по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Йошкар-Ола 03 февраля 2022 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Баранова В.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу - Цапурина И.В.,
представителя Волжско-Камского межрегионального Управления Росприроднадзора К.Ю.Н., действующего на основании доверенности от 18 ноября 2021 года №,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника очистных сооружений канализации МУП «Водоканал» <иные данные>» муниципального образования «Город <иные данные>» на постановление № от 27 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью ч.1 ст.8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Цапурина Ивана Владимировича, <иные данные>, сведения о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений отсутствуют,
УСТАНОВИЛ:
постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов и надзора за особо охраняемыми природными территориями по Республике Марий Эл Волжско-Камского Управления Росприроднадзора – государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № от 27 декабря 2021 года начальник очистных сооружений канализации Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» <иные данные>» муниципального образования «Город
<иные данные>» (далее – МУП «Водоканал») Цапурин И.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе на вышеуказанное постановление Цапурин И.В., просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Очистные сооружения канализации <иные данные> построены по проекту Государственного Республиканского института по проектированию коммунальных водопроводов и канализации «ГИПРКОММУНВОДОКАНАЛ» Ленинградское отделение от 1981 года. Основное оборудование, рассчитанное на две линии биологической очистки сточных вод, находится в постоянной работе с момента ввода ОСК в эксплуатацию. На превышение в очищенной сточной воде фосфатов фосфора МУП «Водоканал» повлиять не может, так как на ОСК не предусмотрено реагентное хозяйство для удаления фосфатов. На ОСК аэрационная система служит 16 лет без замены. Аэрационная система, установленная в аэротенках в 2003 году, устарела и не подает достаточно кислорода для удаления нитритов. МУП «Водоканал» предпринимаются все возможные меры для очистки сточных вод, уходящих в р. <иные данные>. Постоянно ведется работа по поиску решения вопросов об улучшении качества работы очистных сооружений. В 2010 г. проведена полная реконструкция первичных отстойников, аэротенков и вторичных отстойников, в 2013 г. проведен капитальный ремонт очистных сооружений канализации (ОСК) без замены оборудования. В настоящий момент МУП «Водоканал» участвует в Федеральном проекте программы «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волга», в 2017 году заключен муниципальный контракт с АО «<иные данные>» на разработку проектно-сметной и рабочей документации по объекту «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК) <иные данные> с применением наилучших доступных технологий и проведением сбрасываемых сточных вод к нормативам, установленным действующим законодательством». Со стороны предприятия и должностных лиц постоянно ведется работа по поиску возможностей улучшения качества работы очистных сооружений. Также указывает, что в поступающих сточных водах невозможно произвести очистку до установленных норм. Кроме того, в заявленный период не оказано негативного воздействия на водный объект, что подтверждается данными аккредитованной лаборатории. Указывает, что в настоящий момент очистные сооружения канализации находятся на стадии полной реконструкции, что подтверждается разрешением на строительство от 01 октября 2020 года №. Более подробное обоснование доводов приведено в жалобе.
Выслушав объяснения Цапурина И.В., поддержавшего жалобу и дополнительно указавшего на особенности осуществления реконструкции очистных сооружений, позицию представителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл К.Ю.Н. о законности и обоснованности привлечения Цапурина И.В. к административной ответственности, изучив жалобу, исследовав материалы жалобного производства, дела об административном правонарушении поступившего по запросу, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных этим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 39 Водного кодекса Российской Федерации на собственников и водопользователей водных объектов возложены обязанности, в том числе не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
В силу части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно частям 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл 12 июля 2019 года выдано решение о предоставлении в пользование МУП «Водоканал» <иные данные> водного объекта – реки <иные данные>.
Из материалов дела следует, что Волжско-Камским межрегиональным Управлением Росприроднадзора 26 ноября 2019 года МУП «Водоканал» выдано разрешение №СР-0087 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных и (или) дренажных вод по выпуску №1 (река <иные данные>) в период с 26 ноября 2019 года по 25 ноября 2020 года с указанием в Приложении №1 перечня и количества загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу.
Подпункт 12 пункта 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированного в государственном водном реестре 12.07.2019 за № 12-08.01.04.007-Р-РСБХ-С-2019-00627/00, предусматривает условия использования водного объекта – р. <иные данные> водопользователем (МУП «Водоканал»), а именно: вода в р. <иные данные> в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна соответствовать нормативам допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утв. приказом Верхне-Волжского бассейнового водного управления от 19 октября 2018 года №.
В ходе проведения Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора плановой проверки (на основании решения руководителя Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора № 61-РЕ от 10 ноября 2021 года) установлено, что МУП «Водоканал» не соблюдаются требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды при сбросе сточных вод в водные объекты, что зафиксировано в акте плановой выездной проверки № от 06 декабря 2021 года, а именно: по данным аккредитованной лаборатории филиала «<иные данные> ФГБУ «<иные данные>» (аттестат аккредитации испытательной лаборатории № РОСС RU.0001.510623, выдан Федеральной службой по аккредитацииДД.ММ.ГГГГ содержание загрязняющих веществ в сточных водах, прошедших очистку на биологических очистных сооружениях МУП «Водоканал» и уходящих в р. <иные данные>, имеет превышение установленных нормативов допустимого воздействия, в том числе в пределах лимита на сброс, по следующим показателям:
а) согласно протоколу КХА № от 22 ноября 2021 года (по протоколу отбора проб № от 15 ноября 2021 года): взвешенные вещества в 5,80 раза, нитрат-анион в 1,50 раз, фосфаты по Р в 2,53 раза; нефтепродукты в 3,50 раза, СПАВ в 2,50 раза.
б) согласно протоколу КХА № от 22 ноября 2021 года (по протоколу отбора проб № от 15 ноября 2021 года): взвешенные вещества в 2,20 раза; фосфаты по Р в 2,45 раза; нитрит-анион в 1,73 раза; СПАВ в 2,60раза; цинк в 3,78 раза.
в) согласно протоколу КХА № от 24 ноября 2021 года (по протоколу отбора проб № от 18 ноября 2021 года): взвешенные вещества в 2,30 раза, нефтепродукты в 1,50 раза, СПАВ в 1,26 раза.
г) согласно протоколу КХА № от 24 ноября 2021 года (по протоколу отбора проб № от 18 ноября 2021 года): взвешенные вещества в 3,43 раза, нитрат-анион в 1,09 раза, фосфаты по Р в 1,42 раза, нефтепродукты в 1,50 раза, СПАВ в 1,47 раза.
17 декабря 2021 год должностным лицом Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении начальника очистных сооружений канализации МУП «Водоканал» <иные данные>» муниципального образования «Город <иные данные>» Цапурина И.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении вынесено обжалуемое постановление, из содержания которого, следует, что начальник очистных сооружений канализации МУП «Водоканал» <иные данные>» муниципального образования «Город <иные данные>» Цапурин И.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ за нарушение требований водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, выразившееся в превышении нормативов допустимого воздействия на водный объект – р. <иные данные>.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к данной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с приказом № от 30 октября 2016 года Цапурин И.В. переведен на должность начальника цеха очистных сооружений канализации МУП «Водоканал».
Согласно пункту 4.11 должностной инструкции начальника очистных сооружений, утвержденной директором МУП «Водоканал» 28 марта 2017 года начальник несет ответственность за качество сбрасываемой очищенной воды в поверхностный источник согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года №.
Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Цапурина И.В. пришло к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, выразившегося в несоответствии качества сбрасываемых сточных вод установленным нормативам допустимого сброса.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются материалами дела: Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 12 июля 2019 года; Разрешением на сбросы веществ № от 26 ноября 2019 года, качественными характеристиками сточных вод, прошедших очистку на биологических очистных сооружениях канализации <иные данные> и воды реки <иные данные>; протоколом № от 17 декабря 2021 года об административном правонарушении.
Довод жалобы о том, что в заявленный период не оказано негативного воздействия на водный объект – р. <иные данные>, что подтверждается данными аккредитованной лаборатории, не влияет на вывод о наличии состава административного правонарушения.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, то есть состав правонарушения является формальным и наступления вредных последствий не требуется. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воды.
Имеющиеся в деле доказательства подтверждают факт нарушения начальником очистных сооружений канализации МУП «Водоканал» <иные данные>» муниципального образования «Город <иные данные>»Цапуриным И.В. требований водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды в части превышения нормативов допустимого воздействия на водный объект – р. <иные данные>. Следовательно, в действиях Цапурина И.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
Между тем, заслуживает внимания довод жалобы, поданной Цапуриным И.В., о наличии оснований для признания совершенного им административного правонарушения малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу приведенных нормы и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с объективными обстоятельствами дела: характером и степенью общественной опасности деяния, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из норм КоАП РФ.
При решении вопроса о возможности признания малозначительным административного правонарушения, совершенного Цапуриным И.В., подлежат учету следующие обстоятельства, которые подтверждаются представленными материалами, объяснениями должностного лица и показаниями свидетеля.
Согласно доводам жалобы и представленным документам очистные сооружения <иные данные> построены в соответствии с проектом Государственного Республиканского института по проектированию коммунальных водопроводов и канализации «ГИПРКОММУНВОДОКАНАЛ» Ленинградское отделение. Часть оборудования введена в эксплуатацию в 1977-1990 годах и находится постоянно в работе. Основное оборудование, рассчитанное на две линии биологической очистки сточных вод, находится в постоянной работе с момента ввода ОСК в эксплуатацию. На превышение в очищенной сточной воде фосфатов фосфора МУП «Водоканал» повлиять не может, так как на ОСК не предусмотрено реагентное хозяйство для удаления фосфатов. На ОСК аэрационная система служит 16 лет без замены. Аэрационная система, установленная в аэротенках в 2003 году, устарела и не подает достаточно кислорода для удаления нитритов. МУП «Водоканал» предпринимаются все возможные меры для очистки сточных вод, уходящих в р. <иные данные>. Постоянно ведется работа по поиску решения вопросов об улучшении качества работы очистных сооружений. В 2010 г. проведена полная реконструкция первичных отстойников, аэротенков и вторичных отстойников, в 2013 г. проведен капитальный ремонт очистных сооружений канализации (ОСК) без замены оборудования.
Согласно контракту от 29 декабря 2017 года № АО «<иные данные>» проведен сбор исходных данных и разработаны предпроектные решения для нужд МУП «Водоканал», предусматривающие полную реконструкцию очистных сооружений.
В настоящий момент МУП «Водоканал» участвует в Федеральном проекте программы «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волга», в 2017 году заключен муниципальный контракт с АО «<иные данные>» на разработку проектно-сметной и рабочей документации по объекту «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК) <иные данные> с применением наилучших доступных технологий и проведением сбрасываемых сточных вод к нормативам, установленным действующим законодательством». Со стороны предприятия и должностных лиц постоянно ведется работа по поиску возможностей улучшения качества работы очистных сооружений. В настоящий момент очистные сооружения канализации находятся на стадии полной реконструкции, что подтверждается разрешением на строительство от 01 октября 2020 года №.
Таким образом, несмотря на то, что рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативно-правовыми актами порядок использования водных объектов, обусловленный важностью охраняемых при этом отношений, нарушение которого влечет причинение вреда окружающей среде, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у Цапурина И.В., как должностного лица, возможности произвести очистку сточных вод до установленных норм при указанных превышениях в поступающих сточных водах. Исследованные доказательства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что им как лицом, ответственным за качество сбрасываемой очищенной воды в поверхностный источник, предпринимаются все возможные меры для очистки сточных вод. Пренебрежительного отношения к своим публичным обязанностям в действиях Цапурина И.В. не усматривается.
Анализ вышеуказанных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что в данном случае имеются признаки, свидетельствующие о малозначительности совершенного правонарушения.
Кроме того, в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, вынесенные в отношении начальника очистных сооружений канализации МУП «Водоканал» решения подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении – прекращению на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Цапурина Ивана Владимировича удовлетворить.
Постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов и надзора за особо охраняемыми природными территориями по Республике Марий Эл Волжско-Камского Управления Росприроднадзора – государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № от 27 декабря 2021 года, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника очистных сооружений канализации Муниципального унитарного предприятия «Водоканал»
<иные данные>» муниципального образования «Город <иные данные>» Цапурина Ивана Владимировича отменить, производство по данному делу прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Объявить Цапурину Ивану Владимировичу устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.А. Баранова