Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-37/2021 (3а-1836/2020;) ~ М-1288/2020 от 08.10.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2021 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Шуваркиной Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-37/2021 по административному исковому заявлению Блинковой М.О. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Блинкова М.О. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 820 кв. м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 14 марта 2018 года в размере 1 264 440 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что являлся собственником названного земельного участка, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты ее права и обязанности как плательщика земельного налога.

Представитель административного истца Бакирова Г.М. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, а также заинтересованное лицо- Администрация г.о. Сызрань не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Правительство Самарской области представило возражения, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самаркой области- письменные пояснения.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, Блинкова М.О. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 820 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов торговли (магазин), расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» от 13 ноября 2013 года № 610 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» от 13 ноября 2013 года № 610 года в размере 4 636 116 руб. по состоянию на 14 марта 2018 года.

Кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, являвшегося собственником земельного участка, в связи с этим он имеет право на пересмотр результатов кадастровой стоимости земельного участка.

Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, 8 октября 2020 года административный истец обратилась в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В обоснование заявленных требований Блинкова М.О. представила отчет об оценке рыночной стоимости № 050720200, выполненный 22 июля 2020 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Региональный Центр Экспертизы», согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 14 марта 2018 года составила 1 264 440 руб.

В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству Администрации г.о. Сызрань была назначена судебная экспертиза в отношении земельного участка, производство которой поручено эксперту-оценщику общества с ограниченной ответственностью «ЭКСО-СЫЗРАНЬ».

По результатам судебной экспертизы, проведенной 22 декабря 2020 года, составлено экспертное заключение № 09/12ЭЗ-2020, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 14 марта 2018 года определена в размере 1 409 940 рублей.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исследовав заключения эксперта, суд приходит к выводу о том, что они содержат подробное описание проведенного исследования, на основании которых дан ответ на поставленный вопрос. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Методика исследования, расчёты и определение величины рыночной стоимости земельного участка соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, замечаний к экспертному заключению стороны не представили и у суда сомнений в компетентности и объективности эксперта не имеется.

Проанализировав представленные доказательства, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости по состоянию на 14 марта 2018 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объекта недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определённой экспертным заключением.

Величина рыночной стоимости, определённая отчетом об оценке, не может быть положена в основу решения, поскольку достоверной является величина рыночной стоимости объекта недвижимости, определенная судебной экспертизой.

С учетом применения для целей налогообложения на территории Самарской области с 1 января 2021 года результатов определения очередной государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27 ноября 2020 года « Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области», и принимая во внимание, что на момент обращения административного истца в суд очередные результаты определения кадастровой стоимости не были внесены в государственный реестр, а оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости затрагивали права истца как налогоплательщика, установленная судом в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость подлежит применению на период до начала применения новой кадастровой оценки.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 8 октября 2020 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования Блинковой М.О. удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 820 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 14 марта 2018 года в размере 1 407 940 руб. на период до 31 декабря 2020 года.

Датой обращения Блинковой М.О. в суд считать 8 октября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 26 января 2021 года.

3а-37/2021 (3а-1836/2020;) ~ М-1288/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Блинкова М.О.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Другие
Администрация городского округа Сызрань Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
08.10.2020Регистрация административного искового заявления
08.10.2020Передача материалов судье
12.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2020Судебное заседание
25.12.2020Производство по делу возобновлено
21.01.2021Судебное заседание
26.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее