УИД 50RS0020-01-2024-000678-54
Дело № 2-1406/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2024 г. г. Коломна Московской области
Коломенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Жучковой О.Ю.,
при секретаре Шарине Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Московской области к ФИО1 о прекращении права собственности на огнестрельное оружие,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление федеральной службы войск национальной гвардии обратилось в суд с иском к ФИО1 о прекращении права собственности на огнестрельное оружие.
В обосновании заявленных требований указано, что ответчик является владельцем огнестрельного гладкоствольного оружия «<данные изъяты>», <данные изъяты> калибра, №, на основании разрешения на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему серии РОХа №, выданного ОЛРР по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Должностным лицом - инспектором ОЛРР по Коломенскому району ГУ Росгвардии по Московской области ДД.ММ.ГГГГ изъята одна единица оружия ограниченного поражения «<данные изъяты>», <данные изъяты> калибра, № у ФИО1 в связи с нарушением требований Федерального закона «Об оружии».
Указанное оружие помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия УМВД России по Коломенскому городскому округу, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> хранится по настоящее время на складе Главного управления Росгвардии по Московской области.
ФИО1 до настоящего времени не принимается каких-либо действий, по отчуждению оружия в установленном законом порядке.
Оружие в течение продолжительного времени находится на складе Главного управления Росгвардии по Московской области. При этом бремя содержания оружия легло на Главное управление Росгвардии по Московской области.
Хранение оружия требует определенных затрат, в частности по поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода.
ОЛРР по Коломенскому району ФИО1 направлено уведомление о необходимости принятия мер по отчуждению оружия в установленном законом порядке. Однако никаких действий до настоящего времени ФИО1 совершено не было.
Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием. что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству.
На основании изложенного, норм действующего законодательства истец просит прекратить право собственности ФИО1 на огнестрельное оружие.
В судебном заседании представитель Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Московской области, просил удовлетворить исковые требования по основаниям изложенным в иске.
Ответчик ФИО1, в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки ответчик суду не сообщил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие либо об отложении судебного заседания. Возражений на иск не представил.
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав объяснение явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в том числе, в случае смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие.
В соответствии со статьей 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
На основании статьи 13 Закона об оружии гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Закона.
Согласно части 4 статьи 27 Закона об оружии оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в органе внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом - инспектором ОЛРР по Коломенскому району ГУ Росгвардии по Московской области изъята одна единица оружия ограниченного поражения «МР-43», 12/76 калибра, № у ФИО1 в связи с нарушением требований Федерального закона «Об оружии».
Указанное оружие помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия УМВД России по Коломенскому городскому округу, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> хранится по настоящее время на складе Главного управления Росгвардии по Московской области.
ФИО1 до настоящего времени не принимается каких-либо действий, по отчуждению оружия в установленном законом порядке, не принимается мер, направленных на возврат указанного оружия.
Материалы дела не содержат доказательств того, что ответчиком предприняты меры, направленные на оформление разрешительных документов на право хранения (хранения и ношения) оружия, либо отчуждения оружия в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач: федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
Порядок приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств и взрывчатых веществ определен Приказом Росгвардии от 15.01.2018 N9 "Об утверждении Порядка приема изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ в войсках национальной гвардии Российской Федерации".
Согласно пункту 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 (далее - Правила N814), изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, либо в органы внутренних дел.
Из указанных правовых норм следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан, на всех его стадиях, включая его изъятие из пользования, реализацию и уничтожение, являются органы войск национальной гвардии. Иные органы государственной власти правом по изъятию, приему, хранению и уничтожению оружия не наделены.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 14 указанных выше Правил N814 предусмотрено, что на территории Российской Федерации запрещается продажа оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел, либо оружия и патронов, технически непригодных для эксплуатации.
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
При этом, в силу положений статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, а также судом такое бездействие расценивается как отказ от права собственности в отношении названного оружия.
Отказ собственника от права собственности на принадлежащее ему имущество в соответствии со статьей 234 ГК РФ является основанием к прекращению на него права собственности.
Статьей 226 ГК РФ установлено, что движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Принимая во внимание, что после изъятия оружия ответчиком до настоящего времени необходимых действий, направленных на оформление разрешительного документа на право хранения или хранения и ношения оружия либо принятии решения об отчуждении оружия в установленном законом порядке, не произведено, учитывая вывод суда об отказе ответчика от права собственности на движимое имущество - оружие, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По правилам статьи 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей как издержки суда постольку, поскольку истец при подаче иска освобождался от уплаты госпошлины, а ответчик не представил доказательств наличия у него льгот по оплате госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №, выдан № ГОМ <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, на огнестрельное оружие «<данные изъяты>», <данные изъяты> калибра, №
Разрешить Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Московской области уничтожение огнестрельного оружия №, калибр <данные изъяты>, <данные изъяты>», <данные изъяты> калибра, №.
Взыскать с ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №, выдан № ГОМ <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в доход государства госпошлину за рассмотрение дела в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Московский областной суд путем подачи жалобы через Коломенский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме принято 26.04.2024.
Председательствующий /подпись/ О.Ю. Жучкова
Копия верна
Председательствующий О.Ю. Жучкова