Судья: Сурков В.П. адм. дело № 33а-513/2022 (33а-14296/2021)
№2а-3066/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2022 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Лёшиной Т.Е., Сивохина Д.А.,
при секретаре Нугайбековой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Овинниковой А.Н. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 02.09.2021 по административному делу № 2а-3066/21 по административному иску Овчинниковой А.Н. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., пояснения представителя административного истца Егорова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Овчинникова А.Н. обратилась в суд с административным иском к департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В обоснование заявленных требований указала, что она обратилась в департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 587 кв. м для ведения садоводства. Распоряжением департамента градостроительства от 02.06.2021 года № ей отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. В своём распоряжении департамент градостроительства г.о. Самара ссылается на основания указанные в п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ мотивируя отказ тем, что разработка схемы расположения земельного участка произошла с нарушениями предусмотренных ст.11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам. Образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами. Согласно данным картографической основы ЕГРН и представленным документам испрашиваемый земельный участок расположен на территории, занятой деревьями лиственных пород (ценных, декоративных пород). В соответствии с информацией департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара земельный участок, занятый зелеными насаждениями относится к зеленому фонду г.о. Самара. Согласно п.20 ст.2 Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районо г.о. Самара, утверждённых постановлением главы г.о. Самара от 08.08.2019 года №444 зелёный фонд – совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зелёных зонах, лесопарковых зонах и на других озелененных территориях в границах городского округа. Считает, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанным основаниям, является незаконным и необоснованным, поскольку, Земельный кодекс РФ не предусматривает соответствующего обоснования для отказа. Ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зелёного фонда города. Согласно карте правового зонирования действующих правил застройки и землепользования г.о. Самара, утверждённых постановлением Самарской городской думы от 26.04.2011 года №61 испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1. Ведение садоводства относится к основным видам разрешённого использования в указанной территориальной зоне, в связи с чем, размещение испрашиваемого участка в указанной зоне соответствует разрешённым видам использования земельных участков.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила суд признать незаконным отказ департамента градостроительства г.о. Самара в предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязать департамент градостроительства г.о. Самара устранить допущенные нарушения путём повторного рассмотрения соответствующего заявления.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 02.09.2021 в удовлетворении административных исковых требований Овчинниковой А.Н. отказано (л.д. 129-131).
В апелляционной жалобе Овчинникова А.Н. просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 141-143).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Егоров В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившегося представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В силу п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Овчинникова А.Н. является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии № от 03.12.2001, выданным Управлением социального обслуживания и защиты населения администрации Промышленного района г. Самары (л.д. 10).
Овчинникова А.Н. обратилась в департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в собственность для ведения садоводства (л.д. 42-44).
Распоряжением департамента градостроительства от 02.06.2021 года № Овчинниковой А.Н. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена (л.д. 11).
Из указанного распоряжения следует, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило то обстоятельство, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, предусмотренным п.16 ст.11.10. Земельного кодекса РФ.
Согласно сведениям, предоставленным управлением Росреестра по Самарской области, информации о предоставлении Овчинниковой А.Н. каких-либо объектов недвижимости на территории Российской Федерации не имеется (л.д. 59, 71).
Согласно служебной записке № от 24.05.2021 на имя руководителя управления образования земельных участков ФИО6, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 587 кв.м. в соответствии с приложением № ПЗЗ Карта ЗОУИТ, не расположен в границах лесов Самарского лесничества, не расположен в границах противопожарной защиты лесов (л.д.50-51).
Материалами дела установлено, что на испрашиваемом земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> площадью 587 кв.м., особо охраняемые природные территории регионального значения отсутствуют, что подтверждается ответом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (л.д. 57).
Из ответа заместителя руководителя департамента городского хозяйства и экологии – руководителя управления охраны окружающей среды Д.В. Хаистова № от 18.05.2021 следует, что испрашиваемый земельный участок не является озелененной территорией общего пользования, сведения которого внесены в реестр муниципального имущества г.о. Самара. Сведениями о принадлежности испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 587 кв.м., к озелененной территории общего пользования, озелененной территории ограниченного пользования или озелененной территории специального назначения департамент не располагает. Для получения сведений о наличии (отсутствии) зеленых насаждений на испрашиваемом земельном участке Департаменту градостроительства г.о. Самара следует обратиться по компетенции в администрацию Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара. Дополнительно сообщено, что в ходе работы с общедоступной кадастровой картой и при использовании сведений зон с особыми условиями использования территорий, установлено, что испрашиваемый земельный участок в состав городских лесов площадью 8118 га не входит и к территориям городских лесов не относится (л.д. 85-86).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно данным картографической основы ЕГРН и представленным документам испрашиваемый земельный участок расположен на территории, занятой деревьями лиственных пород (ценных, декоративных пород). В соответствии с информацией департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара от 18.05.2021 года № земельный участок, занятый земельными насаждениями относится к зеленому фонду городского округа Самара, в связи с чем, суд пришел к выводу, что административный ответчик правомерно отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, соответственно права истицы действиями ответчика не нарушены.
С указанными выводами суда судебная коллегия не может согласиться в виду следующего.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения.
Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Приказом Госстроя России от 15.12.1999г. № утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу указанных норм ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.
Между тем, доказательств этому не представлено.
Как следует из сведений, предоставленных руководителем управления информационного обеспечения градостроительной деятельности № Д05-05/2288 от 24.05.2021, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), не расположен в границах лесов Самарского лесничества, не расположен в границах противопожарной защиты лесов.
Материалами дела не подтверждается отнесение испрашиваемого земельного участка к зоне зеленого фонда или лесного фонда.
Судебная коллегия не может согласиться с позицией административного ответчика, принятой во внимание судом первой инстанции о том, что согласно информации, изложенной в письме департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара от 18.05.2021 №, согласно которой при наличии зеленых насаждений на испрашиваемом земельном участке, он будет относиться к зеленому фонду г.о. Самары. При этом, согласно сведениям департамента градостроительства г.о. Самары образуемый земельный участок занят зелеными насаждениями.
Согласно постановлению администрации городского округа Самара от 16.09.2009 N 880 «Об утверждении Порядка инвентаризации и паспортизации зеленых насаждений городского округа Самара» учет зеленых насаждений осуществляется в соответствии с Порядком инвентаризации и паспортизации зеленых насаждений городского округа Самара, утвержденным постановлением администрации городского округа Самара от 16 сентября 2009 года N 880. департаменту благоустройства и экологии администрации городского округа Самара: проводить инвентаризацию и паспортизацию зеленых насаждений городского округа Самара на ландшафтно-архитектурных объектах общего пользования, расположенных на землях, находящихся в собственности городского округа Самара, в отношении которых департамент благоустройства и экологии администрации городского округа Самара осуществляет функции заказчика работ по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию.
Между тем, согласно указанного письму департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара от 18.05.2021 №, испрашиваемый земельный участок не является озелененной территорией общего пользования, сведения о котором внесены в реестр муниципального имущества г.о. Самара. В ходе работы с общедоступной кадастровой картой и при использовании сведений зон с особыми условиями использования территории было установлено, что заявленный земельный участок в состав городских лесов площадью 8118 га не входит, и к территориям городских лесов не относится. Для получения информации о наличии (отсутствии) зеленых насаждений на испрашиваемом земельном участке следует обратиться по компетенции в администрацию Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара.
Также следует отметить, что на порядок использования и охраны зеленых насаждений в любом случае самое непосредственное влияние оказывает правовой режим земельных участков и территорий, на которых они расположены.
Согласно материалам дела в Едином государственном реестре прав запись о регистрации права на испрашиваемый земельный участок отсутствует, этот участок не находится в границах красных линий, не является территорией общего пользования, расположен в зоне малоэтажной застройки индивидуальными домами (Ж-1), участок не относится к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, находящихся в распоряжении департамента лесного хозяйства, находится вне границ противопожарной защиты зоны лесов.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что в данном случае имеется недоказанность обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика от 02.06.2021 № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требования о признании распоряжения незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков.
С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления данная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 02 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение, в соответствии с которым административное исковое заявление Овчинниковой А.Н. к Департаменту градостроительства городского округа Самара удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара № от 02.06.2021 об отказе Овчинниковой А.Н. в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Возложить на Департамент градостроительства г.о. Самара обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Овчинниковой А.Н. от 30.04.2021 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: