Дело № 2-457/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2023 года г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Грибановой А.А.,
при секретаре Салаховой Л.Ю.,
с участием представителя истца Пермяковой Н.Л. - Июдиной Е.А.,
представителя ответчиков - УЗИО администрации Чайковского городского округа, Администрации Чайковского городского округа, начальника УЗИО Елькиной Л.А. - Соловьева А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковский гражданское дело по иску Пермяковой Н.Л. к Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о признании бездействия и решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконными,
установил:
Пермякова Н.Л. обратилась в суд с исковыми требованиями о признании незаконными решения начальника Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа Елькиной Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и бездействия по рассмотрению заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обосновании требований истец указала, что решением Чусовского городского народного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено, что Пермякова Н.А. и Полыгалов Л.А. являются родителями троих несовершеннолетних детей Светланы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Натальи, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Владимира ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Отцовство было подтверждено лишь в отношении дочери Светланы, в отношении остальных детей признано, что Пермякова Н.А. является матерью-одиночкой. Указанным судебным актом Пермякова Н.А. лишена родительских прав в отношении всех троих детей, Полыгалов Л.А. лишен родительских прав в отношении дочери Светланы, дети переданы по попечение в государственные детские учреждения. Пермякова Н.Л. на основании путевки от ДД.ММ.ГГГГ была направлена в Лысьвенский детский дом, где находилась до 1982г., далее направлена в Очерский детский дом, где находилась по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в профессиональном училище № 56 г. Чайковский на дневном очном отделении. Таким образом, с момента изъятия у родителей в возрасте 3-х лет и до совершеннолетия, Пермякова Н.Л. находилась на полном государственном обеспечении. Осенью 1993г. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получила выплату пособия, заселена для временного проживания в комнату в общежитии по <адрес>, общей площадью 18,8 кв.м., предоставленную сестре Светлане по договору социального найма. В указанном жилом помещении фактически проживает 4 человека - сама истец, сестра Светлана, ее двое сыновей 22 года и 18 лет. Обращение о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилья для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ оставлено ответчиком без удовлетворения со ссылкой на решение от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом заседания жилищной комиссии №.
Обращаясь за судебной защитой, истец, с учетом уточнения требований, просит о признании незаконным бездействия по рассмотрению заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и решения от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом №, об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и бездействия по рассмотрению заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 93).
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Чайковского городского округа, начальник Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа Елькина Л.А., в качестве третьего лица Территориальное управление министерства социального развития Пермского края по Чайковскому городскому округу.
Истец Пермякова Н.Л. просила о рассмотрении дела в ее отсутствии, на иске настаивала (л.д. 102).
Представитель истца по доверенности Июдина Е.А. настаивала на уточненных требованиях, приводила доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчиков УЗИО администрации Чайковского городского округа, Администрации Чайковского городского округа, начальника УЗИО Елькиной Л.А. по доверенности Соловьев А.Д. требования иска не признал, приводил доводы, изложенные в письменных возражениях. Правомерность отказа в удовлетворении заявления истца, изложенного в оспариваемом решении, оформленным протоколом жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, обосновывал требованиями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. Указал, что Пермякова Н.Л., как лицо, оставшееся без попечения родителей, имела право на заключение договора социального найма и признание нуждающейся в улучшении жилищных условий при наличии подтверждающих документов, о чем ей было указано в ответе. После предоставления в пользование и закрепления в установленном порядке жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, утратила право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма и в соответствии с п. 3 Правил не могла быть включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Гарантируемая детям, оставшимся без попечения родителей, социальная поддержка, в том числе, в виде обеспечения жилым помещением, должна быть реализована в силу ФЗ № 159-ФЗ до достижения ими 23-летнего возраста. Постановка лиц на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма носит заявительный характер и возможна при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Пермякова Н.Л. до достижения возраста 23 лет на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не встала, в компетентные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения не обращалась, утратила право на льготное обеспечение жилым помещением, поскольку перестала относиться к данной категории лиц. Обратил внимание на то, что Пермяковой Н.Л. представлены документы, которые некорректно отражают сведения об отце и лишении его родительских прав, что препятствует определению статуса ребенка-сироты. Также указал, что оспариваемое решение принято коллегиальным органом администрации Чайковского городского округа в лице жилищной комиссии, в связи с чем ответчики по настоящему делу являются ненадлежащими. Настаивая на отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме (л.д. 40-43, 146-150).
Третье лицо ТУМСР Пермского края по Чайковскому городскому округу представителя в суд не направили, представили письменное мнение. Указали, что личное дело Пермяковой Н.Л. в территориальный отдел не передавалось, сведений о включении ее в список лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеется. На учет истец не вставала, по данным ГБУ ДО ПК «ЦППМСС» сведений по Пермяковой Н.Л. не обнаружено. Доказательств, подтверждающих статус матери истца «мать-одиночка» при условии наличия данных об отце в актовых записях органа ЗАГС, не имеется. Родительских прав в отношении истца лишена только мать. Причины отсутствия попечения отца не установлены. При имеющихся обстоятельствах, полагали, что решение от ДД.ММ.ГГГГ принято жилищной комиссией обоснованно и соответствуют требованиям закона (л.д. 140-142).
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ № 159) лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, относятся к категории - дети, оставшиеся без попечения родителей. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 8 ФЗ № 159 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 1).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абз.1 п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8).
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - Правила), согласно которым формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом, либо органом местного самоуправления.
В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации (п. 2).
В список включаются: дети-сироты, лица из числа детей сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации; лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (п. 3).
В соответствии с положениями ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным (п. 2).
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Законом Пермского края от 10.05.2017 № 88 ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;
4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
5) принятие решений об исключении жилых помещений для детей- сирот из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке;
6) обеспечение содержания жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципальным образованием, на территории которого они расположены.
Постановлением администрации г. Чайковский от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании жилищной комиссии» к полномочиям жилищной комиссии отнесены, в том числе принятие решений о включении (отказе по включению) граждан в список участников жилищных программ; принятие решений об исключении граждан из списка участников жилищных программ; формирование и утверждение списков граждан - участников жилищных программ, действующих на территории Чайковского городского округа; принятие решения о включении граждан в число участников определенной жилищной программы на текущий год; проверка правомерности постановки на жилищный учет и нахождение на учете на дату включения в число участников жилищных программ; исключение из очередности для улучшения жилищных условий в случае выявления фактов несоответствия условиям участия в жилищных программах (л.д. 89-91).
На заседании жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ (протокол жилищной комиссии №) при рассмотрении заявления Пермяковой Н.Л. от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе во включении Пермяковой Н.Л. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Соответствующее уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в Список направлено в адрес Пермяковой Н.Л. с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45, 46-50).
Аналогичное решение было принято на заседании жилищной комиссии ранее, оформлено протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, Пермяковой Н.Л. не оспаривалось (л.д. 64).
Выражая несогласие с принятым жилищной комиссией решением от ДД.ММ.ГГГГ, истец обосновывает исковые требования следующим.
Пермякова Н.Л. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о рождении № родителями Пермяковой Н.Л. указаны Пермякова Н.А. (мать), Пермяков Л.А. (отец) (л.д. 17, 103).
Указанные сведения подтверждены данными органа ЗАГС администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. Имеется ссылка об отсутствии в отношении Пермяковой Н.А. актовых записей о регистрации брака (л.д. 129).
Данные Пермякова Л.А. (дата и место рождения), как и актовые записи об установлении указанным гражданином отцовства в отношении Пермяковой Н.Л. не установлены (л.д. 194).
Решением Чусовского народного городского суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Пермякова Н.А. (мать истца), Полыгалов Л.А. состояли в фактически брачных отношениях, имея от совместной жизни троих детей – дочь Светлану, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Наталью, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Владимира, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Отцовство Полыгаловым Л.А. установлено лишь в отношении дочери Светланы. В отношении остальных детей – Натальи и Владимира признано, что Пермякова Н.А. является матерью-одиночкой.
Вступившим в законную силу судебным актом по делу № постановлено лишить Пермякову Н.А. родительских прав в отношении всех троих детей, Полыгалова Л.А. – в отношении дочери Светланы с передачей детей в государственные детские учреждения (л.д. 132).
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на основании путевки от ДД.ММ.ГГГГ № Пермякова Н.Л. была направлена в Лысьвенскую школу-интернат (детский дом), спустя 4 года перенаправлена в Вознесенский детский дом, куда выбыла ДД.ММ.ГГГГ. В Очерский детский дом Пермякова Н.Л. поступила ДД.ММ.ГГГГ, где проживала 8 лет и выбыла ДД.ММ.ГГГГ по достижении 15 лет в ГСПТУ-56 г. Чайковский для обучения и проживания (очное дневное отделение) по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-31, 74, 134).
