44RS0028-01-2024-001147-22
Дело № 2-198/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 мая 2024 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой О.Е.,
при секретаре Любимовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дементьевой И.И., Дементьева С.В. к администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности,
установил:
Истцы обратились в Костромской районный суд Костромской области с иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований указали, что домовладение, состоящее из жилого одноэтажного бревенчатого дома общей площадью ***** кв.м, одной бревенчатой и двух тесовых пристроек площадью ***** кв.м, бревенчатой бани с тесовым предбанником, теплицы остекленной, одного бревенчатого и одного тесового сарая, расположенное по адресу: (адрес), принадлежало на праве собственности Карташовой Т.А.
Согласно похозяйственной книге, указанное домовладение располагалось на земельном участке площадью 0,18 га, который находится в личном пользовании хозяйства. В последующем постановлением администрации Никольского сельского Совета Костромского района от 21 апреля 1992 года № 18 Карташовой Т.А. предписано выдать свидетельство на право собственности землей. 13 мая 1992 года Карташовой Т.А. выдано свидетельство на право собственности на землю площадью 0,18 га.
23 ноября 1992 года Карташовой Т.А. выдано второе свидетельство на право собственности на землю № 1182, из которого видно, что 0,10 га земли передается ей в собственность, а 0,08 га в бессрочное (постоянное) пользование. При этом земельным участкам присвоены отдельные кадастровые номера, земельному участку площадью 1000 кв.м - кадастровый №, земельному участку 800 кв.м- кадастровый №. Разрешенное использование обоих земельных участков: личное подсобное хозяйство.
Несмотря на такое разделение единого земельного участка площадью 0,18 га на два участка, по материалам инвентаризации 1996 года в пользовании Карташовой Т.А. продолжает числиться единый земельный участок площадью 0,18 га.
Как видно из похозяйственной книги № 53 и технического паспорта на жилой дом, составленного по состоянию на 20.04.2001, собственниками хозяйства являлись Карташова А.В, Ульшина Г.В.
Затем по договору мены от 26.09.2001, зарегистрированному 04.10.2001, собственниками домовладения стали истцы.
Таким образом, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент приобретения истцами прав на домовладение, они одновременно с ним приобрели и право бессрочного пользования земельным участком, площадью 0,18 га, выделенного в личное пользование хозяйства.
Поскольку к истцам перешло право собственности на жилой дом и дворовые пристройки, расположенные по адресу: (адрес) то они имеют право на приобретение в собственность и земельного участка площадью 800 кв.м, предоставленного при доме (хозяйстве) в бессрочное пользование их правопредшественникам.
На основании вышеизложенного, просят признать право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: (адрес) за Дементьевой И.И. - на 2/3 доли в праве, за Дементьевым С.В.- на 1/3 доли в праве.
В ходе судебного разбирательства с учетом положений пункта 2 ст. 1151 ГК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика администрации Костромского муниципального района Костромской области, на надлежащего администрацию Никольского сельского поселения; администрация Костромского муниципального района привлечена к участию в деле в качестве третьего лица. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Управление Росреестра по Костромской области
До рассмотрения дела по существу истец Дементьев С.В., выступающий в своих интересах в интересах истца Дементьевой И.И. по доверенности от 07.07.2023, а также представитель истца Дементьевой И.И. - Дементьев Р.В., действующий по доверенности от 07.07.2023, обладая соответствующими полномочиями, требования уточнили и просили признать за истцами право общей долевой собственности на спорный земельный участок в порядке приобретательной давности, по ст. 234 ГК РФ, поскольку с 2001 года они открыто, непрерывно и добросовестно пользуются им, как своим собственным. Ни бывший владелец участка, ни её правопреемники, ни кто-либо другой о своих правах на него не заявляли.
В судебное заседание истец Дементьева И.И. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Её представитель Дементьев Р.В. уточненные требования поддержал.
