№ 2 - 81/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2022 года с. Ловозеро
Ловозерский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Фомичёва А.В.,
при помощнике судьи Артиеве А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
акционерного общества «Мурманэнергосбыт»
к Липатовой Н. А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг отопление и горячее водоснабжение за период с 1 февраля 2015 года по 31 января 2019 года в сумме 162 740 рублей 68 копеек и госпошлины в сумме 4 455 рублей 00 копеек,
у с т а н о в и л:
Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (далее истец) обратилось в Ловозерский районный суд Мурманской области к Липатовой Н. А. (далее ответчик) с иском о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение за период с 1 февраля 2015 года по 31 января 2019 года в сумме 162 740 рублей 68 копеек и госпошлины в сумме 4 455 рублей 00 копеек, уплаченной при подаче иска. Указывает, что в указанный период ответчик, являясь собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, не осуществляла плату за коммунальные услуги по отоплению и подогреву воды, в связи с чем, образовалась указанная задолженность, которую просит взыскать в принудительном порядке.
Истец извещён о времени и месте судебного заседания, но его представитель в судебное заседание не явился.
Ответчик извещена о времени и месте разбирательства дела, но в судебное заседание не явилась, в возражениях просила отказать в удовлетворении иска по причине пропуска истцом трёхлетнего срока исковой давности. Иных возражений не представила.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся сторон.
Изучив исковое заявление и материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учётом правила, установленного частью 3 ст. 169 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьёй 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несёт также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со статьёй 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ и т.д.
В соответствии с п. 17 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о теплоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил; собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о теплоснабжении или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно договору возмездного оказания услуг, заключённому между АО «МЭС» и ООО «ЕРЦ», последнее берёт на себя обязательство по обслуживанию следующих действий: ведение учёта лицевых счетов собственников и нанимателей жилых помещений, обязанных вносить плату за оказываемые услуги (отопление и горячее водоснабжение), начисление плательщикам платы за коммунальные услуги, распределение платежей по лицевым счетам плательщиков, осуществление перерасчётов при изменении тарифов (стоимости), количества и качества оказанных услуг, расчёт задолженности и пени плательщиков по внесению платежей, ежемесячное оформление и печать платёжных документов, доставка платёжных документов по адресам плательщиков.
При таких обстоятельствах АО «Мурманэнергосбыт» правомерно требует оплату за отопление и горячее водоснабжение и является надлежащим истцом.
Материалами дела установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ответчик являлась собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является единоличным собственником указанного жилого помещения (л.д. 8-9).
Как установлено судом, ответчик не выполняет свои обязательства по своевременной оплате за потреблённую тепловую энергию по отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно выписке по лицевому счёту задолженность за данную коммунальную услугу за период с 1 февраля 2015 года по 31 января 2019 года составляет 162 740 рублей 68 копеек (л.д. 10).
Оценивая данный расчёт, суд находит его достоверным, поскольку он исчислен из фактического времени просрочки и действующих тарифов, поэтому кладётся судом в обоснование настоящего решения.
Ответчик возражает против заявленных исковых требований, указывая на пропуск истцом срока исковой давности.
В соответствии с ч. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Из положений ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с ч. 1. ст. 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
Согласно п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ).
Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и п. 2 статьи 200 ГК РФ).
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если не истекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, он удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что 31 мая 2019 года истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 1 февраля 2015 по 31 января 2019 года. Судебный приказ вынесен 5 июня 2019 года. Определением мирового судьи судебного участка Ловозерского судебного района Мурманской области от 7 апреля 2021 года указанный судебный приказ отменён в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
Таким образом, с 31 мая 2019 года по 7 апреля 2021 года (1 год 10 месяцев 7 дней) срок исковой давности не тёк.
После отмены судебного приказа (7 апреля 2021 года) истец обратился в суд с иском только 29 ноября 2021 года, что подтверждается материалами дела. Следовательно, срок исковой давности по имущественным обязательствам ответчика перед истцом, образовавшимся ранее 22 января 2017 года, истёк (от 29 ноября 2021 года – 4 года 10 месяцев 7 дней). Вместе с тем, истец требует взыскать задолженность с 1 февраля 2015 года по 31 января 2019 года.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании задолженности за период с 1 февраля 2015 года по 31 декабря 2016 года удовлетворению не подлежат.
Согласно выписке по лицевому счёту (л.д. 10) общая задолженность за данную коммунальную услугу за период с 1 февраля 2015 года по 31 января 2019 года, о взыскании которой просит истец, составляет 162 740 рублей 68 копеек, а за период с 1 февраля 2015 года по 31 декабря 2016 года составляет 69 191 рубль 06 копеек.
Таким образом, сумма подлежащая взысканию за период с 01 января 2017 года по 31 января 2019 года, составляет 93 549 рублей 62 копейки = = (162 740,68 – 69 191,06).
В тоже время, из материалов дела следует, что в период с 01 января 2017 года до 11 декабря 2017 года ответчик являлась собственником лишь ? доли спорной квартиры. Задолженность за период с 01 января по 10 декабря 2017 года, согласно ежемесячным начислениям, составила 42 338 рублей 24 копейки = ((3 779,64 х 9мес.) + 3 776,72 + 3 325,52 + ((3 779,64 : 31 день) х 10 дней), следовательно, взысканию с ответчика подлежит лишь половина этой суммы, что составляет 21 169 рублей 12 копеек = (42 338,24 : 2).
Задолженность же за период с 11 декабря 2017 года по 31 января 2019 года в сумме 51 211 рублей 38 копеек = ((3 779,64 : 31 день) х 21 день) + ((3 779,64 х х 11 мес.) + 3 231,26 + 3 843,68), подлежит взысканию с ответчика в полном размере.
Таким образом, общая сумма подлежащая взысканию с ответчика за период с 1 января 2017 года по 31 января 2019 года составляет 72 380 рублей 50 копеек = (21 169,12 + 51 211,38).
В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворён частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований.
Поэтому, в силу пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца, подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2 371 рубль 42 копейки (л.д. 5, 6).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194-197, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Липатовой Н. А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг отопление и горячее водоснабжение за период с 1 февраля 2015 года по 31 января 2019 года, удовлетворить частично.
Взыскать с Липатовой Н. А. в пользу акционерного общества «Мурманэнергосбыт» задолженность по коммунальным услугам за отопление и горячее водоснабжение за период с 1 января 2017 года по 31 января 2019 года в общей сумме 72 380 рублей 50 копеек и государственную пошлину в сумме 2 371 рубль 42 копейки, а всего 74 751 рубль 92 копейки.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманском областном суде, через Ловозерский районный суд Мурманской области, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В. Фомичёв