В алфавитной книге движения воспитанников Очерского детского дома Пермякова Н.Л. числится под реестровым №, как ребенок-сирота, оставшийся без попечения родителя (мать лишения родительских прав) (л.д. 131).
Данные обстоятельства подтверждают нахождение Пермяковой Н.Л. на полном государственном обеспечении с момента изъятия у родителей и помещения в государственное детское учреждение (детский дом) до достижения ею совершеннолетия и окончания учебного учреждения.
До помещения в детский дом согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Пермякова Н.Л. проживала по <адрес>. Однако сведений о наличии закрепленного за истцом жилья, решение (постановление) о постановке на льготную очередь на улучшение жилищных условий не имеется (л.д. 130 оборот).
Пермякова Н.Л. достигла 23-летнего возраста ДД.ММ.ГГГГ.
Сведений о наличии решений (постановлений) о постановке Пермяковой Н.Л. на льготную очередь на улучшение жилищных условий ни в одном из государственных органов, в том числе детских и учебном учреждениях, в которых последняя находилась в период с 1978г. по 1993г., а также Архивах местных органов власти и ГБУ ДО ПК «ЦППМСС» не имеется (л.д. 143, 145, 156, 157, 165).
По данным ТУМСР Пермского края по Чайковскому городскому округу территориальным управлением были приняты личные дела лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 1987г. Данные о местонахождении личных дел по лицам указанной категории с 1986г. и ранее в архивном отделе отсутствуют.
Истец указывает, что осенью 1993г. для временного проживания была предоставлена комната в общежитии по <адрес>.
Во исполнении постановления администрации г. Чайковского от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждена выписка из протокола заседания президиума профкома АО «Чайковский текстиль» от ДД.ММ.ГГГГ №, произведена передача общежитий в муниципальную собственность и выдача ордеров на жилье гражданам, проживающим в доме № по ул. Кабалевского, кроме комнат №№, поскольку граждане занимают койко-место (л.д. 86-87).
Согласно выписке из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете по <адрес> состоят с ДД.ММ.ГГГГ - Полыгалова С.Л. (сестра истца), с ДД.ММ.ГГГГ - Полыгалова Н.Л. (истец), а также дети Полыгаловой С.Л. - Полыгалов К.А. (с ДД.ММ.ГГГГ) и Полыгалов Д.А. (с ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 78).
Жилое помещение фактически предоставлено сестре истца Пермяковой С.Л. в связи с трудовой деятельностью в АО «Чайковский текстиль». На данный момент дилое помещение передано в муниципальную собственность. Ордер на данное жилое помещение не найдет.
Фактическое проживание Пермяковой Н.Л. в предоставленном органом местного самоуправления жилом помещении и регистрацию по указанному адресу (л.д. 78,86,87) подтверждено документально.
Права Пермяковой Н.Л. на иные помещения, по данным ЕГРН не зарегистрированы (л.д. 77).
Разрешая спор, суд исходит из тех обстоятельств, что в соответствии со ст. 31 ГК РФ опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
В соответствии со ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Положениями ст. 145 СК РФ установлено, что опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенное в Определении от 25.01.2012 № 181-О-О, основаниями, позволяющими отнести несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, являются многообразие жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов, и предоставление таким детям дополнительных гарантий по социальной поддержке.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Пермякова Н.Л. до достижения возраста 18 лет в установленном порядке приобрела статус «ребенок-сирота» или «ребенок, оставшийся без попечения родителей».
Представленным судебным актом от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в отношении истца лишена родительских прав только мать Пермякова Н.А. Данные отца, приведенные в решении (Полыгалов Л.А.), не соответствуют данным, внесенным в актовую запись о рождении и свидетельство о рождении истца. Полыгалов Л.А. лишен родительских прав в отношении единственного ребенка – дочери Светланы, отцовство по которой установлено документально. Доказательств, достоверно подтверждающих статус Пермяковой Н.А., как матери-одиночки, в отношении детей Натальи (истец) и Владимира, не представлено. Сведения о причинах отсутствия попечения со стороны отца (Пермякова Л.А.) отсутствуют.