Истец Дементьев С.В. и его представитель адвокат Логутов А.В., действующий по ордеру, на иске с учетом уточнения правового основания настаивали. Пояснили, что с 2001 года спорный земельный участок истцы используют в огороднических целях, сажают на нем сельскохозяйственные культуры. С указанного времени и до настоящего момента притязаний на земельный участок никто не заявлял.
Представитель ответчика администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, разрешение требований оставили на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Костромской области, администрации Костромского муниципального района Костромской области ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, разрешение требований оставили на усмотрение суда.
Выслушав истца, представителей, допросив свидетелей, обозрев подлинное свидетельство № 34 от 13.05.1992, Архивную копию Свидетельства 1182/34704 от 23.11.1992 с планом расположения земельного участка, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 218 ГК Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Так, пунктом 1 статьи 234 ГК Российской Федерации предусмотрено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума ВАС Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» от 29 апреля 2010 года № 10/22 при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
- давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
- давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
- давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК Российской Федерации);
- владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше положений закона и разъяснений пленумов следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
При этом в пункте 16 постановления № 10/22 от 29 апреля 2010 года также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 ГК Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
С учётом вышеизложенного приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь, которое не подменяет собой иные, предусмотренные в пункте 2 статьи 218 ГК Российской Федерации основания возникновения права собственности.
Предметом спора по настоящему делу являются земельный участок с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: (адрес)
В материалы дела представлено свидетельство № 34 от 13.05.1992 на право собственности на землю бессрочного (пользования) землей, выданное на имя Карташовой Т.А., проживающей в д. Харино из которого усматривается, что ей (Карташовой Т.А.) в личную собственность передается земельный участок площадью 0,18 га.
В дальнейшем, Карташовой Т.А. было выдано свидетельство № 1182 от 23.11.1992 на право собственности на землю бессрочного (пользования) землей, из которого следует, что в её личную собственность предоставлен земельный участок 0,10 га, в бессрочное постоянное пользование 0,08 га, а всего 0,18 га. К свидетельству приложен план, из которого следует, что земельный участок состоит из двух частей, примыкающих друг к другу, граница делит участок на два участка, оба участка принадлежат Карташовой Т.А.
Согласно материалам инвентаризации населенного пункта Харино Никольского сельского поселения Костромского муниципального района от 1996 года, за Карташовой Т.А. числится земельный участок площадью 0,18 га, предоставленный на основании свидетельства № 1182 от 23.11.1992.
Из выписки государственного реестра недвижимости на спорный земельный участок усматривается, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет 03.05.2001 с присвоением кадастрового номера №. В особых отметках правообладателем земельного участка указана «Карташова Т.А., реквизиты документа-основания: свидетельство на право собственности на землю от 23.11.1992 № 1182». Право собственности на земельный участок ни за кем не зарегистрировано. Сведения о собственниках земельного участка в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, представленными в дело документами подтверждается право владения Карташовой Т.А. двумя земельными участками площадью 0,10 га и 0,08 га, которые в общем образуют площадь 0,18 га.
Как следует из похозяйственной книги и технического паспорта, собственниками жилого дома, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером №, являлись Карташова Т.А. и Ульшина Г.В.
26 сентября 2001 года Ульшина Г.В. и Дементьева И.И., Дементьев В.В., Дементьев С.В. заключили договор мены, согласно которому Ульшина Г.В. меняет принадлежащий на праве собственности земельный участок площадью 1000 кв.м, кадастровый № и домовладение, находящееся по адресу: (адрес), на трехкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: (адрес), принадлежащую по праву долевой собственности Дементьевой И.И., Дементьеву В.В., Дементьеву С.В.
Согласно п. 2 Договора, указанное домовладение и земельный участок принадлежат Ульшиной Г.В. по праву собственности на основании договора дарения от 20 июня 2001 года.
Из материалов дела также следует, что 14 марта 2014 года Дементьев В.В. скончался. После его смерти в права наследования на 1/3 долю земельного участка, расположенного по адресу: (адрес) площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером № вступила супруга Дементьева И.И.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости усматривается, что в настоящее время собственниками земельного участка с кадастровым номером №, и собственниками жилого дома, по адресу: (адрес) являются истцы Дементьева И.И. и Дементьев С.В.
