Дело № 2-728/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2020 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Волковой Л.В.,
при секретаре Третьяковой О.Б.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Нытвенского района Якимовой П.О.,
представителей ответчика Чичева Т.Г., Ермаковой М.В., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию «Нытвенский городской округ» в лице администрации Нытвенского городского округа о возложении обязанности привести дорогу «Нытва-Григорьевское-Ильинский» - «Ляпуны» в соответствие с требованиями законодательства, обеспечить д. Ляпуны постоянной круглогодичной связью,
у с т а н о в и л:
Прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Нытвенский городской округ» о возложении обязанности привести автомобильную дорогу «Нытва-Григорьевское-Ильинский» - «Ляпуны» в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», Свода правил СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги". Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. N 266) (с изменениями и дополнениями), в срок до 30 октября 2020 года; обеспечить д.Ляпуны постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием в нормативном состоянии в срок до 30 октября 2020 года.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Нытвенского района проведена проверка исполнения администрацией Нытвенского городского округа законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, в ходе которой выявлены следующие нарушения названного законодательства. 07.05.2020 прокуратурой района совместно с и.о. директора МКУ «Благоустройство» Коноваловым В.И. проведено обследование состояния автомобильной дороги «Нытва-Григорьевское-Ильинский» - «Ляпуны» Пермского края. В ходе обследования установлено, что автомобильная дорога «Нытва-Григорьевское-Ильинский» - «Ляпуны» км 0,000 - км 4,87 расположена во II дорожно-климатической зоне. Рельеф км 0,000 - км 4,87 типично равнинный. Грунт земляного полотна на всём протяжении автомобильной дороги - суглинок. Указанная автомобильная дорога включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный распоряжением Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа от 31.12.2019 № 379.
Дорожное полотно на всем протяжении имеет просадки, неровности, колейность.
Так, на 0 км. + 400 м., на проезжей части дороги в грунтовом исполнении, имеются многочисленные просадки от колес транспортных средств, глубиной не менее 16 см.. шириной не менее 60 см., в грунтовом исполнении, чем установлено нарушение п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017.
На 0 км. + 700м. на проезжей части дороги, в грунтовом исполнении, имеются многочисленные просадки от колес транспортных средств, глубиной не менее 24,5 см., шириной 47 см., чем установлено нарушение п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017.
Протяженность выявленных недостатков на вышеуказанной дороге составляет не менее 1 км., на всем протяжении дороги, отсутствуют временные дорожные знаки 1.16 «Неровная дорога» и 3.24 «Ограничение скорости», чем установлено нарушение п. 4.4. и 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Проведение проверки в отношении оставшегося участки дороги невозможно ввиду транспортной недоступности.
17.06.2020 в отношении юридического лица - администрации Нытвенского городского округа государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Нытвенскому району составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в связи нарушением администрацией городского округа вышеуказанных норм действующего законодательства.
В период с 01.06.2020 по 25.06.2020 администрацией городского округа контракт на содержание указанной автомобильной дороги не заключен, что не позволяет в полной мере осуществлять работы по своевременному выявлению недостатков содержания и полному устранению выявленных нарушений требований, предъявляемых к состоянию автомобильных дорог.
Стратегией устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р, а также Транспортной стратегией РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р, предусмотрено, что органы власти должны принимать меры по обеспечению населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием в нормативном состоянии, и соответственно внутри расположенных в данных населенных пунктах автодорог.
В период намокания дорожного полотна вследствие выпадения осадков, таяния снегов, автомобильная дорога до д. Ляпуны не позволяет осуществить проезд, а, следовательно, населенный пункт «деревня Ляпуны» не обеспечен постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием в нормативном состоянии. Не обеспечение постоянной круглогодичной связью д.Ляпуны с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием в нормативном состоянии также свидетельствует о несоблюдении администрацией Нытвенского городского округа требований пожарной безопасности.
В судебном заседании старший помощник прокурора Якимова П.О. на исковых требованиях настаивает, пояснила, что до д.Ляпуны при проведении проверки проехать не смогли из-за имеющихся на дороге неровностей.
Представитель ответчика Чичев Т.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями согласен частично, не согласен в части установления срока до 30.10.2020, поскольку в установленный прокурором срок невозможно исполнить решение суда, просит продлить срок до 31.10.2021, представил письменный отзыв на иск.
Представитель ответчика Ермакова М.В. также не согласна с установлением срока исполнения решения до 30.10.2020, поскольку необходимо учитывать требования бюджетного законодательства, администрация Нытвенского городского округа является правопреемником сельских и городских поселений, в связи с чем остались не исполненными 24 решения, касающиеся дорог, необходимо организовать их исполнение.
Суд, заслушав представителя истца, представителей ответчика, изучив материалы дела, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
В соответствии с п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации, Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Предельные размеры отдельных повреждений (выбоин, просадок, проломов) не должны превышать по длине 15 см, глубиной 5 см, площадью равной или более 0,06 м2.
Согласно пункту 7.59 Свода правил СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги". Актуализированная редакция СНиП 2.05,02-85* (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. N 266) (с изменениями и дополнениями), для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы (поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Согласно п. «з» ч. 2 ст. 6 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 восстановление поперечного профиля и ости проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр, относится к работам по содержанию автомобильных дорог.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р, а также Транспортной стратегией Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р, предусмотрено, что органы власти должны принимать меры по обеспечению населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием в нормативном состоянии, и соответственно внутри расположенных в данных населенных пунктах автодорог.
Согласно ст. 2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827, «доступ на автомобильную дорогу» предусмотренная проектной документацией возможность въезда транспортных средств на автомобильную дорогу с пересекаемых или примыкающих автомобильных дорог и съезда с нее на указанные дороги.
Согласно акту от 10.06.2020 г., старшим помощником прокурора Якимовой П.О., с участием и.о. директора МКУ «Благоустройство» ФИО1, проведено обследование автодороги «Нытва-Григорьевское-Ильинский» - «Ляпуны», в ходе которого выявлено, что дорожное полотно на всем протяжении имеет просадки, неровности, колейность. На 0 км. + 400 м., на проезжей части дороги в грунтовом исполнении, имеются многочисленные просадки от колес транспортных средств, глубиной не менее 16 см.. шириной не менее 60 см., в грунтовом исполнении, чем установлено нарушение п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017. На 0 км. + 700м. на проезжей части дороги, в грунтовом исполнении, имеются многочисленные просадки от колес транспортных средств, глубиной не менее 24,5 см., шириной 47 см., чем установлено нарушение п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017. Протяженность выявленных недостатков на вышеуказанной дороге составляет не менее 1 км., на всем протяжении дороги, отсутствуют временные дорожные знаки 1.16 «Неровная дорога» и 3.24 «Ограничение скорости», чем установлено нарушение п. 4.4. и 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Проведение проверки в отношении оставшегося участка дороги невозможно ввиду транспортной недоступности (л.д. 9-10).
В материалах дела имеются фотографии автодороги «Нытва-Григорьевское-Ильинский» - «Ляпуны»; распоряжение №379 от 30.12.2019 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Нытвенского городского округа» с Перечнем, в который входит автомобильная грунтовая дорога «Нытва-Григорьевское-Ильинский» - «Ляпуны», протяженностью 4,87 км.; муниципальные контракты от 18.10.2019, от 12.03.2020, от 08.05.2020 на содержание автомобильных дорог в рамках муниципальной программы Нытвенского городского округа «Развитие дорожной инфраструктуры Нытвенского городского округа», заключенные с ИП ФИО2, с Перечнем автомобильных дорог; локальные ресурсные сметные расчеты (л.д.11-30).
Представителем ответчика в обоснование своих возражений представлена выписка из Решения Думы Нытвенского городского округа от 20.12.2019 г. № 111 «О бюджете Нытвенского городского округа на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов», локальный сметный расчет на приведение к ГОСТ автомобильной дороги «Нытва-Григорьевская-Ильинский» - «Ляпуны», муниципальный контракт на содержание автомобильных дорог в пределах территории Григорьевско-Постаноговского территориального отдела от 06.07.2020 с техническим заданием, перечнем автомобильных дорог; ведомость объемов работ по установке дорожных знаков на дороге «Нытва-Григорьевское-Ильинский» - «Ляпуны».
Таким образом, в судебном заседании установлено, что дорожное покрытие автодороги «Нытва-Григорьевское-Ильинский» - «Ляпуны» не соответствует требованиям действующего законодательства, что непосредственно влияет на безопасность движения, отсутствует обеспечение постоянной круглогодичной связью д. Ляпуны с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием в нормативном состоянии. Администрацией Нытвенского городского округа ненадлежащим образом принимаются меры по содержанию дороги в нормативном состоянии.
На основании изложенного, суд возлагает на ответчика обязанность привести дорогу «Нытва-Григорьевское-Ильинский» - «Ляпуны» в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», Свода правил СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги". Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. N 266) (с изменениями и дополнениями); обеспечить д.Ляпуны постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием в нормативном состоянии.
С учетом требований бюджетного законодательства и объема предстоящих работ суд полагает необходимым установить срок для устранения нарушений до 31.10.2021. Установленный судом срок с учетом требования разумности объективно позволит ответчику исполнить решение суда.
Руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Муниципальное образование «Нытвенское городской округ» в лице администрации Нытвенского городского округа:
- привести дорогу «Нытва-Григорьевское-Ильинский» - «Ляпуны» в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», Свода правил СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги". Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. N 266) (с изменениями и дополнениями) в срок до 31 октября 2021 года;
- обеспечить д.Ляпуны постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием в нормативном состоянии в срок до 31 октября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Волкова