2а-2275/2024
73RS0001-01-2024-001760-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2024 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Сизова И.А.,
при секретаре Лысовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивлева Кирилла Александровича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, ведущему судебному приставу – исполнителю отделения судебных приставов по Барышскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Сидоровой Наталье Владимировне, заместителю начальника отделения-заместителю старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Барышскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Деткиной Наталье Викторовне, начальнику отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Крайнову Дмитрию Викторовичу, Прокуратуре Ульяновской области, старшему помощнику прокурора Ульяновской области по рассмотрению обращений и приему граждан Асташевскому Александру Владимировичу о признании незаконными и отмене решений,
УСТАНОВИЛ:
Ивлев К.А. обратился в суд с административным иском, в обоснование указав, что на исполнении в ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области находится исполнительное производство №-ИП.
05.02.2024 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
06.02.2024 административным истцом на вышеуказанное постановление подана жалоба начальнику отделения-старшему судебному приставу ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области.
19.02.2024 жалоба административного истца рассмотрена, дан ответ.
24.02.2024 административным истцом подана жалоба в УФССП России по Ульяновской области на постановление судебного пристава-исполнителя от 05.02.2024 и ответ на жалобу ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области.
27.02.2024 административным истцом получен ответ на обращение от УФССП России по Ульяновской области, согласно которого жалоба перенаправлена для разрешения в ОСП по Барышскому району Ульяновской области УФССП России по Ульяновской области.
Ивлев К.А. направил жалобу в Прокуратуру Ульяновской области на действия УФССП России по Ульяновской области по переправлению жалобы в ОСП по Барышскому району.
Однако письмом от 29.02.2024 административному истцу сообщено, что жалоба на действия должностных лиц УФССП России по Ульяновской области перенаправлена для разрешения в Прокуратуру Барышского района Ульяновской области.
Истец считает действия УФССП России по Ульяновской области, Прокуратуры Ульяновской области незаконными, ему не понятно чем руководствовались должностные лица Прокуратуры Ульяновской области, перенаправив жалобу за 150 км. от г.Ульяновска.
Просил суд:
-признать незаконным и отменить решение Прокуратуры Ульяновской области от 29.02.2024 по перенаправлению жалобы в Прокуратуру Барышского района Ульяновской области;
-признать незаконным и отменить решение УФССП России по Ульяновской области от 27.02.2024 по перенаправлению жалобы в ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области;
-обязать УФССП России по Ульяновской области надлежащим образом рассмотреть жалобу Ивлева К.А.;
-обязать Прокуратуру Ульяновской области взять на контроль рассмотрение жалобы УФССП России по Ульяновской области.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель УФССП России по Ульяновской области в судебном заседании просил в иске отказать.
Представитель Прокуратуры Ульяновской области в судебном заседании просил в иске отказать.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из содержания вышеприведенных норм, признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемых действия (бездействия) и решений нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которое регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее ФЗ N 59-ФЗ).
Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации регламентирован ФЗ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ФЗ N 2202-1), ФЗ N 59-ФЗ и Инструкцией N 45.
На основании частей 1 и 2 статьи 10 ФЗ N 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 10 ФЗ N 2202-1 ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 ФЗ N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно части 1 статьи 8 ФЗ N 59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 8 ФЗ N 59-ФЗ, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственных органов, органов местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Пункты 4 и 5 части 1 статьи 10 ФЗ N 59-ФЗ устанавливают, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 ФЗ N 59-ФЗ).
Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 г. N 45 (далее Инструкция), предусмотрено, что по обращению, поступившему в органы прокуратуры, может быть принято решение о направлении обращения в другой орган (абзац пятый пункта 3.1), подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения (пункт 3.5).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяет Федеральный закон от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение наряду с другими актами и документами судебных актов (статья 2 ФЗ от 02 октября 2007 года №229-ФЗ).
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункты 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ).
В части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с указанным Законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее - Закон об органах принудительного исполнения) в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего получает необходимую информацию, объяснения и справки; входит в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производит осмотры указанных помещений и хранилищ; арестовывает, изымает, передает на хранение и реализует арестованное имущество; налагает арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; вызывает граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве.
29.02.2024 в Прокуратуру Ульяновской области поступило обращение представителя административного истца Ивлева К.А. – Городецкого А.А. о несогласии с действиями должностных лиц ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области, УФССП России по Ульяновской области (том 1 л.д. 74).
Согласно п.3.2 Инструкции, обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
В связи с чем, Прокуратурой Ульяновской области обращение Городецкого А.А. перенаправлено в Прокуратуру Барышского района Ульяновской области и там зарегистрировано 04.03.2024.
03.04.2024 Прокуратурой Барышского района Ульяновской области в адрес Городецкого А.А, дан ответ на обращение в установленные сроки и по доводам обращения (том 1 л.д. 76).
В статье 123 ФЗ N 229-ФЗ жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.
Исходя из приведенных правовых норм, обращение гражданина об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, поступившее в органы прокуратуры и не проверенное старшим судебным приставом, в порядке подчиненности направляется прокурором в его адрес.
При таких обстоятельствах, действия органов прокуратуры по перенаправлению жалобы на действия судебного пристава-исполнителя в нижестоящие прокуратуры является законным и обоснованным.
Соответственно, основания для удовлетворения требования о признании незаконным решения от 29.02.2024 Прокуратуры Ульяновской области – отсутствуют
На исполнении в ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области находится исполнительное производство №-ИП об обязании должника Ивлева К.А. за свой счет устранить препятствия с пользовании ФИО4 квартирой № дома по <адрес> в р.<адрес> Ульяновской области, путем восстановления водоснабжения и канализации <адрес>.
Постановление о возбуждении исполнительного производства, вынесенное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, отправлено должнику в единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг — 22.11.2023, которое получено и прочитано должником — 03.12.2023.
После извещения о возбуждении исполнительного производства Ивлев К.А. обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением о разъяснении способа и рядка исполнения судебного акта. В удовлетворении данного заявления было отказано.
Статьей 32 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка исполнения.
Статьей 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определены следующие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий). Указанная норма содержит исчерпывающий перечень совершаемых судебным приставом-исполнителем исполнительных действий.
Судебным приставом-исполнителем совершаются исполнительные действиянаправленные на исполнение требований исполнительного документа.
05.02.2024 в связи с неисполнением должником требований исполнительногодокумента вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установления должнику нового срока исполнения требований исполнительного документа.
24.02.2024 посредством сервиса личный кабинет стороны исполнительного производства от представителя по доверенности Ивлева К.А. - Городецкого А.А. в УФССП России по Ульяновской области поступила жалоба, поданная в порядке подчиненности.
Согласно ст.124 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов, а также на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается на бумажном носителе или в форме электронного документа. Жалоба на бумажном носителе должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Полномочия представителей сторон исполнительного производства при подаче жалобы в форме электронного документа оформляются и подтверждаются в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона.
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие) может быть подана через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В жалобе должны быть указаны:
1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются, или наименование, дата и номер обжалуемого постановления Федеральной службы судебных приставов;
2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации
3) основания, по которым обжалуется постановление Федеральной службы судебных приставов, а также постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;
4) требования лица, подавшего жалобу.
Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на десять дней
В жалобе, поступившей от представителя административного истца Ивлева К.А. указано о несогласии с вынесенным ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Барышскому району Управления Сидоровой Н.В. 05.02.2024 постановлением о взыскании с должника исполнительского сбора.
Текст жалобы не содержит ссылки на обжалование постановления начальника отделения-старшего судебного пристава ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области.
Согласно ст.123 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.
Жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов подается судебному приставу-исполнителю, ведущему исполнительное производство, по которому вынесено такое постановление. В случае обжалования постановления Федеральной службы судебных приставов об отказе в возбуждении исполнительного производства жалоба подается старшему судебному приставу указанного в таком постановлении подразделения судебных приставов.
Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.
Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подразделения Федеральной службы судебных приставов, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава указанного подразделения, на их действия (бездействие) подается заместителю главного судебного пристава Российской Федерации.
Жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации или заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.
Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.
В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу
Руководствуясь указанными нормами 27.02.2024 жалоба Городецкого А.А., поданная в интересах Ивлева К.А., направлена посредством системы электронногодокументооборота в ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области.
Постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшегосудебного пристава ОСП по Барышскому району Управления Деткиной Н.В. от 28.02.2024 отказано в рассмотрении жалобы по существу.
Таким образом, жалоба административного истца рассмотрена уполномоченным должностным лицом, в установленные законом сроки.
При таких обстоятельствах правовые и фактические основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.
Согласно абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
-об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
-об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Ивлева Кирилла Александровича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, ведущему судебному приставу – исполнителю отделения судебных приставов по Барышскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Сидоровой Наталье Владимировне, заместителю начальника отделения-заместителю старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Барышскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Деткиной Наталье Викторовне, начальнику отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Крайнову Дмитрию Викторовичу, Прокуратуре Ульяновской области, старшему помощнику прокурора Ульяновской области по рассмотрению обращений и приему граждан Асташевскому Александру Владимировичу о признании незаконными и отмене решений – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Срок принятия решения в окончательной форме 18.06.2024
Судья И.А. Сизов