необходимые меры для исполнения решения суда, в том числе, проведение необходимых согласований, заключение контрактов и иных необходимых для исполнения решения административных процедур.

Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Вопреки доводам жалобы, недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность Министерства в совершении вмененного административного правонарушения, а безусловных и бесспорных доказательств тому, что в настоящее время Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми предпринимаются фактические меры, либо используются иные организационно-правовые механизмы, направленные на получение денежных средств с целью исполнения решения суда, не представлено.

Совершенное Министерством правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.

Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежит неукоснительному исполнению.

Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.

Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.

Назначенное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми наказание отвечает требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует характеру совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.

Должностное лицо отделения судебных приставов и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что лицом, в отношении которого ведется производство по делу, не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Оснований для применения положений части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Доводы поданной в Верховный Суд Республики Коми жалобы, имеющие правовое значение для дела, установленные обстоятельства и выводы о виновности администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.

Таким образом, постановление должностного лица службы судебных приставов и судебное решение, вынесенные с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, являются законными и обоснованными, оснований для их отмены и удовлетворения жалобы защитника Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми

решил:

постановление № 70/23/11012-АП начальника отделения судебных приставов по Койгородскому району УФССП по Республике Коми от 05 октября 2023 года и решение судьи Сысольского районного суда Республики Коми от 30 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми оставить без изменения, жалобу Попова А.А., защищающего интересы юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.

Судья          Д.А. Колесникова

21-168/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Минстрой РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Колесникова Д.А.
Статьи

ст.17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
12.03.2024Материалы переданы в производство судье
20.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2024Дело оформлено
29.03.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее