Дело № 2-146/2022
УИД 24RS0047-01-2023-000132-22
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2023 года гп. Северо-Енисейский
Красноярский край
Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего - судьи Пиджакова Е.А.,
при секретаре Куклиной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в порядке заочного производства, гражданское дело по исковому заявлению КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» к ФИО1 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
Представитель КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» обратился в Северо-Енисейский районный суд с исковыми требованиями к ФИО1 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице, начисленное и выплаченное в размере 72955,65 руб. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения <адрес>» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей обратилась ФИО1. В соответствии с приказом центра занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ №П14/2249 с ДД.ММ.ГГГГ признана безработной, с выплатой пособия по безработице на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При постановке на учет ФИО1 в своем заявлении подтвердила, что не относится: к плательщикам налога на профессиональный доход, а также к зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, и иным лицам, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. ФИО1 предупреждена, что в случае, если предоставленные данные окажутся ложными, она может быть привлечена к ответственности в соответствии с законодательством, а также предупреждена, что в случае получения пособия по безработице обманным путем (в том числе при предоставлении недостоверных сведений) центр занятости населения имеет право взыскивать незаконно полученные денежные средства в судебном порядке, а соответствующие материалы будут переданы в правоохранительные органы. В связи с задержкой предоставления информации Системы Межведомственного Электронного Взаимодействия на Единой Цифровой Платформе, установлено, что ФИО1 имеет статус налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого). Таким образом, ФИО1 не имела права на получения пособия по безработице. Истец просит взыскать с ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости <адрес>» незаконно полученное пособие по безработице, начисленное и выплаченное с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 72 955,65 руб.
В судебное заседание представитель истца - КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д. 45, 51)
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомила (л.д. 45, 46).
Суд, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства, поскольку его неявка, на основании ст. 167 ГПК РФ, не препятствует рассмотрению дела по существу.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 N 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 года № 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - Правила регистрации граждан, зарегистрированные граждане), в отношении которых центрами занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
Из п. 6 указанного Постановления следует, что постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании: заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным; документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 года № 1552 "Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)", о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о трудовом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации.
Согласно п. 8 постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о признании таких граждан безработными.
Из пп. «К» п. 10 Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" следует, что постановка на регистрационный учет безработного гражданина не осуществляется, если в отношении зарегистрированного гражданина центром занятости населения в установленном порядке принято решение об отказе в признании его безработным в следующих случаях: зарегистрированный гражданин относится к одной из категорий, указанных в статье 2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) "О занятости населения в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми считаются граждане, в том числе и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, к числу которых относятся лица, являющиеся плательщиками налога на профессиональный доход (самозанятые граждане).
Статьей 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) "О занятости населения в Российской Федерации" о занятости установлено, что безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 Закона о занятости.
Согласно пункту 2 статьи 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) "О занятости населения в Российской Федерации" о занятости выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, в том числе в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Статьями 7.1, 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) "О занятости населения в Российской Федерации" определены полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым, в том числе, относятся и полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии с пунктом 2 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных приказом Минтруда России от 22.02.2019 № 116н, социальные выплаты безработным гражданам и выдача предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам осуществляется работниками государственных учреждений службы занятости населения в соответствии со статьями 30-36 Закона о занятости.
В целях выполнения требований Закона о занятости в части передачи отдельных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения и защиты от безработицы постановлением Правительством Красноярского края от 15.07.2010 № 387-п утверждено Положение об агентстве труда и занятости населения Красноярского края» (далее - Положение, Агентство).
В соответствии с Положением Агентство является органом исполнительной власти Красноярского края по вопросам занятости населения и осуществляет свою деятельность непосредственно и через краевые государственные учреждения службы занятости населения.
Полномочия Агентства определены Положением, одним из которых является полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения <адрес>» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей обратилась ФИО1. В соответствии с приказом центра занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ №П14/2249, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана безработной с выплатой пособия по безработице на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31).
В соответствии со статьей 34.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных Правительством Российской Федерации, увеличенных на размер районного коэффициента.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислено и получено пособие по безработице в размере 72955,65 руб. (л.д. 9).
В связи с задержкой предоставления информации Системы Межведомственного Электронного Взаимодействия на Единой Цифровой Платформе, установлено, что ФИО1 имеет статус налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) (л.д. 47-50).
В этой связи на основании пункта 2 статьи 35 Закона о занятости в соответствии с приказом центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ №П4/2249, №Д3/2249 выплата пособия по безработице ФИО1 прекращена с одновременным снятием с учета (л.д. 17, 30).
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела по факту мошенничества в отношении КГКУ «ЦЗН <адрес>», по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ, в отношении ФИО1, отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием состава преступления (л.д. 22-24).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 под роспись вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о возврате незаконно полученных денежных средств на сумму 72955,65 рублей (л.д. 28).
Однако до настоящего времени ответчиком сумма незаконно полученного пособия по безработице не возвращена, что явилось основанием для обращения в суд за взысканием соответствующей суммы денежных средств.
Согласно пункту 2 статьи 40 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2022) "О занятости населения в Российской Федерации" сумма излишне выплаченного пособия по безработице подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных законом.
Обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех обязательных условий: имеет место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества произведено за счет другого лица; приобретение или сбережение имущества не основано ни на законе, ни на сделке, ни на ином правовом основании, то есть происходит неосновательно.
Анализируя исследованные материалы дела, суд делает вывод, что ФИО1, являясь плательщиком налога на профессиональный доход, состояла на учете в качестве безработной при отсутствии на это правовых оснований и получила незаконно пособие по безработице, начисленное и выплаченное за период с 25.05.2022 по 05.10.2022, в размере на сумму 72955,65 руб.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований истца.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчик возражений против заявленных исковых требований, и доказательств опровергающих доводы истца, суду не представил, имея для этого действительную возможность для реализации своего права, в связи с чем суд, руководствуясь ст. 68 ГПК РФ, считает возможным удовлетворить требования истца, по основаниям на которые ссылается, последний в иске в полном объеме.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина с ответчика 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ 72955 (░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 65 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░