Истцы полагают, что поскольку им перешло право собственности на жилой дом с дворовыми пристройками, расположенные по адресу: (адрес) то они имеют право на приобретение в собственность земельного участка площадью 800 кв.м, предоставленного при доме в бессрочное пользование их предшественнику Карташовой Т.А.
Как следует из пояснений представителя истцов, с 2001 года Дементьева И.И., Дементьев С.В. спорный земельный участок, площадью 800 кв.м используют в огороднических целях, сажают на нем сельскохозяйственные культуры. С указанного времени и до настоящего момента притязаний на земельный участок никто не заявлял.
Факт пользования истцами земельного участка, подтверждается показаниями свидетелей, опрошенными в ходе судебного разбирательства.
Так, свидетель Зубов П.А. в судебном заседании пояснил, что он фактически проживает в (адрес) с 2011 года. Его участок граничит с участком (адрес), в котором проживают Дементьевы. Он видел, как соседи возделывают земельный участок при доме и еще земельный участок рядом с домом. На земельном участке рядом с домом соседи сажают картофель.
Свидетель Сальников С.И. пояснил, что проживает в (адрес) 2012 года. Он видел, как собственники (адрес) Дементьевы, каждый год возделывают огород при доме и земельный участок рядом с домом.
В судебном заседании свидетель Игнашевич И.Я. пояснил, что в 1998 году купил (адрес) с этого же года жил в доме в летний период времени. С 2013 года проживает в деревне постоянно. В (адрес) проживает семья Деметьевых. У каждого дома есть картофельник. С 2001 года Дементьевы постоянного обрабатывают свой картофельник. Других лиц, которые бы обрабатывали спорный участок, он (Игнашевич И.Я.), никогда не видел. До Дементьевых, картофельником пользовалась какая-то бабушка с дочкой, но как их зовут, свидетелю не известно.
Свидетель Сурков А.В. пояснил, что знает семью Дементьевых более 30 лет. В д. (адрес) они (Дементьевы) переехали в 2001 году. Он помогал переезжать и видел, что у Дементьевых два земельных участка: огород при доме и участок за домом, где они сажают картофель. Он каждый год помогает Деметьевым сажать картофель. Кроме того, на картофельнике частично расположен сарай, который стоит с момента приобретения Дементьевыми жилого дома.
Суд доверяет показаниям свидетелей, поскольку они подробны, последовательны, согласуются между собой и с пояснениями истца и представителя, а также с материалами дела.
При указанных обстоятельствах, оценивая собранные доказательства в их совокупности, учитывая, что при жизни Карташова Т.А. спорным участком не распорядилась, после её смерти никто из наследников интереса к имуществу не проявлял, и доказательств обратному в деле не имеется, у суда не вызывает сомнений в том, что истцы длительно на протяжении более 20 лет открыто и непрерывно владеют предоставленным Карташовой Т.А. в 1992 году спорным земельным участком, добросовестно исполняя обязанности собственников этого имущества без каких-либо договорных отношений, обрабатывают земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования.
Кроме того, каких-либо притязаний на спорный объект недвижимости со стороны третьих лиц в ходе рассмотрения дела не установлено, сведений о признании имущества выморочным ответчиком не представлено.
На основании изложенного, принимая во внимание отсутствие материально-правового интереса в отношении спорного имущества со стороны других участников процесса, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска и признании за Дементьевой И.И. и Дементьевым С.В. право собственности на земельный участок в порядке приобретательной давности.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Дементьевой И.И., Дементьева С.В. к администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района о признании права общей долевой собственности на земельный участок в порядке приобретательной давности удовлетворить.
Признать право общей долевой собственности на земельный участок, площадью 800 кв.м, с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (адрес), за Дементьевой И.И., ДДММГГГГ года рождения - в размере 2/3 долей в праве, за Дементьевым С.В., ДДММГГГГ года рождения - в размере 1/3 доли в праве.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Председательствующий судья О.Е. Воронова
решение в окончательной форме
изготовлено 13.05.2024 - судья