Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-204/2022 от 08.06.2022

Судья Нуриева А.В.

№21-204/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

29 июня 2022 г.

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Пупышевой М. А. на постановление начальника Управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы
от 24 декабря 2021 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

на основании постановления должностного лица ФАС России от 24 декабря 2021 г.
исполняющая обязанности Председателя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Пупышева М.А. признана виновной в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.5 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

По результатам судебного пересмотра постановление должностного лица с учетом положений ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ изменено путем уменьшения размера административного штрафа до 25000 рублей, в остальной части - оставлено без изменения.

В поданной в вышестоящий суд жалобе Пупышева М.А. просит отменить акты субъектов административной юрисдикции и прекратить производство по делу на основании ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, мотивируя свои доводы отсутствием умысла на совершение вменяемого деяния, неясностью принятого ФАС России решения, что явилось препятствием для своевременного его исполнения, и малозначительностью выявленного правонарушения.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В силу подп.«а» п.21, п.24 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2018 №533, федеральный антимонопольный орган по результатам рассмотрения спора принимает, в том числе решение об удовлетворении требований, указанных в заявлении (полностью или частично). Решение, указанное в подп.«а» п.21 настоящих Правил, подлежит обязательному исполнению в течение одного месяца (если в решении не указан иной срок) и может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно п.81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.

Исходя из п.49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2, расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с п.47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с п.48 Методических указаний.

Частью 5 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).

Распоряжением Главы Республики Карелия от 14 июля 2021 г. №392-р на Пупышеву М.А. с 17 июля 2021 г. возложено исполнение обязанностей Председателя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденным постановлением Правительства РК от 01.11.2010 №232-П, данное ведомство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, природный и (или) сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами, цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), контроля за раскрытием информации в соответствии со стандартами, за установлением цен, тарифов и надбавок органами регулирования муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия. Государственный комитет возглавляет Председатель, который осуществляет руководство Государственным комитетом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Государственный комитет функций (пп.1, 12, 14).

Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявления ПАО «МРСК Северо-Запада» о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике ФАС России 23 июля 2021 г. принято решение , согласно которому Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам допустил нарушение требований п.7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178 (п.1).

Данным решением признаны экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» расходы по статье «Индексация возврата сглаживания, накопленного за первый долгосрочный период регулирования» в сумме 60 399,64 тыс. рублей. Органу исполнительной власти Республики Карелия предписано произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно п.23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, на основании мотивировочной части решения по статье затрат «Величина сглаживания в соответствии с п.7 Основ ценообразования №1178» (пп.3, 4).

В соответствии с п.5 резолютивной части решения органу регулирования в срок до 01 сентября 2021 г. надлежало пересмотреть необходимую валовую выручку, единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2021 год, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пп.3, 4 настоящего решения, с учетом непревышения предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных ФАС России по Республике Карелия на 2021 год, с учетом возможности применения механизма сглаживания, предусмотренного п.7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Также установлено, что во исполнение решения ФАС России, которое обжаловано не было, Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам 27 августа 2021 г. было принято подписанное Пупышевой М.А. постановление №50, в соответствии с которым необходимая валовая выручка Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2021 год увеличена на 273 080,63 рублей.

Признав в решении от 06 октября 2021 г. тот факт, что Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам не исполнил требования п.5 резолютивной части решения от 23 июля 2021 г. , в соответствии с которым должен пересмотреть тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия для ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2021 год, комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что пересмотр необходимой валовой выручки без соответствующего пересчета индивидуальных и единых (котловых) тарифов является нарушением порядка расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, определенного положениями п.49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2.

Поскольку в указанный в решении антимонопольного органа срок не осуществлен пересмотр установленных индивидуальных и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в связи с исключением из необходимой валовой выручки Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2021 г. необоснованных расходов (доходов), постановлением уполномоченного должностного лица ФАС России от 24 декабря 2021 г., оставленным по существу без изменения по результатам судебного пересмотра, Пупышева М.А. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.5 ст.19.5 КоАП РФ.

Подвергнув анализу все необходимые обстоятельства, подлежащие выяснению по данному делу, оценив их в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ применительно к заложенной в ч.5 ст.19.5 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения, возложенным на руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации служебным обязанностям и сфере специального нормативного регулирования, должностное лицо и судья пришли к правильным выводам о наличии в рассматриваемом случае события и квалифицирующих признаков объективной и субъективной сторон состава выявленного правонарушения.

Обстоятельства допущенного нарушения подтверждаются собранными по данному делу доказательствами в их совокупности, которым дана оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.

Определенная судьей с учетом применения положений чч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ мера ответственности соответствует конституционным принципам справедливости, законности, неотвратимости административного наказания и согласуется с его предупредительными целями.

Должностным регламентом Председателя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (п.6.2.2) предусмотрено требование об обладании рядом профессиональных знаний в сфере законодательства Российской Федерации, в том числе Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2.

Таким образом, обладая специальными познаниями в затронутой сфере, в случае неясности содержания адресованного Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам решения либо возникновения сомнений в способе его исполнения Пупышева М.А. не была лишена возможности обращения в ФАС России в целях получения соответствующих разъяснений, что и было впоследствии сделано.

В данном случае принятие органом регулирования вопреки решению ФАС России постановления №50 от 27 августа 2021 г. на раскрытом выше экономически необоснованном уровне свидетельствует о совершении привлекаемым лицом инкриминируемого ему деяния.

При рассмотрении дела об административном правонарушении и пересмотре постановления одним из предметов исследования явился также вопрос о возможности освобождения лица от административной ответственности по основанию, предусмотренному ст.2.9 КоАП РФ, и субъектами административной юрисдикции было правильно учтено, что, поскольку инкриминируемое правонарушение, объектом которого является установленный порядок управления, посягает на охраняемые законом общественные правоотношения в области регулирования государством цен (тарифов), оно не может быть отнесено к разряду малозначительных.

Выводы должностного лица и судьи об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии указанных в ст.2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, с учетом особой значимости охраняемых правоотношений и конкретных обстоятельств дела основаны на правильном толковании положений указанной нормы и разъяснения органа высшей судебной власти, отраженного в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности принятых по делу актов, в жалобе не заявлено.

Поскольку нашел подтверждение факт неисполнения решения ФАС России в части пересмотра установленных индивидуальных и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в связи с исключением из необходимой валовой выручки Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» 2021 года необоснованных расходов (доходов) и существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, постановление должностного лица с учетом изменения его в судебном порядке и решение судьи надлежит оставить без изменения, жалобу привлекаемого лица - без удовлетворения.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника Управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы от 24 декабря 2021 г. с учетом изменения его в судебном порядке и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Пупышевой М. А. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).

Судья Н.А.Колбасова

21-204/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Пупышева Марина Александровна
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Колбасова Наталья Анатольевна
Статьи

ст. 19.5 ч.5 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--kar.sudrf.ru
09.06.2022Материалы переданы в производство судье
29.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2022Дело оформлено
05.07.2022Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее