ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 февраля 2024 г. по делу № 5-2/2024
УИД 75RS0009-01-2024-000013-67
Судья Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края Намнанова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении МОУ Широкинская СОШ,
установил:
Из протокола об административном правонарушении от 28.12.2023 № 75-002696, составленного старшим госинспектором Межрегионального территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю ФИО6 следует, что МОУ Широкинская СОШ допустило осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), по адресу: 673634, Забайкальский край, Газимуро-Заводский район, п.Новоширокинский, дом 35, а именно, 23.11.2023 09 час. 30 мин. на автобусе марки <данные изъяты> г.р.з. <данные изъяты> под управлением водителя Зверева Сергея Анатольевича, с нарушением порядка предрейсового контроля технического состояния автобуса - не проверена исправность и работоспособность аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС. Наличие сведений о транспортном средстве марки <данные изъяты> г.р.з. <данные изъяты> в КИАСК-ТС-РВ РОСТРАНСНАДЗОРА отсутствуют.
Согласно путевому листу без номера от 22-23.11.2023 перевозчиком является МОУ Широкинская СОШ, которая имеет лицензию на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (перевозки автобусами иных лиц лицензиата для собственных нужд) № <данные изъяты> от 26.07.2019. Транспортное средство <данные изъяты> г.р.з. М372ТТ 75 включен в реестр лицензии МОУ Широкинская СОШ.
Тем самым МОУ Широкинская СОШ нарушило требования:
- подпункта «д» пункта 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утв. Постановлением Правительства РФ от 7.10.2020 № 1616.
-п.п.1, 3 Правил оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2020 № 2216;
- п. 7 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утв. приказом Минтранса России от 15.01.2021 № 9.
Действия МОУ Широкинская СОШ квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебное заседание директор МОУ Широкинская СОШ Будникова А.С. не явилась, о дне и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, возражений не имела, согласна с протоколом, просит назначить наказание в минимальном размере, в связи с тяжелым материальным положением школы, о чем поступила телефонограмма.
В судебное заседание представитель МТУ Ространснадзора по ДФО ТОГАДН по Забайкальскому краю Никитин С.Н. не явился, о дате и месте рассмотрения протокола извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении административного протокола в отношении МОУ Широкинская СОШ без его участия.
Изучив представленные материалы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны в том числе: обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (абзац седьмой).
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны в том числе: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 22-ФЗ от 14 февраля 2009 года «О навигационной деятельности» в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.
В силу пункта 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1616 от 7 октября 2020 года (далее по тексту - Положение о лицензировании), лицензиат обязан выполнять лицензионные требования, в том числе допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (подпункт «д»).
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2020 г. № 2216 установлен порядок оснащения транспортных средств, отнесенных в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) (далее - технический регламент) к транспортным средствам категорий М2, М3 и транспортным средствам категории N, используемых для перевозки опасных грузов (далее - транспортные средства), аппаратурой спутниковой навигации в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов.
Транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям: соответствует требованиям технического регламента; обеспечивает определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Пунктом 7 Порядка организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспортных средств (утв. Приказом Минтранса России от 15.01.2021 года № 9, при проведении контроля должны быть проверены исправность аппаратуры спутниковой навигации.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно подпункту «д» пункта 8 Положения о лицензировании, лицензиат обязан допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В соответствии с пунктом 39 Положения о лицензировании нарушение лицензионных требований, при осуществлении лицензируемой деятельности к грубым нарушениям относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а», «д», «з», «к» и «н» пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
К таким последствиям названная норма Федерального закона о лицензировании относит: 1. возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2. человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Судом установлено, что в отношении МОУ Широкинская СОШ на основании решения о проведении постоянного рейда от 14.04.2023 № 75/2-р был проведен постоянный рейд, в результате которого выявлены нарушения требований Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Согласно путевому листу без номера от 22-23.11.2023 года в период с 9.30 час. осуществлялась перевозка пассажиров для собственных нужд юридического лица по маршруту Новоширокинский – Краснокаменск - Новоширокинский с грубым нарушением требований, а именно: с нарушением порядка предрейсового контроля технического состояния автобуса <данные изъяты> г.р.з. <данные изъяты> - не проверена исправность и работоспособность аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС.
Выявленные вышеприведенные грубые нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпункт «д» пункта 8 Положения о лицензировании, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью пассажиров, послужили основанием для составления должностным лицом административного органа 28.12.2023 года в отношении МОУ Широкинская СОШ протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения МОУ Широкинская СОШ правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достоверно подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: актом постоянного рейда от 23.11.2023, протоколом инструментального обследования № 171 от 23.11.2023, копией путевого листа, а также иными доказательствами, имеющимися в материалах дела и оцененными в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, использование транспортных средств относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, и, следовательно, предполагает законодательное установление специальных условий, соблюдение которых позволяет заниматься такой деятельностью, и повышенной ответственности осуществляющих ее субъектов. Характер рассматриваемого административного правонарушения посягает на безопасность дорожного движения, основными принципами которого являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Осуществление перевозки транспортным средством, не прошедшим предрейсовый технический осмотр создает угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, а применительно к обстоятельствам конкретного дела - пассажиров школьного автобуса (детей).
Анализируя изложенные доказательства, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, оценив их в совокупности, нахожу вину МОУ Широкинская СОШ в совершении правонарушения полностью доказанной. Действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность не усматривается.
Оснований для применения административного наказания в виде административного приостановления деятельности в данном случае не имеется, учитывая учебный год, в связи с чем имеются основания для назначения наказания в виде административного штрафа.
Вместе с тем, полагаю, что имеются основания для уменьшения размера предусмотренного санкцией статьи административного штрафа.
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тыс. руб.
Таким образом, законодатель, предусмотрев приведенные выше нормы КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, с учетом того, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Санкция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц, в том числе в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, финансового положения МОУ Широкинская СОШ являющегося муниципальным бюджетным учреждением, судья считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией вышеуказанной нормы, в размере 75 000 руб., который соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
МОУ Широкинская СОШ признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере № рублей.
Согласно ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, по следующим реквизитам:
УФК по Приморскому краю (МТУ Ространснадзора по ДФО) л/с 04201F19670
ИНН 2540261603 КПП 254001001 БИК 010507002
р/с 03100643000000012000 к/с 40102810545370000012
Дальневосточное ГУ банка России //УФК по Приморскому краю г. Владивосток
ОКТМО 05701000 КБК 10611601191019000140 УИН 10691512230750026967
Документ об оплате штрафа должен быть представлен в суд.
Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение взыскания в виде административного штрафа в двойном размере, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, путем принесения жалобы через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края.
Судья А.Г. Намнанова