Таким образом, наличие сведений, содержащихся в документах истца об отце, препятствовало определению Пермяковой Н.Л. статуса «ребенок-сирота» или «ребенок, оставшийся без попечения родителей», и как следствие, делает невозможным включение в Список на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма в соответствии с п. 3 Правил. Органами ЗАГС также не представлено сведений о том, что данные об отце Пермяковой Н.Л. в свидетельстве о рождении внесены со слов матери.
Вступление в законную силу судебного акта повлекло за собой фактическое его исполнение путем изъятия Пермяковой Н.Л. у матери и помещение ее в государственные детские учреждения на полное государственное обеспечение, в связи с чем Пермякова Н.Л. до достижения 23-х лет могла реализовать право на обращение с заявлением для включения в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма с предоставлением подтверждающих документов.
Доводы представителя истца об очевидности из решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, что у Пермяковой Н.Л. отец отсутствовал, и истец стала ребенком без попечения родителей, судом отклоняется. В решении суда указано, что при изъятии детей у Пермяковой Н.Л., она проживала на тот момент с Полыгаловым Л.А.. В свидетельстве о рождении Пермяковой Н.Л. отцом ребенка указан Пермяков Л.А.. Совпадение имени и отчества в указанных документах не доказывает факт того, что это одно и то же лицо. Ответчик и указал о непредставлении подтверждающих документов, что истец осталась без попечения родителей.
Действий по постановке на учет в качестве нуждающейся, не производилось истцом вплоть до 2022 года.
В силу положений Федерального закона № 159 (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Постановка лиц на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, носит заявительный характер и возможна при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в компетентные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Установлено, что до указанного возраста на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с заявлением не обращалась. Впервые с соответствующим заявлением обратилась после достижения возраста 23-х лет, в возрасте 47 лет, когда прекращается возможность требовать предоставление социальной гарантии в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159.
Доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших истцу обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением, не представлено. Не информированность истца о заявительном характере такого обращения уважительность причин пропуска установленного законодателем срока не подтверждает и основанием для восстановления утраченного права не является.
Пермякова Н.Л. по настоящее время проживает в предоставленном жилом помещении по <адрес> фактически с осени 1993 года (л.д. 6), на условиях социального найма, состоит на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78), обеспечена жильем, что подтверждает отсутствие оснований для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, непредставления при подаче заявления документов, подтверждающих статуса «ребенок-сирота» или «ребенок, оставшийся без попечения родителей», пропуск срока обращения для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспеченность жилым помещением, суд приходит к мнению о законности и обоснованности принятого жилищной комиссией администрации Чайковского городского округа решения от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя истца относительно не выполнения уполномоченными органами функций по защите прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, отклоняются, поскольку с 18 до 23 лет (с 1993 по 1998 года), истец стала совершеннолетней, работала, с ДД.ММ.ГГГГ стала проживать по месту регистрации, имела возможность самостоятельно защитить нарушенное право.
Наличие бездействия ответчиков не установлено, поскольку по результатам рассмотрения заявления истца принято оспариваемое решение.
Доводы о необоснованном отказе Пермяковой Н.Л. о постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, судом отклоняются. Из содержания заявления истца о постановке на учет она обращалась как лицо, оставшаяся без попечения родителей. Иных оснований, истцом не указывалось. Пермякова Н.Л. не лишена права на обращение с таким заявлением в орган местного самоуправления.
Ввиду недоказанности истцом нарушения ответчиками требований закона, ее прав и законных интересов в порядке действия ФЗ № 159-ФЗ, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 144, 193, 194, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пермяковой Н.Л. (паспорт: №) к Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (ИНН 5959002592), Администрации Чайковского городского округа (ИНН 5959002433), начальнику УЗИО администрации Чайковского городского округа Елькиной Л.А. (ИНН №) о признании бездействия и решения от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом №, незаконными, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд.
Судья: подпись А.А.Грибанова
Мотивированное решение составлено 03.05.2023.
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи _____________________________________ (А.А. Грибанова) Секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Чайковского городского суда Пермского края _____________________ (Л.Ю.Салахова) «_____» _____________ 20__ г |
Решение (определение) ___ вступило в законную силу.
Подлинный документ подшит в деле № 2- 457 /2023
УИД 59RS0040-01-2023-000276-56
Дело находится в производстве
Чайковского городского суда Пермского края